Зимний дворец или Эрмитаж – популярный объект среди туристов, приезжающих в Санкт-Петербург. Он привлекает к себе внимание внешней монументальной архитектурой, уникальными экспонатами и выставками.
Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Адрес, расположение на карте
На Дворцовой площади, 2 и Дворцовой набережной, 38 в центральной части города находится самый большой музей страны – Эрмитаж.
История Зимнего дворца
Постройка царского дворца — будущей резиденции для проживания царской семьи рода Романовых в зимнее время — началась в XVIII веке по распоряжению императрицы Елизаветы. Императорская резиденция начала возводиться в 1754 году с помощью талантливого архитектора Б.Ф. Растрелли.
Строительство продолжалось долгие 8 лет.
Вид сооружения представлял собою елизаветинское барокко с добавлением во внутренней отделке французского рококо. Возведение здания окончательно было завершено к царствованию Екатерины II, и при ней уже производились работы по благоустройству помещений внутри.
Зимний дворец в Санкт-Петербурге со дня завершения строительства и по 1904 год реализовывался, как палаты российских царей в зимнее время. А начиная со времён Советского Союза использовался как главная экспозиция Государственного музея. На юге и западе Эрмитажа располагались жилые комнаты и библиотека.
В здании было:
- 2 церкви;
- аптека;
- театр;
- служебные и жилые помещения.
Эти комнаты и залы использовались для торжественных мероприятий и хранения коллекций, как личные комнаты императора и наследников царского престола, и слуг. Всего в комнатах постоянно проживало около 4000 служащих, среди которых были и представители военных профессий, занятых в карауле и императорском полку.
В середине XIX века во дворце случился большой пожар, который длился 3 дня. Два года после трагедии здание реставрировали, и вернули ему внешний первоначальный вид. Внутреннее оформление освежили, выбрав поздний классицизм. В начале XX века здание использовалось, как военный госпиталь.
С лета по осень 1917 года здесь располагалось Временное правительство. А с 1920 по 1941 год в Зимнем был размещён Государственный музей революции.
Зимний дворец в Санкт-Петербурге по праву считается величайшим музеем. Основная ценность Эрмитажа в том, что по экспозициям дворца легко исследовать периоды истории и культуры других стран и Российской Федерации. Он собрал в себе свыше 3 миллионов произведений искусства и культуры разных стран, народов и эпох.
Основательницей Эрмитажа считается Екатерина II, именно она взялась собирать художественные экземпляры.
Произошло данное событие в 1764 году, когда в честь долга в резиденцию были доставлены картины, принадлежавшие И. Э. Гоцковскому. С того же момента музей стал пополняться не только картинами, но и скульптурами с ювелирными изделиями. Экспозиции удачно вписались в старинные интерьеры, поэтому все экспонаты смотрятся гармонично.
Архитектурные особенности здания
Во дворце располагается свыше 1000 залов и комнат, а при музее внутри есть просторный двор. Из основного фасада имеется выход на площадь. Входные ворота с тремя пролётами и решётками из чугуна венчают центр фасада, а в ризалитах по бокам устроились с плавными площадками парадные.
Треугольный карниз расположен над главным въездом и оформлен фигурами морского царя Нептуна и его супруги Афродиты из бронзы. Во фронтоне находятся кругообразные часы с боем. Белые двухъярусные колонны и окна с узорными наличниками и украшениями гармонично вписываются в светло-зелёные стены.
На ограждениях крыш устроились мифологические звери и герои: морские божества и твари, лесные нимфы, рыцари и античные вазы.
Размеры Зимнего дворца
В Санкт-Петербурге в то время выше строений, чем Зимний дворец, не встречалось, и некоторое время после строительства в северной столице запрещали строить новые дома выше его. Императрица Елизавета потребовала, чтобы дворец был возведён высотой до 22 м.
Эрмитаж – здание прямоугольного вида шириной 175 м, которое растянуто вдоль реки Невы на 210 м.
Экскурсии по Зимнему дворцу
Сложно за одно посещение посмотреть весь музей. Экспозиции требуют к себе пристального внимания. Первые этажи — это археологические коллекции, которые были собраны с разных сторон прошлого Советского Союза, и могут быть особенно интересны школьникам.
Архитектурную ценность предоставляют просторные комнаты, принадлежавшие дочерям Николая I. Эти комнаты располагаются в той стороне, что окнами смотрит на Неву. Второй этаж прячет в себе множество залов, что прославили дворец и которые названы Большим, Петровским и Тронным.
Здесь располагаются экспонаты западноевропейской культуры. Искусство Азии выставлено на третьем этаже.
Стоимость билетов и часы работы
Зимний дворец в Санкт-Петербурге открыт в определённые дни недели: во вторник, четверг, субботу и воскресенье с 10:30 до 18:00, а по пятницам и средам с 10:30 до 21:00. Кассы закрываются за час до завершения работы дворца. Музей недоступен для посещения: в дни государственных праздников 1 января, 9 Мая и по понедельникам.
Стоимость входных билетов:
Категория билета | Цена |
Россияне и туристы с Республики Беларусь | 400 руб. |
Российские посетители льготных категорий и представители льготных категорий | Без оплаты |
Дети и учащиеся ВУЗов всех стран | Без оплаты |
Иностранцы | 700 руб. |
Любительская фотосъёмка | Не оплачивается |
Бесплатное посещение доступно в первый четверг ежемесячно и 7 декабря (в День Эрмитажа) для всех видов посетителей. Туристам, имеющих льготы, необходимо предъявить документ, подтверждающий право на бесплатное посещение музея: студенческий, ученический билет или удостоверение пенсионера.
Залы первого этажа
Нижний этаж проходится быстро, но именно здесь располагаются древнейшие находки и уникальные экспонаты, добытые археологами. Доисторические реликвии и артефакты скифской культуры, предметы искусства азиатских республик, Кавказа, греческие, римские и египетские артефакты.
В зале Древнего Египта стоит познакомиться с останками мумии священника и фигурками египетских богов. Тут же мумифицированный скифский царь с его лошадью. В одном из залов стоит огромная ваза Колывань 2 м 81 см в высоту – объект древнего камнерезного искусства Руси.
Личные покои дочерей императора
Личные комнаты юных княгинь оформлены, как археологические коллекционные помещения. В одной комнате расположились экспонаты эпохи Палеолита, а Неолит и Ранняя Бронзу можно увидеть в Готической гостиной, которая украшена замысловатыми арками и рельефами со средневековым орнаментом.
В первой половине XIX века появилась декорированная «Гостиная самурами», архитектор которой щедро украсил его упитанными амурами. Бывшая приёмная Ольги Николаевны, которая впоследствии стала королевой Вюртемберга, украшен экспонатами Бронзового века, а потолок оформлен в виде тончайших изящных золотых линий.
В прочих помещениях тоже расположены редкие ископаемые находки в виде древних военных орудий, символичной керамики и украшений скифов.
Помещения гауптвахты
После личных изящных женских покоев посетители внезапно попадают в помещения бывшей гауптвахты. Здесь представлена культура алтайских народов и жителей Юга Сибири. Тут также интересно посмотреть старейший ковёр в мире, который выткан в IV-III веках до нашей эры.
Собрание среднеазиатских и кавказских древностей
Через Кутузовский коридор посетители музея попадают в юго-западную сторону музея, которая посвящена среднеазиатской культуре и искусству доисламского периода. Здесь выставлены предметы буддийских святынь, драгоценные металлы, части расписных стен, старинные ткани, бытовой инвентарь, изваяния из камня, декорированные элементы сооружений из Согдианы и Хорезмы.
На этой стороне музея есть целые залы с культурой Кавказа, которые знакомят туристов с искусством государства Урарту. Здесь же находятся драгоценности осетинской Мощевой Балки – объекта стратегически необходимой точки, обозначающей остановку в Шёлковом пути. В дагестанских залах множество боевых орудий, бронзовых котлов и вышивки из медной нити.
В виде серебряных и золотых украшений и боевых орудий представлена в Эрмитаже «Золотая Орда», она же – Воржская Булгария.
Ближний Восток и Северная Африка
Зимний дворец в Санкт-Петербурге знаменит своим египетским залом, где стоит изваяние Аменехмета III из камня, возраст которой около 4000 лет. В противоположном юго-западному крылу зале расположились экспонаты искусства жителей Древней Сирии – Пальмиры в виде похоронных стел и выдолбленных каменных документов.
В Месопотамской зале находятся вавилонские и ассирийские клинописные таблички.
Второй этаж Зимнего дворца
Тронный зал, который стал воплощением идеи Джакомо Кваренги, был назван Георгиевским или Большим. После массового пожара он был переделан с помощью русского архитектора Василия Стасова. Этот зал оформлен каррарским мрамором и паркетным полом из разных пород дерева, с множеством позолоченных колонн из бронзы и яркими светильниками, установленными на зеркала.
Из этого помещения посетители попадают в зал, который соединяет основное музейное здание с Малым Эрмитажем. Он назван в честь Аполлона.
Большая парадная анфилада
Для того, чтобы оказаться в Тронном зале нужно пройтись по военному пассажу 1812 года. Посетители познакомятся с произведениями Джорджа Доу и картинами мастеров его галереи. Их талантливыми руками было создано свыше трёх сотен портретов, на которых изображены российские генералы, участвующие в Наполеоновских войнах.
Карло Росси занимался дизайном этой галереи.
После галереи осмотр продолжается вереницей из нарядных залов. Помещение с гербами, созданное по задумкам Василия Стасова, представляет собой множество символичных элементов, связанных с Губерниями Российской Империи, и знакомит с крупными чашами из камня авантюрина.
Петровский зал, он же Малый, авторства архитектора Монферрана был отреставрирован по плану архитектора Стасова. Он посвящён императору Петру Великому. Поверхности зала декорированы вышитым золотом и лионским бархатом бордовых оттенков, а потолочные рельефы раскрашены золотом.
Невская анфилада
Первый среди парадных помещений Аванзал окнами выходит на Неву.
Достопримечательности Тронного зала и Невской анфилады:
Основная достопримечательность его – это французская ротонда с колоннами из малахитового камня, которые поддерживают позолоченный бронзовый купол. Через Аванзал можно проникнуть в обширное помещение Эрмитажа – Николаевский зал, который раскрашен монохромными потолочными рисунками и поддерживается коринфскими колоннами.
Здесь не устанавливают регулярных выставок, практикуются лишь экспозиции с небольшим сроком. Белый Концертный зал расположен напротив Николаевского зала и украшен сдвоенными массивными подпорами и рельефами античного стиля. Портретная галерея царской династии прижимается к Невской анфиладе.
Здесь выставлены портреты царского семейства, начиная с императора Петра Великого.
В Ротонде расположен большой круглый зал, он выделяется округлыми и угловатыми колоннами с незамысловатым балконом во втором ярусе и потолком с выделяющимися кессонами. Привлекает к себе внимание шикарное половое покрытие с круговыми вставками из дорогих древесных пород.
Личные покои императора и императрицы
Личные комнаты царя Николая I — шедевр особой дизайнерской идеи. Приёмная из малахита, принадлежавшая Александре Федоровне, украшена тёмно-зелеными вазонами, колоннами и камином. В покоях шикарный узорчатый пол, украшение которого вырезано с помощью декоративно-прикладных элементов.
Небольшая столовая, созданная в стиле рококо, расположена поблизости.
В рабочей комнате императрицы расставлена мебель, выполненная руками Гамбса. С помощью ярких красок и восточными мотивами создана императорская курительная комната. Последний правитель Российской Империи выбирал другие палаты, поэтому очень немногие помещения Эрмитажа связаны с Николаем II.
Здесь осталась без изменений его личная библиотека, которая напоминает книгохранилище Средневековья с необычно высокими окнами, вырезанными в готическом английском стиле готики.
Интерьеры русских домов в Зимнем дворце
С внутренним убранством городских зажиточных помещений XIX – начала ХХ века можно познакомиться в крыле, которое называется императорским. Предметами мебели начала XX века богат неорусский стиль в виде загадочных фольклорных мотивов.
А в Адъютантской комнате стоит гарнитур из ясеня в стиле модерн.
На фоне официального неоклассического оформления портрет прекрасной княгини Юсуповой вносит в окружение частицу живого света. Мебель Гамбса из «Помпейской столовой» заставляет задуматься о важности археологического труда, а неорококо смотрится намного пышнее, чем образы минувшего столетия.
Средневековье европейского рыцарства откроется взору посетителей в готическом кабинете, который меблирован предметами из усадьбы Голицыных-Строгановых в виде вырезанных спинок и подлокотников кресел из тёмных сортов дерева. А в личной комнате Александры Фёдоровны расставлена красочная мебель с росписью.
Неброским интерьером классического стиля гостиной с ослепительно светлыми колоннами заканчивается осмотр залов.
Покои будущего императора Александра II и его жены
Спальни Александра II находятся на юго-западе второго этажа. Эти помещения были обжиты императрицей Марией Александровной и представляют особый интерес. Это зелёная столовая комната с нарядными украшениями и Белый зал с рельефными и скульптурными фигурами. А Золотая гостиная вызывает восторг непростой лепниной, паркетным полом и камином из яшмы.
Малиновый кабинет обклеен текстилем, а в Синей спальне стоят массивные золотые колонны.
Собрание западноевропейского искусства
В анфиладе, которая посвящается победным событиям войны 1812 года, и в крыле престолонаследника выставлены изображения, произведения прикладного и декоративного творчества британских и французских мастеров. На юго-востоке музея расположен Александровский зал с коллекционными серебряными экземплярами.
Зал исполнен с помощью спокойных светло-голубых тонов с сочетанием готических элементов и предметов классицизма. Примыкает к залу Храм, созданный в стиле барокко, который проектировал Растрелли.
Третий этаж
Работающие залы этого этажа знакомят с культурой исламской религии Ближнего востока и таких государств, как Византия и государство гуннов, а также Индия, Китай, Япония. Самые интересные объекты – это предметы, найденные в «Пещере 1000 будд», старинная мебель и предметы из керамики Китая, реликвии буддистских монахов и редкости из Тибета.
Информация для туристов. Правила посещений дворца
Зимний дворец в Санкт-Петербурге открыт россиянам и иностранным гражданам, которым для входа потребуется билет.
Есть несколько важных правил:
- При отсутствии билета проход осуществляется через Дворцовую площадь и двор Зимнего дворца.
- Когда пропускной документ приобретён в терминале, тогда заходить следует через Большой Двор в залы главного вестибюля.
- Если билет куплен в режиме онлайн или если посетитель хочет расплатиться картой подарочного типа, то вход производится между зданиями Малого и Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы или Дворцовой набережной. Там же проход для представителей творческого Союза художников.
- Туристы, имеющие ограниченные физические возможности, могут попасть в Зимний с набережной через вход, оснащённый пандусом и подъёмником. Лифты имеют выход в Комендантскую галерею и Растрелли, а также зал №106.
Прокат инвалидных кресел доступен в Главном вестибюле.
Фото и видеосъемка в музейном комплексе разрешена на экспозициях, которые постоянны, а вот на краткосрочных это запрещено. Также не разрешаются вспышки, штативы и приспособления для селфи. Дополнительная стоимость к входному билету проведения свадебной или съёмки в костюмах, в количестве не более 5 человек без вспышки, но со штативом: 5000 рублей.
Дополнительную справку, план музея, листовки с информацией выдают за кассами в Информационном центре в Главном вестибюле. Взять напрокат аудио помощник на разных языках всегда можно в зале Главной Галереи и на подъёмах Иорданской лестницы.
Как добраться на машине, общественном транспорте, метро
Доехать до музея на автомобиле возможно по Дворцовой набережной или Невскому проспекту. Из общественного транспорта можно воспользоваться автобусом маршрута: № 2МА, 3МБ, 7, 10, 24, 191. Или сесть на троллейбус: № 1, 7, 10, 11 и маршрутным такси № 252. Остановка: «Дворцовая площадь».
Подземные станции, которые ближе всего это: «Адмиралтейская» и «Невский проспект», «Гостиный Двор».
Всего за 10 мин получится добраться от «Адмиралтейской». Для этого при выходе на поверхность нужно свернуть налево и идти до Малой Морской, затем пройтись по Невскому проспекту в направлении Невы и Дворцового моста. По правой руке будет видна большая площадь, украшенная Александровской колонной, её пропустить сложно.
От «Невского проспекта» и «Гостиного Двора» пеший путь займёт от 20 мин.
После выхода на поверхность нужно сразу двигаться в направлении Большой Морской улицы, не теряя из виду Адмиралтейство. На перекрёстке вышеуказанной улицы и Невского проспекта необходимо повернуть вправо и затем идти к Главному штабу, через арку которого нужно будет выйти на Дворцовую площадь.
Зимний дворец вместе с Дворцовой площадью образовали прекрасный архитектурный ансамбль, идеально вписывающийся в современные очертания городских строений. Каждому, кто посещает Санкт-Петербург стоит побродить по залам Зимнего дворца, хранящих множество произведений искусства и насладиться историческим наследием, которое сохранилось до сегодня.
Автор: Катерина Ветсанова
Оформление статьи: Е.Чайкина
Полезный видео-ролик о Зимнем Дворце
Цветник жены Николая Первого: