Святым православным праведникам Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице посвящена одна из старейших действующих церквей Санкт-Петербурга. Возведенное в помпезном духе королевское барокко религиозное сооружение считается важной туристической достопримечательностью северной столицы.
История церкви Симеона и Анны в Санкт-Петербурге
Сооружение – законодательно охраняемый памятник архитектуры. История православного храма уходит корнями в XVIII в. Деревянное строение религиозно-культового предназначения заложили неподалеку от берега Фонтанки во времена императрицы Анны Иоанновны.
Храм был призван заменить собой обветшавшее сооружение с деревянным куполом, возведенное в честь Архангела Михаила. Строительство религиозного сооружения начали в 1712 г. и завершили в 1714 г. В таком виде здание просуществовало до 1731 г.
Церковь Симеона и Анны в Санкт-Петербурге возведена по проекту ученика знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини М.Г. Земцова, который при участии И. Блана составил схему религиозного объекта. Культовое сооружение строили в честь появления на свет дочери императора Петра I – Анны Петровны.
Изначально церковь сделали в один этаж простой прямоугольной геометрической конфигурации. Над алтарным фрагментом храма возвышалась небольшая башня с высоким шпилем. Возведенное религиозно-культовое сооружение осветили 3 февраля 1714 г.
Деревянное строение быстро ветшало во влажном климате и под влиянием сырости реки Фонтанки. Обновленное каменное сооружение содержало в себе сочетание западноевропейского барокко с архитектурными признаками классического русского церковного зодчества.
Возведение церкви закончили в 1734 г. Колокольня высотой 47 м получила оригинальный шпиль авторства нидерландского зодчего Германа ван Болеса. Тожественная церемония освящения православного храма состоялось в начале 1734 г.
Здание имело 3 алтаря. Главную часть посвятили Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице, правую – архистратигу Михаилу, левую – преподобному Ефрему Сирину. На церемонии освящения императрица присутствовала собственной персоной. Проведение обряда поручили архиепископу Феофану Прокоповичу. Храм во времена правления Анны Иоанновны считался сугубо придворной церковью.
Сейчас сооружение носит приходской статус и 5 приделов – обособленных алтарей:
- праведников Анны и Симеона;
- преподобного Ефрема Сирина;
- архистратига Михаила;
- называемой Троеручицей иконы Божьей матери – самый обособленный алтарный элемент храма;
В цокольном этаже располагается нижний алтарь, посвященный святителю Николаю Чудотворцу. В церкви регулярно проводятся богослужения, различные обряды и культовые церемонии.
В январе 1938 г. сталинские власти закрыли храм, устроив складские помещения. Церковное имущество и элементы убранства подверглись разграблению. Реставрация культового сооружения состоялась в 1951-1954 гг.
В 1980-х гг. здесь располагался метеорологический музей. Вначале 1990-х гг. храм возвратили верующим. С тех пор в церкви проводятся регулярные богослужения. Освещение храма состоялось в начале 1995 г.
Хронология обновлений церкви
Сооружение неоднократно подвергалось косметическим изменениям и масштабным модернизациям.
Хронологическая последовательность наиболее значимых реконструкций:
- 1753 г. Установка курантов, созданных механиком Борисом Нейером. Помпезные часы перенесли из прекратившего существование храма Воскресения Словущего, который располагался около дворцовой резиденции княжеского рода Меньшиковых.
- 1772 г. Возведение еще одного обособленного алтаря, посвященного святому великомученику Евстафию Плакиде.
- 1779 г. Обнесение церкви кованой оградой, которая несколько изменила внешний вид сооружения.
- 1797 г. Водружение на фронтальной стене церкви ордена святой Анны, приуроченное к коронации Павла I. Религиозное сооружение получило статус капитула, который присваивали культовым учреждениям, имевшим право выпускать и вручать различные награды, знаки отличия.
- 1802 г. Упразднение возведенного в 1772 г. придела.
- 1803-1808 гг. Пристройка ризницы с часовней. Оба фрагмента храмового комплекса разработал архитектор Михаил Выборов.
- 1838 г. Плановое обновление интерьерных конструкций и внутренних поверхностей. Академиком Д. Антонелли были созданы новые иконы, которые разместили на Царских вратах придела архистратига Михаила.
- 1869-1872 гг. Расширение и обновление архитектуры храмового комплекса. Проект модернизации религиозного сооружения разработал Георгий Винтергальтер. Увеличили высоту центральной колокольни, ризницу с часовней расширили в 3-х направлениях. Добавление классических фрагментов русской церковной архитектуры придало строению аутентичный вид. В ходе модернизации добавили обособленный алтарь, посвященный иконе Божьей Матери.
В 1868 г. при церкви создано общество помощи бедным, приют для детей-сирот и богадельня. В 1905 г. в ходе очередного планового ремонта восстановили работоспособность курантов.
В 1996-2013 гг. храм подвергся самой масштабной реставрации в своей истории. В начале 1990-х годов возвращенную петербуржской епархии церковь основательно реконструировали.
Стены храма, сложенные из кирпича низкого качества, практически возводили заново. Крышу оснастили прочной стропильной системой, покрыли новым металлическим каркасом из меди и алюминия. Во всех помещениях заменили напольное покрытие.
В настоящее время специалисты художественной академии проводят очередные реставрационные работы по восстановлению внешнего убранства и интерьера храма.
Где находится, как добраться
Церковь Симеона и Анны в Санкт-Петербурге размещается на пересечении улицы Моховой с Белинского. Ближайшие станции метрополитена – Гостиный двор, Маяковская, Чернышевского. От каждой нужно пройти пешком до ворот храма не более 1500 м.
Официальный адрес церкви: 191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, 48. Мимо храма проезжает большое количество вездесущих маршруток. Добраться до религиозного сооружения можно автобусом, подземным транспортом или троллейбусом.
Ведущие к церкви маршруты представлены в таблице.
Вид городского транспорта | Номера маршрутов |
Автобусы | 7,15, 24, 46, 49 |
Метро | 1, 2, 3 |
Троллейбус | 3 |
Маршрутные такси | К90, К107, К177, К258, К289, |
Рядом с церковью располагаются следующие остановки наземного общественного транспорта:
- ул. Некрасова;
- Литейный проспект;
- ул. Гангутская;
- Летний сад;
- Невский проспект.
От вестибюля станции метро Гостиный двор нужно пройти по Невскому проспекту до входа в Екатерининский сквер. Здесь перейти на противоположную сторону дороги двигаться по ул. Малая Садовая.
Повернуть на Итальянскую улицу, пройти мимо Манежной площади до ее пересечения с Караванной. Далее путь пролегает по пл. Белинского до моста через Фонтанку. Храм расположен за ним с левой стороны.
Внешнее убранство
Экстерьерные поверхности церкви выглядят скромно, но торжественно. Постройка поражает уникальным сочетанием свойственной королевскому барокко монументальности с присущей традициям русского зодчества визуальной легкостью. Взгляд привлекает объемный фрагмент с куполообразным сводом.
Здесь размещается трапезная. Центральная колокольня имеет 4-ярусную конструкцию, которая возвышает ее над окружающей местностью.Основная часть церкви выполнена в форме огромного барабана с проходящими по всему периметру здания оконными проемами арочной конфигурации.
Выше размещается граненый купол внушительных размеров. Во время одной из многочисленных модернизаций этот элемент религиозного сооружения облицевали золоченым металлом, отражающим солнечные лучи и придающим сооружению торжественный вид.
Цветовая гамма купольного фрагмента повторяет оттенок заостренного шпиля колокольни, увенчанного миниатюрной декоративной башней с православным крестом. Храмовые стены декорированы художественно оформленными пилястрами в римско-дорическом стиле.
Ярусные каскады колокольни и барабанной конструкции поддерживают прочные колонны. В экстерьере сооружения четко прослеживаются типичные тенденции западноевропейского барокко в сочетании с архаичными традициями русского церковного зодчества.
В построении центрального фрагмента религиозного комплекса просматривается влияние принципов московской архитектуры первой половины XVIII в. К таким признакам относится растянутый в поперечной плоскости элемент. Он завершается плавно изогнутыми фронтонами, увенчанными массивным барабаном купола и изящным, но несколько легкомысленным фонариком.
С восточной стороны церкви к центральной конструкции примыкает алтарный фрагмент.
Храмовый комплекс составлен из пары различных по функциональному наполнению строительных конструкций. Объемно-планировочная композиция содержит вспомогательные пристройки, алтарные элементы, приходский дом. Его объединяет с церковным сооружением декорированная стена с въездными воротами.
Приходский дом выполнен в типичном стиле древнерусского культового зодчества и образован смыкающимися под прямым углом крыльями.
Церковь представляет собой 5-придельное здание с обширным внутренним двором. Храм Симеона и Анны в Санкт-Петербурге имеет цилиндрические перекрытия алтарных куполов, что характерно для традиций западноевропейского барокко.
Художественно-образные решения экстерьера и оформление внешнего убранства религиозного сооружения базируются на сочетании принципов хромового строительства разных архитектурных школ.
Купольно-крестовая система предусматривает небольшое понижение угловых поверхностей по отношению к плоскости фасада для придания сооружению легкого парящего вида. Таким способом дополнительно в архитектуре церкви создан выразительный визуальный акцент на главном и самом массивным кресте.
В западной части комплекса размещена малая звонница, которая не выделена объемом и гармонично вписывается в общий ансамбль.
Оригинальное распределение доминирующих по масштабам конструкций и фрагментов позволило придать сооружению живописный вид единой архитектурно-строительной композиции. Крупные формы гармонично дополняют разные по геометрической конфигурации лестничные марши, декоративные элементы, кованые детали.
Цветовыми акцентами фасадной поверхности выступают образцы церковной живописи, выполненные в мозаичном стиле. Они размещены на значимых в смысловом аспекте участках стен. Доминирующий архетип форм оконных проемов – метрические арки.
Внутреннее убранство
Предназначенное для богослужений основное помещение церкви ограничивают выступающие части продольного нефа и поперечного трансепта. Несущими конструкциями центрального церемониального зала служит 6 массивных угловых колонн, удерживающих куполообразный свод.
Здесь расположен резной иконостас с инкрустацией. Он имеет 4-ярусную конструкцию и принадлежит резцу мастера Конрада Гана. Лепные элементы выполнил Игнатий Росси. Стиль написания икон и образов соответствует европейской манере церковной живописи. Во внутреннем убранстве сооружения нашли отражение вехи его исторического развития.
В храме хранится икона Божьей Матери, написанная в XVIII в. Произведение церковного искусства инкрустировано серебряными чеканными окладами и ризой с драгоценными камнями. В церкви находится православный крест, датируемый 1716 г. По преданию, изделие содержит мощи святого Афанасия Лубенского.
Во внутреннем убранстве храма можно созерцать фрагменты Ризы Господней, вставленные оклад из серебра. Их подарил религиозному заведению князь П. Лопухин в 1839 г.
Интерьер центрального церемониального зала украшают картины «Положение во гроб» и «Рождество Христово». Первая, принадлежащая кисти Рубенса, размещена на правой стене алтарного помещения.
Произведение церковной живописи находится в резной золоченой раме. Его пожертвовали храму купцы Василий и Иван Бороткины в 1803 г. «Рождество Христово» – работа неизвестного голландского мастера, которая дарована храму фрейлиной В. Чоглоковой.
Режим работы
Церковь Симеона и Анны в Санкт-Петербурге открыта для посещений ежедневно. Религиозное заведение работает с 9.00 до 19.00. В будние и праздничные дни график остается неизменным.
Расписание богослужений
Для субботних, воскресных и праздничных литургий, торжественных обрядов предназначен центральный придел. В нем утренние богослужения начинаются в 10.00. В 9.30 священники принимают желающих исповедаться.
Вечерние богослужения в церкви небесных покровителей Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы начинаются в 17.00. Церемонии венчаний, крещений других религиозных обрядов по православным обычаям назначаются по предварительному согласованию с клиром.
В будние дни график богослужений скользящий из-за проходящих в храме ремонтно-восстановительных работ. В 2021 г. религиозные обряды и торжественные церемонии временно проводятся в нижнем приделе святого Николая Чудотворца.
Престольные праздники
Небесным покровителям церкви Богоприимцу Симеону и Анне Пророчице посвящена дата 16 февраля. В храме проводятся другие торжественные церемонии по случаю престольных праздников.
Иконе Божьей Матери посвящена дата 12 июля, преподобному Ефрему Сирину – 10 февраля. Престольный праздник архистратига Михаила проводится в храме 19 сентября. Посвященные Николаю Чудотворцу и святителю Мирликийскому даты приходятся на 22 мая и 19 декабря соответственно.
Информация для паломников
В православном храме можно исповедаться, прикоснуться к святым мощам, заказать панихиду или молебен во здравие. Неподалеку от церкви находятся недорогие гостиницы, где с комфортом могут разместиться прибывшие из других городов паломники.
Проводимые ремонтно-восстановительные и реставрационные работы не препятствуют полноценному функционированию религиозного заведения, но могут влиять на график богослужений, обрядов и церемоний.
Интересные факты
Церковь Симеона и Анны в Санкт-Петербурге длительное время носила статус придворной и считалась главным хромовым комплексом северной столицы. До 1802 г. на берегу Фонтанки проходили основные культовые обряды.
В храме проводились коронации, торжественные богослужения при большом скоплении народа и в присутствии монарших особ. Самая масштабная реставрация длилась 17 лет. После ее завершения храм освятил лично патриарх Кирилл.
Здесь были крещены многие известные люди и российские политические деятели, уроженцы Санкт-Петербурга. Храм охраняется законом, как памятник русской архитектуры. Церковь Богоприимца Симеона и Пророчицы Анны внесена в единый реестр культурного наследия РФ.
Видео о церкви
Маленькие детали большого города: Церковь Святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы: