Памятник Александру 3 стал объектом споров в Санкт-Петербурге. Часть жителей считает его не эстетичным, а некоторые наоборот – выступают в его защиту. Главное, что отличает этот монумент от остальных – представитель царствующего рода изображен обычным человеком, без величия и изящества. Отсутствие хотя бы намека на королевское достоинство, по свидетельствам очевидцев, оскорбило Николая II, инициатора композиции.
Где находится памятник
Памятник находится по адресу: Миллионная ул., 5. Ориентиром служит Мраморный дворец. Именно перед его парадным входом и стоит композиция. От центра города до памятника можно добраться на автомобиле.
Маршрут:
Алгоритм движения | Преодолеваемое расстояние |
Двигаются по ул. Байконурская и Аэродромная в направлении проспекта Коломяжский. | 2,4 км |
Едут по Каменноостровскому проспекту, через Троицкий мост. | 6,2 км |
Направляются в сторону ул. Миллионная. | 150 м |
Время в пути займет 21 мин. От центра можно доехать и на общественном транспорте. Для этого проходят 350 м до ул. Байконурская. На остановке «Удельный парк» садятся на троллейбус №47. Выходят через 3 станции на пункте «Ст. метро Пионерская».
Спускаются в метро через вход на проспекте Коломяжский или Испытателей. Едут до «Горьковской». Оттуда выходят на пр-т Кронверкский и идут в восточном направлении. Затем поворачивают к Каменноостровскому проспекту. Пересаживаются на наземный автобус №46 и едут до площади Суворовская. Затем пешком направляются в сторону ул. Миллионная к юго-западной ее части.
Рядом с памятником находятся остановки общественного транспорта следующих маршрутов:
- Автобусов: 46, 49, к-76.
- Трамваев №3 и Т1.
От остановочных пунктов до памятника 300 м.
История
Памятник Александру 3 в Санкт-Петербурге имеет непростую историю: проект не раз отправляли на доработку, а все действия приходилось согласовывать с Николаем II. Все началось в 1899 г. 25 ноября. Именно в этот период семьей Романовых было объявлено о проведении конкурса среди скульпторов-монументалистов и архитекторов.
Заявку на участие в нем подали выдающиеся деятели искусства:
- Томишко Антоний Осипович.
- Чижов Матвей Афанасьевич.
- Обер Артемий Лаврентьевич.
- Опекушин Александр Михайлович.
- Бах Роберт Романович.
Но ни один из заявленных ими эскизов не был одобрен. Конкурс был продлен. На 2-м этапе победу одержал проект Трубецкого. Как только определился исполнитель, была создана Комиссия по сооружению памятника.
В нее, помимо победителя, вошли:
- Голицын Борис Борисович, князь. Николай II назначил его председателем.
- Бенуа Альберт Николаевич.
- Толстой Иван Иванович.
- Циглер фон Шафгаузен Эмилий Карлович.
- Томишко Антоний Осипович.
В начале лета 1901 г. членам комиссии был представлен первый проект памятника. Однако его отклонили. Второй эскиз уже включал в себя конную статую. Размер повторял величину оригинальных прототипов героев.
Трубецкой настаивал на том, чтобы скульптуру в бронзу перевели методом «утраченного воска». Эту работу мастер хотел доверить Карло Робекки – литейщику из Италии. Николай II согласился вначале на такой эксперимент. Дополнительно он был готов выделить на расходы 20 тыс. руб. По его словам, удачная статуя могла бы в дальнейшем украсить один из музеев. Но потом от этой идеи император отказался.
Однако скульптор все же создал промежуточную модель памятника. Ее можно увидеть на архивных фотографиях из мастерской Трубецкого. Иногда ее ошибочно принимают за окончательный вариант.
«Петербургская газета» брала интервью у скульптора. В нем он рассказал, что одобренный комиссией проект постоянно дорабатывался. Мастер лепил из пластилина образы, беря за основу главный эскиз. И как только новая композиция получалась более привлекательной, прежняя уничтожалась. Такая самоотдача свидетельствует о большой работе, проведенной мастером над памятником. При его создании он отступил от привычных объемов и форм, отдав предпочтение монументальному стилю.
Результатом этого стала композиция, где конь и всадник сливаются в единое целое. Сам Трубецкой в беседе с Розановым Василием говорил о желании показать русскую мощь в образе Александра III. В 1900 г. комиссия обсуждает вопросы насчет внешней формы пьедестала для будущего памятника. Решали, какой выбрать цвет гранита, его форму и размер. На 37-м совещании, состоявшимся в 1903 г., 20 октября, скульптор предложил вместо прямоугольника использовать образ горы.
Предполагалось, что лошадь будет стоять как бы на гранитной скале. Подтверждением этой идеи служит эскиз, начерченный лично мастером. Подлинный рисунок сохранился в коллекции русского музея. Из-за этого проекта вышла путаница. Историки ошибочно принимали его за эскиз 1900 г. Однако он был написан после открытия монумента. Сотрудник издания «Новое время» попросил скульптура рассказать о возможных вариантах композиции. В ответ Трубецкой начертал всадника на горе.
Этот набросок и стал спорным. Стоит отметить, что дата открытия памятника не совпадает с временем его создания. В архивах есть документ, согласно которому, в 1904 г. Трубецкой завершил свой проект в глине. После этого из Турина был приглашен литейщик Эмилио Сперати. В 1905 г. 31 июня он получил модель уже из гипса. 6 марта 1907 г. Комиссия принимает работу Сперати. Памятник уже был отлит в бронзе и покрыт патиной.
После одобрения работы члены совета приняли решение перевезти монумент на Знаменскую площадь. Однако от глаз людей ее скрыли чехлом из досок. Это было обусловлено неготовностью гранитного постамента. Подготовка пьедестала длилась до 1908 г. В это же время решался вопрос о надписи, которую планировали нанести на одну из стен постамента. Памятник Александру 3 в Санкт-Петербурге Комиссия осмотрела 16 октября 1908 г. В этот момент от работ отдалили Трубецкого.
Он был против постамента в таком виде. Поэтому к проекту привлекли Шехтеля Ф. О. и Полищука А. А. Именно они и заканчивали работу над постаментом. Федор Ш. придумал проект пьедестала из красного гранита. Материал привезли с острова Валаама. Торжественное открытие состоялось в 1909 г. На церемонии присутствовали члены царской семьи и священнослужители. Сразу же провели богослужение. Монумент вызвал недовольство императорской семьи.
В композиции не было величественности, свойственной правителям. Из-за этого Николай II хотел даже сослать архитектора в ссылку, а его творение перевезти в Иркутск. Но, эти идеи так и остались нереализованными. В своем неизменном виде памятник стоял до 1917 г. После революции в феврале Временное правительство предписывало закрывать монумент разными декорациями.
После событий Октябрьской революции в 1919 г. на пьедестале начертали строки стихотворения «Пугало», авторства Бедного Демьяна. В таком обезображенном состоянии памятник можно увидеть в кадре киноленты «Закройщик из Торжка». В 1927 г. было десятилетие октябрьских событий. В честь этого монумент использовали в качестве оформления праздника. Современники выделяют специфичный дизайн.
Фигуру накрыли клеткой, на которой развесили советскую атрибутику. Автором перформанса стал Фомин И. А. Памятник Александру 3 демонтировали в 1937 г. 15 октября по причине ремонта площади Восстания. Композицию переместили на территорию Санкт-Петербургского Русского музея. В 1939 г. его поставили в Михайловском саду. Во время блокады города в период Второй мировой войны, памятник укрывали настилом из бревен и мешками с песком.
Это позволило снизить уровень повреждений от бомбежек и осколков. В 1950 г. уцелевший памятник претерпел изменения. Пьедестал был разобран. Три каменных блока послужили материалом для создания композиций, посвященных выдающимся людям Советского Союза. Их бюсты в дальнейшем украсили Парк Победы. Часть камней отдали на создание памятника Римскому-Корсакову Н. А.
В 1953 г. монумент занял внутренний двор Русского музея. Когда ремонтировали один из его корпусов, посвященный Бенуа, скульптуру укрыли колпаком из досок. Историки отмечают, что это были 1980-е гг. Только в 1990 г. всадника извлекли из короба.
В 1994 г. монумент занял место у входа в Мраморный дворец, являвшийся филиалом Русского музея. В 2013 г. Мединский Владимир, занимавший должность министра культуры РФ, выдвинул идею о переносе памятника. Поводом стал большой размер композиции, которая не вмещалась в окружающий архитектурный план.
В качестве мест для переноса предлагали площади:
- Восстания.
- Троицкую.
- Конюшенную.
Однако ни одно из предложенных мест не нашло одобрения в Законодательном собрании Санкт-Петербурга. В 2020 г. по городу распространился слух о планируемом переносе монумента. Однако Александр Ржаненков, председатель комитета по социальной политике СПБ, опроверг домыслы.
Создатели
Создателем памятника считается Трубецкой. В первом туре конкурса он подал проект памятника, изображающий Александра III сидящем на троне. Второй эскиз создавался в иной манере. Престол мастер заменил лошадью, стоящей на пьедестале. Шехтель Ф. О. и Полищук А. А работали над постаментом.
Особенности композиции
Памятник Александру 3 в Санкт-Петербурге стоит на постаменте высотой 3 м. Сама скульптура сделана из бронзы. Лошадь непростой породы – это тяжеловес. Всадник не имеет изящных линий.
Его фигура грузная, одета в мужицкую папаху. В ней нет царственности. Своим обликом всадник похож на русского богатыря-исполина. На постаменте выбита надпись, посвященная Александру III, как великому открывателю Сибирского пути. В высоту монумент достигает 8 м.
Интересные факты
Необычные факты в истории существования памятника:
- Для работы скульптуру выделили отдельный павильон.
- Прототипом лошади служила живая модель – конь, породы першерон.
- Фигуру всадника создавали, ориентируясь на фельдфебеля Пустова.
- Статую скакуна отливали в Санкт-Петербургском литейном заводе в Обухово.
- В 1994 г. памятник Александру III стоял у входа в Мраморный дворец. А в 1937 г. тут изначально находился броневик Ленина В. И.
- Потоцкий Мстислав Николаевич рассказывал о ссоре между Трубецким и Билибиным И. Я. Последний сравнивал творение мастера с дымковской игрушкой. На что скульптор отвечал, что именно ими он и вдохновлялся. Несколько экземпляров народного творчества стоит даже в его мастерской.
- Из-за многочисленных переносов памятник потерял свои некоторые детали. Безвозвратно пропали поводья лошади и георгиевский темляк. Данные элементы еще не восстановили.
- Памятник описывали поэты в своих произведениях. Есть строки авторства Брюсова В. Я. Сохранились отзывы и Репина И. Е.
Несмотря на свою сложную судьбу, памятник Александру 3 занимает важное место в культурной жизни Санкт-Петербурга. В 1996 г. Русский музей выпустил буклет, рассказывающий об истории создания композиции. В издании представлены уникальные фотографии дореволюционного периода, в том числе и церемонии открытия монумента.
Видео о памятнике Александру 3, Санкт-Петербург
Император Александр 3: