В многонациональном Тбилиси расположено больше 10-ти православных храмов. Культовые сооружения служат не только местом совершения религиозных обрядов и ритуалов. Христианские церкви выступают архитектурными объектами, обеспечивающими грузинской столице стабильный туристический трафик.
Церковь Александра Невского
Приходской храм входит в состав Тбилисско-Мцехетской епархии. В повседневном обиходе культовое сооружение именуют русской церковью. Богослужения здесь осуществляются на церковнославянском языке, что нехарактерно для столицы Грузии. Культовое сооружение считается популярным местом среди верующих и гостей города.
История строительства
Храмы и церкви Тбилиси присутствуют в любом туристическом путеводителе по грузинской столице. Сооружение считается одной из самых выразительных и посещаемых местных достопримечательностей. Дата строительства Александро-Невской церкви – 1864 г. Религиозный объект возводили на собранные верующими средства.
Святейший синод дополнительно внес 5 000 руб. На эти деньги в 1886 к основному сооружению пристроили компактную колокольню. В начале XX в. архитектурный комплекс дополнили парой трапезных. Одну из них назвали в честь Николая Чудотворца. В 1913 г. к 300-летнему царствованию династии Романовых возвели памятную часовню.
Александра Невского нет в перечне грузинский святых, но это не мешает относиться с почтением как к имени православного князя, так и выстроенной в его честь церкви. В 1950-1985 гг. пост настоятеля занимал митрополит Зиновий Мажуга. Его останки и поныне покоятся под северной стеной.
Хранящиеся святыни
Церковь сооружена в классических традициях псевдорусской архитектуры. Оконные проемы украшают резные кокошники – декоративные фрагменты полукруглого сечения, представляющие собой ложную закомару (наружную оконечность храмовой стены). Молельный зал с звонницей венчают сравнительно небольшие купола луковичной конфигурации.
Хранящиеся в церкви православные святыни:
- Икона с изображением лика Александра Невского. Расположена над главным входом арочной конструкции.
- Мощи князя-воина. Хранятся в алтаре вместе с другим иконописным изображением. Автор художественной работы – действующий каталикос Грузинской православной церкви Илья II.
- Фрагменты мощей равноапостольных Нины, Марии и Магдалены. Содержатся в специальных нишах в главном зале сооружения.
- Мощи Шио Мгвимского – основоположника грузинского монашества. В церкви хранится часть останков. Остальные уничтожили советские богоборцы.
В церковном дворе никогда не затухают свечи, установленные на надгробии преподобного Виталия и символизирующие его праведный земной путь. Неоднократно прихожане поднимали вопрос о канонизации старца.
Анчисхати
Старейшее сохранившиеся православное сооружение грузинской столицы посвящено Рождеству Девы Марии. Расположенная на улице Шевтели церковь считается знаковой достопримечательностью города. Здесь хранится перенесенная из Анчийского кафедрального собора древняя энкаустическая икона.
История
Православный храм предположительно построен около 522-534 гг. иберийским царем Дачи Уджармели, происходившего из рода Хосровиани. Сооружение неоднократно разрушали стихийные бедствия, пожары, османские завоеватели. Особенно сооружение пострадало во время затяжных войн с персами на протяжении XV-XVII ст.
Колокольню из красного кирпича построили по приказу католикоса Доментия IIIприблизительно в 1675 г. при очередном восстановлении храма. Компоновку сооружения существенно преобразили 1870-х годах. Добавили массивный свод из гранитного камня. Это придало зданию еще более монументальный вид.
В эпоху советской власти исторический объект верующие защитили от разрушения партийными вандалами. Здесь разместили музей кавказского ручного промысла. Позже добавили художественную мастерскую. В 1958-1964 гг. под руководством архитектора Рустама Гвердцители провели масштабную реконструкцию объекта.
Экстерьер и интерьер
Храмы и церкви Тбилиси разнообразны по архитектурному строению и внутреннему оформлению, что повышает туристическую привлекательность грузинской столицы. Из общего ряда выбивается Анчисхати. Православное сооружение представляет собой 3-нефную базилику, украшенную оригинальными апсидами.
Примыкающие к основному объему здания пониженные выступы выполнены в форме подковы, образующей сомкнутый полусвод. Такая архитектурная особенность подчеркивает древность сооружения.
Церковь сложена известковым туфом необычного бледно-лимонного оттенка.
Во время масштабной реставрации XX в. использовали кирпичную кладку. Здание оснащено тройкой входных порталов, через которые в церковь попади религиозные шествия и праздничные процессии. Сейчас открыт только западный. Сооружение имеет квадратную форму со скругленными внутренними углами.
Дубовые входные двери огромного размера украшает традиционная грузинская резьба с обвитым виноградной лозой православным крестом. Неподалеку от основного здания расположена кирпичная колокольня, построенная предположительно в 1675 г. В главном зале находятся иконы XIX в.
Церковь Святого Георгия Победоносца
Одна из 2-х ныне действующих армянских церквей в столице Грузии. Расположена неподалеку от здания парламента. Место довольно людное, поэтому церковь известна среди жителей и гостей города. Рядом расположены живописные руины древней крепости Нарикала.
История
В средние века на этой территории размещался тюремный район. Датой основания церкви Святого Георгия считается 1251 г. На это указывает арабская надпись над западной аркой внутреннего двора. Армянский летописец XIII в. Оганес Эрзнкаци утверждал, что сооружение возвел князь Умек из города Карин, нынешнего Эрзерума (Турция).
В 1616 г. здесь был расквартирован персидский гарнизон Сефевида Шаха Аббаса I. Армянской общине Тбилиси территорию вернули в 1748 г. Храм сожгли персы во время разграбления грузинской столицы в 1795 г. Храм подвергался нескольким реставрациям в XVII-XIX ст. Современная реконструкция состоялась в 2012 г.
Архитектура и фрески
Сооружение возведено по традиционной схеме, для которой характерны открытая крестообразная форма, каменные прямоугольные перегородки по всему периметру. Здание выложено красным кирпичом. Наружные стеновые панели покрывает декоративная лепнина с типичными религиозными сюжетами.
Интерьер молельного зала украшают иконы и полотна. Большинство из них датировано концом XIX ст. Стены декорированы живописцами Овнатаном Овнатаняном и Геворгом Бишинджагяном.
Их кисти принадлежат 4 крупные фрески, украшающие алтарь и стены:
- Христос в Гефсиманском саду;
- Иудино покаяние;
- Иисус с лодочниками;
- Пора сбора урожая.
На территории расположены культовые захоронения. Самые известные объекты такого рода представлены в таблице.
Личность | Историческое значение | Дата смерти, г. |
Саят-Нова | Армянский поэт и музыкант, внесший весомые достижения в кавказское искусство. | 1795 |
Геворг Башинджанян | Художник, оказавший существенное влияние на развитие армянского пейзажного жанра. | 1925 |
Борис Шелковников | Русский генерал, принимавший участие в войне с Турцией. | 1878 |
Иван Лазарев | Генерал русской Императорской армии, прославившийся в мюридской битве на территории современного Дагестана против Имама Шамиля. | 1879 |
На территории церкви Святого Георгия в грузинской столице покоится Аршак Тер-Гукасов – генерал-лейтенант русской Императорской армии армянского происхождения, участвовавший в войне на Кавказе и против Турции.
Церковь Святого Давида Гареджийского
На юго-западе города возвышается живописная гора Мтацминда. На вершине сооружен купольный храм Давида Гареджийского, который предположительно происходит из этих мест. Церковь носит неофициальный титул главной православной святыни Грузии. Она построена в XIX в. на месте древнего культового сооружения.
Храм возвели по настоянию местного католикоса Антона II. Старую и полуразрушенную церковьснесли, чтобы построить на освободившейся территории новую. Это одно из самых заметных, туристически значимых сооружений Тбилиси. Строительные работы длились с 1859 по 1871 г.
Высота православного сооружения составляет 25,7 м, длина – достигает 17 м, ширина – превышает 10 м. Главный зал способен вмесить не менее 400 верующих. Предусмотрен подиум для церковного хора. С 1891 г. здесь работает приходская школа-семинария. Рядом расположен горный минеральный ключ, вода которого считается целебной.
Натуральную жидкость наделяют разнообразными свойствами. Прихожане верят, что вода церковного источника помогает исцелить бесплодие. Внешняя стена храма с северной стороны, инкрустирована мелкими рельефными камнями, имеющими символьное значение, согласно преданию, исполняющими желания.
Джварис Мама
Православный храм расположен на улице Котэ Абхази в старинной части города. Церковь представляет собой компактное сооружение купольного типа с прямоугольным сечением, протянувшееся вдоль центральной оси с востока на запад. Линейные размеры – 9,25х13,15 м. Древняя постройка считается одной из старейших в грузинской столице.
Возведение
Историки утверждают, что Джварис Мама основана иберийскими царем Вахтангом I Горгасали в V в. Первоначальный храм разрушили монгольские завоеватели во время масштабного набега. Новая церковь вместо уничтоженной была возведена ориентировочно в XV-XVI ст.
К следующему разрушению православного храма приложили руку персы в 1795 г. Современное здание, которым могут любоваться туристы, построено в 1820-х годах. До 1921 г. культовый объект принадлежал иерусалимскому патриархату. От предыдущий строений сохранились отдельные и малочисленные фрагменты.
Архитектурные особенности
Православное сооружение лишь частично соответствует традиционным канонам церковного зодчества Закавказья. Здание оснащено двускатной крышей с квартетом рукавов, образующих крест. На месте пересечения конструктивных элементов уходит ввысь массивный золоченый купол 12-гранной геометрической конфигурации.
Оконные проемы выполнены в виде длинных и узких бойниц, что больше соответствует фортификационной архитектуре, чем тенденциям миролюбивого церковного зодчества. Фасадные поверхности имеют довольно тусклое цветовое оформление. На некоторых стенах мелкими камнями выложены традиционные православные кресты.
Храмы и церкви Тбилиси в большинстве своем отличаются богатым декором. Джварис Мама – редкое исключение из правил. Наружное оформление сооружения чрезмерно аскетично. Из типичных декоративных украшений имеется только бледно-голубая плитка, составляющая замысловатый национальный орнамент.
Художественно-экстерьерная деталь расположена на узком карнизе, опоясывающем здание у основания купола. Немного ниже находятся барельефы в виде традиционного православного креста. На внутренней стене главного зала напротив входа расположено изображение Богородицы с младенцем.
Интерьерные поверхности отличает чуть более богатое оформление, но не без доли аскетизма для соблюдения единой стилистики сооружения. Стены и купольный свод выдержаны в нежно-синей цветовой палитре и разукрашены росписями на религиозные темы. Фрески выполнены в традиционных грузинских традициях.
Земо Бетлеми
Храм находится историческом районе грузинской столицы и представляет собой точную копию Вифлеемской базилики Рождества Иисуса. Расположение на популярном туристическом маршруте делает Земо Бетлеми заметной и посещаемой достопримечательностью.
Храм на склоне Сололакского хребта возвели в V ст. по приказу царя Вахтанга Горсала. Около 1500 г. на этом месте появилась церковь Богоматери, которая стала предшественницей современного православного сооружения. Здание отличают минималистичная архитектура и общий стилистический аскетизм.
Экстерьер
Сооружение представляет собой купольно-крестовую церковь с вытянутым в западном направлении нефом. Храм построен из камня местной добычи. На наружных стеновых поверхностях отсутствуют декоративные элементы, броская резьба, любые выразительные украшательства. Интерес представляет только нехарактерная конструкция купола.
Архитектурно-строительный фрагмент сложен массивными каменными блоками, что большая редкость для тбилисского храмового зодчества. У купольного барабана имеются индивидуальные особенности, которые незаметны при взгляде снизу – с пешеходной дорожки.
В 2015 г. начали масштабную реставрацию сооружения.
Церковь до сих пор опутана строительными лесами. При рассмотрении купольного барабана с близкого расстояния можно заметить вмурованную каменную плиту, которая текстурой мало отличается от окружающей поверхности, что не позволяет увидеть ее с большого расстояния. На ней выгравирован длинный текст на армянском языке.
Интерьер
Внутреннее убранство православной церкви выполнено в стандартном стиле закавказского храмового зодчества. Стрельчатые оконные проемы, полуготические арочные поверхности сводов служат явной отсылкой к средневековой католической архитектуре. На подкупольных плоскостях в форме паруса изображены евангелисты.
Эти архитектурные элементы имеют заостренную готическую конфигурацию. В храме содержится большое количество фресок. Все они современные. Нет ни одного раритетного экземпляра, представляющего художественно-историческую ценность. Внутри главного зала темнее, чем в любой другой церкви грузинской столицы.
Большое окно на западной стене в ходе реставрационных работ заложили кирпичной кладкой. Постоянный полумрак создает особую мистическую атмосферу. Раньше в храме с южной стороны был длинный лестничный марш с крыльцом и балконом. Сейчас этот вход закрыт.
Кашвети
Храмы и церкви Тбилиси распределены по всему городу. В каждом районе имеется собственное православное сооружение. Кашвети расположен на проспекте Шота Руставели и считается одним из самых известных в стране. Здание выглядит старинным, но это не соответствует действительности. Кашвети построен в XX в.
Сооружение умышленно стилизовано под средневековый храм для привлечения туристов. Кашвети представляет собой точную копию древней грузинской церкви Самтасави, который не сохранился до наших дней. Сооружение интересно фресками работы Ладо Гудиашвили.
Историки архитектуры считают, что строительство храма положило начало эпохе неогрузинского православного зодчества. В аналогичном стиле выполнены расположенные неподалеку здания Кавказского этнографического музея и дворянского банка.
Проект Кашвети принадлежит авторству итальянского архитектора Леонардо Лоренцетти. Внимание привлекает замысловатая орнаментальная резьба внешних стен. Особенность храма заключается в затрудненности фотографирования из-за разросшихся деревьев.
Экстерьер представляет собой своеобразный манифест идей грузинского национализма.
На восточном фасаде сформированы оригинальные нишевые углубления рядом с оконными проемами. Здесь же размещены резной крест и пара выпуклых ромбовидных фигур. Такое сочетание – редкость для грузинского церковного зодчества. Портик украшен оригинальными росписями.
На подкупольных поверхностях изображена художественная сцена схождения Святого Духа на апостолов. Фреска отличается имитацией раннехристианского стиля живописи. В средние века такие изображения формировали на стенах в плоских проекциях. Художественно-исторический интерес представляет алтарная перегородка.
Этот элемент изготовлен из тусклого мраморного камня. Перегородка стилизована под древние грузинские аналоги, типичные для XIII ст. На поверхность нанесена сцена тайной вечери с соблюдением традиций старинной русской храмовой живописи. Фрески пронизаны чувственностью и особым религиозным экстазом.
Метехи
Сооружение считается самым популярным известным образцом церковной архитектуры в столице Грузии. Храм Метехи называют визуальным символом города. Здание возвышается на одноименной скале над Курой. Ориентировочное время постройки – XII в. Сооружение имеет примерные размеры 15х20 м.
Храм выполнен в типичных традициях крестово-купольной архитектуры и оснащен 4-мя массивными колоннами у главного входа. Западная стена сохранила древнюю аутентичность. Южную фасадную поверхность, обращенную к городу, неоднократно подвергали реконструкциям. На ней имеются поздние кирпичные фрагменты.
К южной стене пристроен массивный контрфорс округлого сечения. С восточной стороны здания расположены большие оконные проемы с резными наличниками, украшенными традиционными замысловатыми грузинскими орнаментами. Самая интересная в художественно-архитектурном плане деталь – северный портик.
Многочисленные ремонты существенно преобразили внутренние своды и стеновые поверхности храма. Древние циркулярные арки церкви превратились в стрельчатые. Художественные росписи отличаются пафосным символизмом. Сооружение считается визитной карточкой Тбилиси благодаря монументальному виду и древности.
Видео о храмах и церквях Тбилиси
Посещение храма Метехи в Тбилиси: