Среди уникальных архитектурных памятников Московского Кремля одним из наиболее известных является Теремной дворец, ставший первой резиденцией царской династии Романовых. Выполненный в 2 стилях, русского узорочья и византийско-итальянского, дворец привлекает внимание яркими красками и сказочным обликом.
Архитектура, внешний вид
Архитектура Теремного дворца отсылает к древнерусскому зодчеству – 5-этажное строение представлял собой комплекс жилых палат и церквей, объединенных многочисленными переходами и лестницами. Однако во внешнем облике здания впервые объединены традиционные русские и итальянские стилевые приемы, использованы новейшие технологические достижения.
К работе над Теремным дворцом пригласили опытных русских мастеров:
- Антип Константинов был известен как строитель шатровых церквей. Им построены храмы в Нижнем Новгороде, Владимире, Москве.
- Бажен Огурцов занимался каменным строительством в Москве и Можайске.
- Трефил Шарутин участвовал в строительстве ряда зданий в Москве, в том числе Печатного двора. Также сооружал московский водовод.
- Ларион Ушаков не раз служил помощников А. Константинова, с которым вместе работал над возведением московских храмов.
Сохраняя черты древнерусских хором Теремной дворец при этом имеет пирамидную ярусную композицию. Палаты и подклети XV в. послужили 2-этажным основанием Теремного дворца, в них разместили мастерские резчиков, ювелиров, оружейников, хранили припасы.
Основный корпус дворца состоял из 3 этажей: на первом находились покои наследников и царицы, а также хозяйственные помещения, золотошвейная мастерская. Второй этаж отводился под царские палаты. На третьем ярусе имелась открытая терраса (гульбище) и небольшой терем.
В царские покои поднимались через Парадное (Постельное) крыльцо с Боярской площадки, на третий этаж вела Золотая лестница, которую закрывали медные решетчатые ворота, покрытые позолотой. Композиционно дворец напоминает поставленные друг на друга уменьшающиеся по размеру избы. Этажи разделяют широкие узорчатые и майоликовые карнизы.
Впервые в России строилось многоэтажное кирпичное здание, при этом использование железных перекрытий позволило сделать стены тоньше, облегчить вес здания и расширить внутреннее пространство. Такой прием способствовал и внедрению новой для того времени планировке помещений, расположенных анфиладой.
Строители поместили дворец фасадом к парадному двору, и с этой стороны четко различима осевая структура здания: с западной и восточной стороны центр окружают арочные галереи.
Богатое оформление фасадов Теремного дворца также стало новшеством в российской архитектуре. Для оформления наличников, дверных порталов, пилястров, парапетов использовался украшенный резьбой белый камень.
На нарядных фасадах использованы многочисленные декоративные элементы:
- пилястры;
- майоликовые изразцы;
- плетенка из орнаментов;
- ширинки;
- треугольные фронтоны;
- подвесные гирьки.
При этом размещение декоративных элементов не соответствовало внутренней структуре помещений, только окно царской комнаты выделяется колоннами с изображениями львов. Крыша дворца окрашена в шахматном порядке и увенчана позолоченным коньком и гребнем. Белокаменные художественные детали гармонично перекликаются с красными дворцовыми стенами и позолотой.
Исторические факты
Еще с XIV в. двор московского князя находился на Боровицком холме, возвышающемся над окрестностями. В начале XVI в. итальянский зодчий Алевиз Фрязин возводит для царской семьи жилые здания из камня. С годами дворец окружили многочисленные деревянные пристройки.
Постепенно облик дворца оказался искажен, а в Смутное время (начало XVII в.) помещения были разграблены или сгорели.
Теремной дворец Московского Кремля начали строить после вступления на престол Михаила Романова. Строительство продолжалось с 1635 г. по 1636 г., в 1637 г. художник С. Ушаков и мастер И. Осипов закончили внутреннюю отделку.
Но уже в конце XVII в. сгорели все деревянные строения Теремного комплекса. Вскоре царский двор перебрался в новую столицу, Санкт-Петербург, и в царских покоях разместили коллегии и архивы. Сгоревшие строения не восстанавливали, каменные здания стояли без ремонта в течение многих лет.
В XVIII в. императрица Елизавета Петровна поручила архитектору Б. Растрелли заново отстроить дворец, который планировалось сделать московской резиденцией. Растрелли возвел новое здание рядом с Теремным дворцом, соединив корпуса лестницами.
Во время Отечественной войны 1812 г. в Теремном дворце расположился Наполеон, однако здание не уцелело в пожаре, охватившем Москву после отступления французской армии.
В 1849 г. архитектором К. Тоном строится Кремлевский дворец, при этом новое здание объединили с сохранившимися строениями Теремного дворца. Фасад воссоздали по сохранившимся рисункам XVII в., дополнительно пристроив лестницу и украсив окна 1 этажа наличниками и резными рамами.
Поскольку интерьерное оформление к этому времени не сохранилось, группе художников под руководством П. Герасимова и Ф. Солнцева пришлось создавать новые росписи, придерживаясь стиля ХVII в. Они украсили комнаты геральдическими узорами, растительными орнаментами, вставками на библейские темы.
Теремной дворец включен в комплекс Большого Кремлевского дворца. В 1918 г. во дворце разместилось правительство Советской России, и спустя 15 лет многие помещения переделали. Первоначальный вид Теремному дворцу вернули при реставрации в конце XX в.
Ансамбль
2 нижних этажа дворца отводились под хозяйственные помещения и мастерские. На 3 и 4 ярусах была устроена женская половина и банный комплекс. Комнаты главы государства находились на 4 этаже. Уже после окончания строительства на крыше возвели небольшую надстройку — Златоверхий теремок.
Царские покои
Теремной дворец Московского Кремля реставрировали: были восстановлены интерьеры царских палат на 4 этаже. Это были приватные помещения, в которых государь отдыхал, молился, занимался делами.
Царские помещения включали:
- трапезная, или передняя;
- Крестовая палата, или Думская, или гостиная;
- Золотая, или Престольная;
- буфетная;
- опочивальня.
Помещения расположены анфиладой, имеют сводчатые потолки и парные стрельчатые окна, декорированные резными или расписными порталами. В окна вставлены цветные витражи, арочные двери выполнены из резного темного дерева.
а стенах и потолке сделаны яркие рисунки – это цветы, растительные орнаменты, звери, а также лики святых. Дополняют интерьеры резная мебель, позолота, лепнина.
Отопление всех комнат осуществлялось с помощью печей, фасады которых покрыты небольшими изразцовыми плитками. Хотя аутентичные печи не сохранились, при реставрации 1837 г. по старинным рисункам были созданы аналоги.
Каждое помещение имеет свое функциональное назначение, а оформление выдержано в разных тонах. Анфилада царских покоев начиналась сенями, или передней, в которой бояре ожидали выхода царя. Интерьер помещения выдержан в золотисто-желтых тонах, стены оформлены живописными изображениями святых князей – Владимира, Ольги, Елены и Константина.
Яркая позолота и обилие растительных рисунков создают праздничное настроение. Впоследствии в помещении устроили трапезную. Из передней узкая лестница вела на крышу дворца в Теремок и Смотрильную башню.
Вместе с царем бояре проходили в следующую комнату, Крестовую или Думскую палату, где их благословлял священник и начиналась работа. Небольшое помещение расписано в голубых тонах, в центре потолка изображена Богородица – покровительница Русской земли. Комната выглядит светлой благодаря 3 спаренным витражным окнам.
Именно в этой палате хранились ларцы с историческими документами – об установлении в стране патриаршества и избрании Романова на царство. Иногда в этом зале царь принимал послов, но основные приемы происходили в следующей палате – Престольной, или Золотой.
Благодаря богатому декору Престольная палата создает впечатление официальной торжественности: темно-красные стены обильно украшены золотыми узорами, изображениями двуглавых орлов и львов. Узоры переходят на потолок такого же оттенка, в центре которого размещено изображение Спасителя в окружении святых.
Это подчеркивало важность Престольной палаты, где принимались государственные решения. Ранее на стенах находились гербы всех регионов страны. Двери палаты обтянуты темной кожей и оформлены расписными порталами.
Под окном в углу Престольной палаты находился царский трон, у его подножия лежал вышитый царевнами ковер. Здесь царь принимал иностранных послов и бояр, решал важнейшие дела и выслушивал советы.
Из среднего окна на Боярскую площадку спускался ящик, в который каждый мог положить свою жалобу или прошение. Окно выделялось на фасаде двуглавым орлом на белокаменном наличнике, его часто называли Челобитным.
Небольшая дверка ведет из Престольной в буфетную, где с XVII в. сохранилась стеновая роспись и слюдяное остекление. В буфетной держали запас любимых царем вин и закусок.
Следующая комната в анфиладе – это царская спальня, выполненная в зеленоватых тонах. Цветочные узоры покрывают стены и потолок опочивальни, также на стенах сделаны медальоны с рисунками на тему Священного Писания. В XIX в. при реставрации в комнату поставили резную кровать с балдахином из китайского шелка.
Смежной со спальной была комната для молитв. У Михаила Федоровича в молельне находилось 2 киота с крестами, иконами и панагиями, киоты украшали дорогие оклады. На аналое хранилось старинное Евангелие.
Также из спальни можно было спуститься по лестнице на этаж, где располагалась мыленка – банное отделение. Пол и стены банного помещения покрывали свинцовые плиты, чтобы избежать протекания воды.
В анфиладу царских комнат попадали по парадной лестнице, расположенной в восточной стороне здания. Сначала посетители поднимались до Верхнеспасской площадки, которую ограждает Золотая решетка.
Решетка искусно выкована из железа: растительный орнамент при ближайшем рассмотрении оказывается миниатюрными фигурками птиц, зверей и мифических существ.Проведенная при Николае I перестройка кремлевского комплекса привела к тому, что лестница и крыльцо царских покоев оказались расположенными внутри помещений.
Лестничный пролет, ведущий от Верхнеспасской площадки в царские покои, охраняют 2 львиные скульптуры, они держат геральдические щиты с вензелями Николая I. Арку над лестницей украшает гирька, выполненная в виде львиной головы, во рту которой помещено яблоко – это символизировало дворцовые тайны.
Золотая Царицына палата
Женская половина дворца располагалась отдельно от покоев царя. Строительство Царицыных палат датируется 1526 г. В этом помещении царица принимала послов, приближенных и духовенство. В конце XVI в. палаты перестроили, богато украсив.
Сводчатый потолок и стены покрывала позолота и роспись – виноградные лозы, деревья, орнаменты. Также на стенах были выложены мозаичные сюжеты на исторические и духовные темы. Зал отличала хорошая акустика.
Государыни перестали жить в Царицыных палатах с 1635 г., когда над ними поставили Верхнеспасский собор, а вдоль южного фасада устроили галерею. В XVIII в. помещение отвели под склад, реставрацию произвели только в 1838 г. Доступа туристам в эту комнату нет, хотя это единственные покои, оставшиеся в Теремном дворце от женской половины.
Златоверхий теремок
Теремной дворец Московского Кремля венчает Теремок. Такое название получил небольшой, состоящий из 1 комнаты, каменный мезонин, расположенный на крыше дворцового комплекса. Кровля Теремка состояла из листов, покрытых позолотой и серебром.
Теремок предназначался для игр царских детей, поэтому стены в нем были расписаны сказочными или волшебными существами – попугаями, кентаврами, силенами. Помещение делилось занавеской пополам. Впоследствии в Теремке проводили заседания бояр, а в XIX в. место стали использовать во время чаепития.
Для прогулок вокруг Теремка была устроена открытая галерея – гульбище. К домику примыкала Смотрильная башня, в которой стены были заменены большими разноцветными окнами.
Церкви
В ансамбль Теремного дворца входят домовые храмы:
Название храма | Дата создания | Описание |
Рождества Богоматери на Сенях, или Воскрешения Лазаря | 1393 г. | Четырехстолпный каменный храм в женской части дворца поставила вдова князя Дмитрия Донского. Церковь была выполнена во владимиро-суздальском стиле, ее расписали С. Черный и Ф. Грек. В 1479 г. после пожара крыша обрушилась, и в 1514 г. на его сводах поставили новую церковь — архитектор Алевиз Новый сохранил уцелевшую часть храма как подклет. Церковь вновь перестраивали в 1681 и 1839 г. |
Екатерининская | 1627 г. | Находится на женской половине дворца. После пожара в 1737 г. отстроили заново, а в 1843 г. сделали новый интерьер. |
Спас Нерукотворный, или Верхнеспасский, или Спас за Золотой решеткой, или Распятский | 1635 г. | Находится на мужской половине. В 1670 г. доступ к собору со стороны Боярской площадки перекрыла позолоченная решетка. В 1681 г. над одним из соборных приделов сделали церковь с имитацией Голгофы, после чего храм стали называть Распятским. В 1812 г. церковь была разграблена, реставрация проводилась в 1836 г. Сохранился резной иконостас XVII в. в стиле барокко. |
Евдокиевский, или Воскресение Словущего | 1654 г. | Храм преподобномученицы Евдокии надстроили над церковью св. Екатерины. Резной иконостас, расписанный знаменитыми художниками, производил впечатление перламутрового. В 1681 г. храм переосвятили, после чего он получил название Воскресение Словущего. Здание украшено изразцами. |
Распятия Христова, или Крестовоздвиженская | 1679 г. | Построили над приделом Верхнеспасского собора. Являлась личной молельной Алексея Михайловича, поэтому ее площадь всего 28 кв. м. Украшение храма – медный иконостас, покрытый позолотой. Церковь является наиболее сохранившейся. |
4 домовых храма в 1682 г. объединили общей крышей, которую украсили 11 позолоченных главок с барабанами, декорированными изразцами. Работу выполнил зодчий О. Старцев, резьбой крестов занимался монах Ипполит. Доступа в эти храмы нет, богослужения не проводятся.
Программы экскурсий
Теремной дворец Московского Кремля является государственной резиденцией, поэтому экскурсии проводят только аккредитованные компании по предварительной записи. Для посещения необходимо получить разрешение комендатуры Кремля и согласовать время. Из-за правительственных мероприятий экскурсия может быть перенесена на другой день.
Программа включает посещение парадных помещений Большого Кремлевского дворца, в том числе Георгиевского зала, Грановитой палаты и Теремного дворца. Стоимость 1,5-часовой экскурсии составляет 3500-6000 руб. в зависимости от условий туроператора. Экскурсии проводятся в будни с 10 до 15 ч.
При заказе тура необходимо внести полную предоплату, при этом при форс-мажоре деньги не возвращаются. В составе группы должно быть не более 20 человек, дети младше 10 лет не допускаются.
До начала экскурсии туристы проходят паспортный контроль, предъявляя оригинал паспорта. При опоздании участие в туре становится невозможно. Также в Кремле необходимо соблюдать дресс-код. Фотографирование разрешено только в местах, указанных экскурсоводом. На официальном сайте Московского Кремля можно совершить онлайн-прогулку по залам Теремного дворца.
Адрес, контактные данные
Теремной дворец расположен на территории Московского Кремля, почтовый адрес ул. Манежная, д.2/10, стр. 2. Экскурсионное бюро музея-заповедника Московский Кремль отвечает на вопросы по электронной почте, а также по телефонам +7 (495) 695-41-46 и 697-03-49 без выходных с 9 до 18 ч. Найти экскурсии в Теремной дворец можно на сайтах московских туроператоров.
Как добраться
В Кремль удобно добираться на метро.
Около входа на территорию находятся станции метрополитена:
- Александровский сад (линия №5);
- Боровицкая (№9);
- Арбатская (№3);
- Библиотека им. Ленина (№1);
- Охотный ряд (№1).
До остановки «Библиотека им. Ленина» можно доехать автобусами № м1, м2, м6, м7, м9, е10 и ночными н2 и н11. Для личных автомобилей сделаны платные парковки, стоимость первого часа составляет 300-380 руб.
Одно из уникальных сооружений Московского Кремля — Теремной дворец – сохранился с XVII в. и дает представление о развитии русской архитектурной школы. Многоярусное здание – первый российский небоскреб — стало необычным опытом для отечественных зодчих. Сложная внутренняя композиция дворца является отражением попытки воплотить представление о райской жизни, подобающей царям.