Медный всадник – одна из достопримечательностей Санкт-Петербурга, отдающая память первому Российскому императору Петру I. Изготовленный французскими скульптурами бронзовый памятник, изображающий государя в образе защитника русского народа, расположен в историческом центре города, окутан множеством тайн и получил свое отражение в музыке, литературе и искусстве.
Исторические сведения
Медный всадник (история создания памятника приведена ниже в статье) – памятник первому императору из династии Романовых, ставший одним из символов Северной столицы.
Инициатива создания монумента принадлежит императрице Екатерине II, решившей продемонстрировать свою приверженность петровским реформам и по приказу которой князь А.М. Голицын обратился к профессорам Парижской академии живописи с просьбой порекомендовать ему талантливого скульптора.
Д. Дидро и Ф.-М. Вольтер предложили доверить работу Этьену-Морису Фальконе, вначале изготовившему восковую модель скульптуры, а затем воплотившему ее в бронзе. Над изображением головы «всадника» первоначально работала ученица мастера Мари Анн Колло, но сам он впоследствии внес в готовую модель дополнительные изменения.
Окружение Екатерины II предложило мастеру воплотить в работе абстрактные понятия, изобразив императора в образе римского полководца, но сам скульптор решил представить Петра Алексеевича в роли «законодателя, создателя и благодетеля Российской империи», простирающего свой взгляд над созданным им государством.
Гипсовая модель была изготовлена в 1774 г., а 2 года спустя, после многочисленных экспериментов над составом, проходящих при участии литейщика Е. Хайлова, была предпринята первая, неудачная попытка отлива монумента из бронзы, завершившаяся возгоранием в мастерской.
Стараниями литейных мастеров пожар был ликвидирован, но возникли необратимые повреждения в верхней части статуи. Ее отлив произошел лишь в 1777 г., после ремонта ранее давших течь гипсовых форм.
К лету 1778 г. завершился процесс сборки и шлифовки бронзовой статуи, а несколько месяцев спустя Этьен-Морис Фальконе покинул Санкт-Петербург, предварительно оставив свою подпись в складках плаща всадника.
Дальнейшие работы и установка монумента проводилась под руководством архитектора Ю. Фельтена, а в качестве подножия скульптуры был выбран постамент, изображающий придавленную конем змею, олицетворяющую ненависть, злобу и невежество.
Используемая в качестве подножия гранитная глыба, весом в 1,6 тыс.тонн была обнаружена на побережье Финского залива и получила в народе прозвище «Гром-камен». В 1770 г. с помощью переносных рельсов и специально построенной баржи она была доставлена в Санкт-Петербург, а на ее месте впоследствии образовался Петровский пруд.
В соответствии с эскизом Ю.Фельтена камню была предана скалистая, волнообразная форма, значительно уменьшившая его первоначальный размер. Установка монумента проводилась под руководством Е. Гордеева.
Описание
Медный всадник (история создания памятника окутана множеством тайн) расположен на Сенатской площади, вблизи Сената и Адмиралтейства, и изображает первого российского императора Петра I верхом на стоящем на задних ногах боевом коне.
Характеристика монумента:
Высота памятника | 5,35 м |
Высота постамента | 5,1 м |
Длина постамента | 10,5 м |
Шина постамента | 3,6 м |
Материал изготовления | бронза |
Вес памятника | 9 тонн |
Дата начала работ | 06.09.1766 г. |
Дата открытия | 07.08.1782 г. |
В соответствии с задумкой автора, скульптура изображает первого российского императора усмиряющего боевого коня на вершине крутой скалы. Облаченный в традиционную русскую рубаху государь сидит на заменяющей седло медвежьей шкуре, символизируя тем самым свою близость к русской нации и народу.
Немного повернутую вправо голову Петра Алексеевича венчает лавровый венок полководца-победителя, а дополняют образ спадающий с плеч плащ и свисающий с пояса меч. Зрачки государя имеют форму сердца, что по задумке скульптора, олицетворяет его любовь к своей стране.
По другой версии «сердечные» глаза достались скульптуре благодаря работе ученицы Фальконе Мари Анн Колло, занимавшейся созданием первоначальной версии головы императора и выразившей таким образом, свою влюбленность в мастера и учителя.
Одна рука отличающегося величественной и гордой осанкой всадника поднята в повелительном жесте, протянутом над подвластной ему страной, а вторая сжимает поводья вставшего на дыбы коня, символизируя стремительный рост могущества Российской империи.
Под ногами жеребца находится бронзовая змея, олицетворяющая невежество, коварство и злобу, с которой в период своего правления активно боролся император. Помимо декоративной версии она также обеспечивает дополнительную устойчивость монумента, опирающегося только на задние ноги боевого коня.
В качестве постамента для памятника выбрана скалистая гранитная глыба, считающаяся знаком преодоления жизненных трудностей, а ее волнообразная форма указывает на покорение императором морских просторов.
Внизу постамента выгравирована надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лъта 1782» указывающая на преемственность власти первого императора из династии Романовых.
Место установки скульптуры было выбрано императрицей Екатериной II, но сам Этьен-Морис Фальконе перенес его ближе к реке Неве, считая, что придавший Российской империи статус «морской державы» государь должен находиться как можно ближе к воде.
После открытия монумента площадь была переименована в Петровскую, а в период с 1925 по 2008 гг. называлась площадью Декабристов. В последующие годы ей была возвращено первоначальное наименование.
В течение XX в. скульптура неоднократно подвергалась реставрации:
- в 1909 г. в ней были заделаны трещины и спущена накопившаяся в результате наводнений вода;
- в 1912 г. проделан дренаж для отвода жидкости;
- в 1935 г. произведено устранение дефектов скульптуры и постамента;
- в течение 1976 г. проходила комплексная работа по реставрации.
В годы ВОВ (Второй Мировой войны) для укрытия скульптуры использовались деревянный футляр и мешки с песком.
Как добраться
Официальный адрес достопримечательности: Сенатская пл., Санкт-Петербург, 190000. Добраться до него проще всего на метро, выйдя на станции «Адмиралтейская» на ул. Малую Морскую и пройдя 5-10 мин пешком в левую сторону до Исаакиевского собора.
Следуя мимо него, нужно повернуть налево в сторону Невы, пройти через расположенный у здания Адмиралтейства Александровский сад и выйти на Сенатскую площадь. Также в 5-ти минутах от памятника находится остановка «бул. Конногвардейский» автобусов № 3, 22, 27, 71, 100 и маршрутных такси № К-169, К-306.
Для поездки к достопримечательности можно воспользоваться услугами мобильных такси-приложений Яндекс Такси, Maxim, Uber, Gett, заказав машину из любой точки Северной столицы.
Архитектор
Медный всадник (история создания памятника насчитывает более 300 лет) одно из выдающихся творений французского скульптора Этьена-Мориса Фальконе. Окончивший Парижскую академию искусств он приехал в Россию по приглашению князя Голицина и рекомендациям выдающихся французских философов.
Свою карьеру скульптор начал в 28-летнем возрасте, стажировавшись во время учебы у придворного мастера Людовика XV, а поклонницей его работ стала сама мадам Помпадур, мнению которой французский монарх безоглядно доверял.
Специализирующийся на мраморных изваяниях ангелов и древнегреческих богинь, выполненных в стиле рококо и европейском классицизме Фальконе в 1766 г. получил заказ на создание бронзовой скульптуры первого российского императора и по рекомендации Д. Дидро и Франсуа-Мари Аруэ Вольтера отправился в Россию.
Работа скульптора продлилась около 14 лет и за это время он и его ученица Мари Анн Колло изготовили в начале макет, а затем гипсовую скульптуру памятника, а впоследствии вылили его из бронзы.
Отсутствие взаимопонимания по рабочим вопросам с императрицей Екатериной вынудили скульптора покинуть Россию до торжественного открытия монумента, но впоследствии государыня выслала ему монету, запечатлевшую его работу.
Вернувшись на родину, мастер сильно заболел, а затем столкнулся с параличом конечностей, вызванных, в том числе, длительным пребыванием в холодном климате Санкт-Петербурга. Установленный в 1782 г. «Медный всадник» стал последним значимым творением автора.
Другие работы мастера Фальконе можно увидеть в ведущих европейских музеях. Работавший в стиле европейского классицизма он является создателем «Сидящего купидона», «Зимы», «Пигмалиона и Галатеи», представленных в коллекции «Эрмитажа».
Как получил свое название
Медный всадник (история создания памятника ведет свое начало с периода царствования императрицы Екатерины II) получил свое второе название в 1833 г., благодаря фантастической поэме А.С. Пушкина, описывавший ожившего императора, гнавшегося во время наводнения за чиновником Евгением, потерявшим в столице свою возлюбленную.
Несмотря на то, что статуя изготовлена из бронзы, поэт называл ее «медной», то, по мнению литературоведов, может быть связано с:
- желанием показать суровый и упрямый характер императора Петра Алексеевича;
- с традициями пушкинского времени подобным образом показать силу и мощь скульптуры.
По другой версии, предлагаемой историками, поэт использовал прилагательное «медный» как принятое до начала XIX в. описание бронзового сплава, изготавливаемого с обязательным присутствием меди в составе.
Памятник в нумизматике и филателии
Памятник Медный всадник считается одним из исторических символов Санкт-Петербурга, за свою более чем 300-летнюю историю неоднократно появлявшимся на монетах, марках и почтовых конвертах.
В нумизматике
После открытия памятника Екатерина II приказала выпустить серию монет с изображением скульптуры Фальконе, одну из которых она направила автору, не присутствующему на торжественной церемонии. Впоследствии «Медный всадник» периодически использовался для украшения юбилейных монет советского, а впоследствии российского периода.
В филателии
В 1904 г. знаменитая скульптура впервые появилась на почтовой марке, а в декабре 1925 г., стала частью миниатюрного изображения картины Д. Кардовского, украсившей почтовые конверты к 100-летию восстания декабристов. Обрамлением для нее стала витиеватая, выполненная в форме венка, рамка.
Юбилейная серия марок впоследствии заняла свое место в экспозиции Центрального музея имени A.С. Попова. В 1975 г. в честь 150-летия восстания декабристов появилась новая серия марок, изображающая казнь декабристов на Сенатской площади
Внимательно изучившие марку искусствоведы и филателисты заметили, что голова «Медного всадника» повернута совершенно в другую сторону, что вызвало появление множества споров.
В результате обсуждения было выдвинуто мнением о том, что во время печати марка была неосторожно перевернута, поскольку на находящей в Историческом музее, картине Д. Кардовского, изображающей казнь декабристов, известного своей внимательностью к деталям, статуя размещена в правильном направлении.
В ювелирном деле
Выполненное из золота изображение «Медного всадника» стало украшением яйца Фаберже, изготовленного по заказу императора Николая II. Преподнесенное в дар супруге оно при открытии с помощью механизма приподнимало золотую миниатюру знаменитой скульптуры.
Интересные факты и мистика
История памятника содержит множество связанных с «Медным всадником» таинственных историй, наиболее известной из которых является рассказ о мистическом видении цесаревича Павла, увидевшего призрак своего прадеда, указавшего ему точное место установки будущей скульптуры.
По словам историков, другое мистическое событие произошло в 1812 г., за несколько месяцев перед нападением армии Наполеона Бонапарта, когда император Александр I предпринял попытку вывезти скульптуру из Петербурга.
За день до предполагаемого события, по преданию, его соратнику якобы приснился сон, во время которого Петр I якобы сорвался со своего пьедестала и поскакал в сторону Каменного острова возмущенно крикнул своему праправнуку о том, что не может видеть то, до чего он довел Россию, а также пообещал Александру I защищать свой город.
Интересные факты:
- За работу над головой скульптуры ученица Фальконе получила от императрицы Екатерины II пожизненную пенсию. Сам мастер не согласился с мнение российской государыни и внес в окончательный вариант «Медного всадника» дополнительные изменения. Гонорар за его работу составил 2000 руб.
- Вызывает споры у ученых происхождение ставшего подножием монумента «Гром-камня», поскольку многочисленные исследования показали отсутствие подобных пород гранита на территории Ленинградской области. По предположению ученых попасть «Гром-камень» мог сюда благодаря движению ледников, а свое название получил, из-за расколовшего скалу пополам удара молнии.
- По историческим данным причиной обострения почечнокаменной болезни, осложненной уремией, стала спасательная деятельность Петра I, во время которой он вынужденно находился стоящим по пояс в воде у деревни Лахта, той самой, где впоследствии и был найден «Гром-камень». Ряд историков утверждает, что после спасения севшего на мель корабля император отдыхал на огромной каменной глыбе, той самой, которая впоследствии была выбрана для создания постамента к его скульптуре.
- Историки утверждают, что жители окрестных сел и деревень Санкт-Петербурга, недовольные петровскими преобразованиями, после открытия памятника прокляли его, дав прозвище несущего зло «Вестника Апокалипсиса».
- Статуя пережила 2 Мировых войны и революционные волнения практически без повреждений. В период ВОВ ее, как и другие значимые исторические объекты, укрывали деревянным коробом и мешками с землей, а после их снятия жители города с удивлением обнаружили на груди российского государя нарисованную мелом Звезду Героя Советского союза.
- Согласно историческим данным, Екатерина II желала изготовить скульптуру в стиле римских императоров, со скипетром и державой в руках, но мастер Фальконе переубедил императрицу, предложив воплотить в монументе единство правителя и русского народа, а в дань уважения к правящему дому, надел на голову первого русского императора лавровый венок и украсил его плечи и спину длинным плащом.
- Экскурсоводы и истории отмечают, что при создании боевого коня скульптор взял за модель образ любимого жеребца императора по прозвищу Лизетта. По легенде имевшую бурый окрас лошадь Петр Алексеевич приобрел за 100 голландских червонцев во время своего Великого посольства и назвал в честь девушки, служившей при Саксонском дворе. Конь с необычным именем слушался только своего хозяина, прожил около 10 лет, а после его смерти император заказал изготовить его чучело, с которым не расставался вплоть до собственной кончины.
- По замыслу мастера Фальконе, рука бронзового всадника направлена в сторону Швеции, считавшейся в начале XIX в. главным врагом Российской империи. Аналогично ему, установленная в Стокгольме статуя Карлу XII (скульптора Юхана Петера Мулина), изображает шведского монарха, указывающего рукой на Санкт-Петербург.
Медный всадник – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга и его символ, окруженный множеством тайн и загадок. Располагающаяся возле здания Адмиралтейства и Александровского сада фигура восседающего на коне первого российского императора была выполнена французским скульптором в период правления Екатерины как знак преемственности власти и продолжения начатых реформ.
Создававшийся около 14 лет монумент был изготовлен из бронзы, пережил 3 Мировых войны, а свое имя получил благодаря творчеству А.С. Пушкина, сделавшего статую одним из главных героев своего выдающегося произведения.
Видео о Медном всаднике
История создания памятника «Медный всадник»: