Архангельский собор представляет собой православный Московский храм, возведённый в Кремле. Строительство выполнялось по проекту Алевиза Нового, который являлся архитектором из Италии. Это большое белоснежное сооружение с возвышающимися куполами, является местом родовой усыпальницы древних высокородных персон.
Исторические факты возникновения Архангельского собора
Архангельский собор Московского Кремля стоит на территории ранее построенной деревянной небольшой церкви, возведённой Михаилом Ярославичем Хоробритом в 1248 году. На тот момент он являлся Великим князем. Собираясь в очередной военный поход со своими дружинами, князья служили молебен Архистратигу Михаилу, которого они считали своим покровителем.
Именно поэтому была и построена небольшая деревянная церковь. Несколько позднее на этом самом месте произошла закладка ставшего знаменитым собора, который превратился в усыпальницу князей.
По мнению некоторых исследователей, в первой церкви не предполагалось проводить захоронения правителей. Доказательством тому является отсутствие в нём праха князя Михаила. После очередного похода, в котором он был убит, его похороны состоялись в другом месте, а не Москве. Только позже произошло захоронение в церкви его племянника Даниила со своим сыном Юрием.
Деревянная церковь простояла до тридцатых годов следующего века, и по указу Ивана Калиты была снесена. На этом месте Великий князь возвёл каменный собор. Датой его постройки считается 1333 год. Причиной строительства был данный князем обет, вызванный голодом из-за неурожая. Он дал клятву, что если Русь сумеет пережить бедствие, то за избавление от голода им будет возведён храм.
Изготовленный собор простоял только до XV века. Разразившаяся гроза стала причиной удара в него молнии и возникновения пожара. Строение удалось затушить, но храм получил множество повреждений.
В дальнейшем по стенам стали распространяться трещины и возникла опасность обвала здания. Ставший на правление Иван III, издал указ о разборке сооружения и строительстве уже очередного нового более качественного сооружения.
;
История строительства и реставрация
Архангельский собор Московского Кремля, фактический переживал 2 рождения:
- 1333 г. Иваном Калитой был возведён храм из камня.
- 1505 г. Теперь уже Иваном III была сооружена вторая постройка.
Последнее здание претерпело несколько реставраций, что дало возможность проводить службы вплоть до нынешних времен.
Первый собор XIII-XV века
Возведённый Иваном Калитой собор был освящён митрополитом Феогностом. Произошло такое событие в 1333 году. Сооружение представляло собой одноглавое здание, которое удачно вписалось в общий ансамбль других построенных рядом соборов.
Через год после постройки во время правления Симеона Гордого русскими иконописцами произошло полное видоизменение храма. Чуть позже, в 1399 году, собор уже повторно обработал Феофан Грек вместе со своими учениками. Именно в этом храме произошло захоронение самого Симеона Гордого.
После прошедшей битвы на реке Шелонь между войсками Москвы и Новгорода в честь одержанной победы Великим князем Иваном III были построены 2 предела. Проведение этой работы произошло сразу после возвращения войска. Для этого была использована древесина. На это указывает произошедший в скорости серьёзный пожар.
В результате загорелось множество деревянных построек, а затем огонь распространился и на пределы. Однако разрушение оказались недостаточно серьёзными, потому что после их разборки они были восстановлены. Однако простояли пристройки только 6 лет. В 1481 году началось строительство уже на этом месте каменных пределов. Работы завершились через год.
Второй собор с XVI века и до наших дней
Гроза, которая произошла в 1475 году, ударила в собор и довольно сильно их разрушила. К этому времени храм был буквально переполнен гробницами. Учитывая эти обстоятельства, остававшийся ещё у власти Иван III буквально незадолго до своей смерти решил возвести второй собор, стройку которого доверил Алевизу Новому, являвшемуся итальянским архитектором.
Данное событие состоялось в 1505 году. Скончавшийся князь был тут и похоронен, хотя строительство собора только лишь успело начаться. Дальнейшая работа уже проходила под руководством Василия III.
Приглашённый мастер, вернулся к традиционной системе с пятиглавыми крышами. Однако он сумел внести туда ряд элементов итальянского зодчества. Когда основные стены были возведены, в собор перенесли гробы всех князей.
Данный период времени был наиболее подходящим для создания храма. Это была пора развития территории Москвы, что выразилось в постройках новых церквей и монастырей.
Для работы привлекались строители из других государств, приток которых шёл в основном из Италии. Архитекторы этого государства хорошо разбирались в своей деятельности. Именно ими были созданы зубцы на кремлёвских стенах, напоминающие ласточкин хвост.
Позже в соборе проводилось множество восстановительных реставрационных работ.
Информация об этих событиях указана в таблице.
Дата | Событие |
1547 г | Произошёл ещё один пожар в соборе, что привело к потере иконостаса. На восстановление специально были приглашены Псковские и Новгородские мастера, которые полностью возродили повреждённую живопись. |
1652 г | Стенопись храма пришли в ветхость. Правивший в тот период царь Алексей издал указ о нанесении новой росписи. Однако реставрационные работы из-за войны с Польшей и Швецией пришлось отложить до 1660 года. Позже они продолжились и длились на протяжении 6 лет. |
1737 г | Во времена правления царицы Елизаветы произошёл очередной пожар, что привело к необходимости проведения капитального ремонта храма. Были полностью восстановлены портреты князей и царей с их надгробиями. При этом центральный купол, выглядевший в виде шлема, приобрел форму луковицы, с южной части фасада были убраны декоративные украшения, а эти места перекрыли каменными контрфорсами. |
1742 г | Храм приобрёл статус кафедрального собора. |
1772 г | Были отреставрированы решетки, расположенные около гробниц, восстановлены верхние ярусы иконостаса, изготовленны пять новых паникадил. |
1812 г | С захватом Наполеоном Москвы собор был разорён, а многие иконы испорчены. После выхода французов вся роспись была восстановлена, а утраченные украшения заменены на новые варианты. |
1826 г | К палате с южной стороны был пристроен второй этаж, предназначенный для священнослужителей. В нем проводились судебные мероприятия по отношению к монастырским крестьянам. |
1853 г | Была проведена реставрация стенописи храма, а также произошло возобновление икон. |
1895 г | Началась очередная реставрация икон, которая производилась сотрудниками мастерской Епанечникова. |
1913 г | Была проведена реконструкция усыпальницы, промыта вся стенопись, а также отреставрированы и почищены подсвечники. |
1917 г | Началось вооружённое восстание. Стена была разбита снарядом и в кладке сформировалась брешь, что привело к необходимости закрытия храма. |
1920 г | Был установлен деревянный тамбур, который закрывал вход в собор с западной стороны. |
1934-1935 гг | Произошла реставрация красочного слоя собора. |
1955 г | Храм стал работать как музей. Одновременно начались работы по реставрации помещения, проводимые работниками Академии архитектуры СССР. |
1960 г | Начались ремонтные работы. Были найдены фрагменты каменных кладок и полов с использованием керамики. |
1970 г | Произошла реставрация храма с его внешней стороны. |
1991 г | Началось богослужение. |
Архитектурные особенности, архитектор
Архангельский собор, который является Московским храмом, возведённым в Кремле, строился специально приглашённым знаменитым мастером своего дела Алевизом Новым из Венеции. Он отразил в себе черты русской архитектуры и итальянских традиций.
Приехавший мастер имел представление об особенностях Московской культуры и хорошо владел искусством создания объёмно-пространственных церквей на Руси.
Предпочтение этому человеку была отдано потому, что в прежние времена он создал несколько подобных построек, которые понравились заказчиком. Однако в данном случае ему предстояло возводить культовое сооружение, где нельзя было отходить от установленных канонов. Одновременно Иван III существенно осложнил проблему, высказав трудно совместимые требования.
Он хотел, чтобы возведённый собор отвечал традициям православия, но был построен в стиле европейской моды. Это трудная задача была с успехом выполнена итальянским зодчим. Элементы стандартной русской архитектуры нашли хорошее сочетание с фрагментами итальянской культуры.
Внешний вид храма
Архангельский собор Московского Кремля составляет в высоту 21 м. Построенное из красивого камня помещение имеет сверху 5 куполов, сдвинутых в восточном направлении.
В духе традиций Италии архитектор поделил внешнюю часть собора на 2 яруса. Они получили нужное оформление, что создало вид этажности собора. При этом нижняя часть получилась настолько мощной, что стала крепкой опорой для верхнего лёгкого яруса.
Во всех 35 капителях, выполняемых на основании единой составленной схемы, можно увидеть рисунок красивого растения. Посередине каждого построенного яруса хорошо смотрятся узкие, но высокие окна.
Западная территория постройки полностью соответствует настоящему итальянскому палаццо. В центре расположились круглые окна. Между башнями установлены уже арочные окна, соответствующие итальянскому образцу. На внутренней части храма установлены приблизительно на этом же уровне подобные окна.
На первоначально построенном соборе присутствовала окраска, придающая вид кирпичной кладки с различными вставленными белыми декоративными элементами.
Для архитектуры древней Руси построенный собор смотрится традиционно, как и положено такого уровня зданиям. При этом в фасадной части существуют различные декоративные формы. Вход, который относится к главному, располагается со стороны запада. Он изготовлен так, что находится в углублении. Сверху над ним присутствует двойное окно второго яруса.
На Западном фасаде находятся ещё 2 двери, через которые можно попасть на верхние этажи. К восточной части храма примыкают 2 предела: святого Уара и Иоанна Предтечи. Эта пристройка была сделана в конце XVI века.
Совмещая архитектуру построенных ранее древнерусских соборов с культурой Венеции, Алевиз украсил фасады нишами, как принято на Руси и рельефно выполненными белокаменными раковинами больших размеров, которые характерны для Италии.
При этом во внешнем строении можно увидеть обычные контрасты, когда нарядная декорация фасадов явно не смотрится с русскими столбами, на которые опираются цилиндрические своды.
Интерьер храма
Внутренний интерьер собора отличается хорошей освещенностью и свободой. При взгляде на мощные колонны с характерными профилированными цоколями сразу узнается рука выдающегося мастера. Внутри помещения находится ряд саркофагов большой величины, которые располагаются на полу и занимают почти половину его площади. Их наличие создаёт грустное впечатление.
Здесь таких захоронений присутствует 54 штуки, а над ними располагаются надгробия, выполненные из белого камня с различными надписями и орнаментами. Ещё в ХVII веке, когда отмечалось 300-летие правления династии Романовых, все они были помещение в металлические каркасы и застеклены.
Внутренние стены храма украшают фрески и росписи. Также расписан и купол здания. Эта работа была проведена при правлении царе Алексея. Росписи выполнялись артелью мастеров, куда входили знаменитые художниками, руководил которыми Симон Ушаков.
На внутренних северных и южных стенах собора присутствует роспись непосредственно о деяниях архистратига Михаила. На западных стенах находятся композиции с символом веры.
Алтарная часть собора отделена от основного зала иконостасом. Это рамная конструкция, составляющая в высоту 13 м. На ней присутствует резной декор, который был нанесён мастерами под руководством Недумова.
Иконостас разделён в горизонтальном направлении четырьмя карнизами. Вертикально он делится на одну центральную и 2 боковые части. Некоторые иконы относятся к XIV-XVI векам, а основная масса была написана в 1681 году рядом русских художников. Здесь изображены различные пророки, которые держат в руках свитки с предсказаниями.
Усыпальница
Архангельский собор Московского Кремля является местом, где захоронены все мужчины семьи Рюриковичей и Романовых вплоть до XVIII века. При этом царицы и княгини хоронились отдельно. Такой обряд совершался в соборе Вознесения Христова. Это здание стояло до 1929 года, а затем было разрушено и с этого времени женщин стали хоронить в южной части Архангельского собора.
Одновременно в это место были переведены и все остальные мощи похороненных ранее государей. С этих пор над гробом стала возводиться надгробница из камня в виде закрытой плиты. На ней устанавливалась икона, свеча, а также панихидное блюдо.
Обычай хоронить своих великих представителей пришёл из Византии. Причиной считалось мнение, что человеческая жизнь после смерти не заканчивается, а продолжает своё существование. Это и стало поводом создания такого рода царской усыпальницы.
Гробницы
Внутреннее пространство Архангельского собора заполнено надгробиями, которых здесь насчитывается 46 единиц. Под ними покоятся 56 князей вместе с их ближайшими родственниками. Во время правления Михаила Романова здесь были установлены бронзовые саркофаги и белокаменные надгробия одних из первых московских князей. Погребенные люди изображались напротив своих надгробий в полный рост.
Захоронения проводились по заранее разработанным чётким правилам:
- Западная сторона. Хоронились удельные князья.
- Северная стена. Здесь захоронены опальные князья.
- Юго-восточная часть. Нашли покой татары, принявшие православие и служившие русским князьям.
Также установлены храмы царей:
- Михаилу.
- Алексею.
При этом Пётр I захоронен в Петропавловском соборе, куда потом стали помещать всех последующих представителей царской династии.
Ещё здесь стоит гробница Бориса Годунова, в которой отсутствует прах царя. Он был вынесен по воле самозванца Лжедмитрия 1 и позднее перемещён в Троице-Сергиеву Лавру.
Росписи усыпальницы
Роспись собора была сделано в XVI веке, когда у престола стоял царь Алексей. Работой занимались 92 мастера. Здесь присутствует военная тематика, а также духовные сюжеты, где представлено сражение Архангела Михаила с Сатанаилом, который являлся падшим ангелом.
Также здесь расписана галерея надгробных портретов правивших князей. Её открывает Иван Калита. Вверху на куполах представлены различные лики: праотцов, пророков. Здесь же присутствуют некоторые эпизоды из жизни Спасителя.
Центральную часть занимает изображение Адама и Евы. Также здесь представлены образы Архангела Михаила, апостолов, воинов мучеников. Наконец присутствует четырехъярусный иконостас, где установлено несколько святых икон.
Некрополь Архангельского
По указу Василия III в 1508 году в собор были перенесены останки прародителей бывших великих князей. Первым из них из них похоронен Иван Калита. Интересным фактом является то, что здесь присутствует храм, где похоронены дети Ивана Грозного: Иван и Дмитрий.
В северной части собора находится прах Михаила Черниговского. Он был причислен к лику святых. В своё время князь не захотел подчиниться Золотой Орде, за что и был мученически убит.
Архангельский собор относится к Московскому храму, построенному в Кремле, который в настоящее время приобрёл статус музея. При этом 2 раза год в нём проводятся богослужения. После нескольких столетий бездействия снова возобновилась духовная жизнь.
Видео о соборе
Тайны Архангельского собора: