Современная Венеция входит в состав Итальянской Республики. Этот исторический город ежегодно посещают миллионы туристов. Их привлекает уникальность Венеции, которая стоит на воде: в городе-музее нет автотранспорта и дорог, их заменяют лодки и каналы, на берегах которых сохранились особняки и церкви XI-XV вв.
Почему Венецию построили на воде
Венеция занимает 415 кв. км на 118 небольших островах в Венецианском заливе, который образовался на севере Адриатического моря. Лагуна шириной почти 10 км и длиной свыше 56 км отделена от моря 3 проливами – Маломокко, Кьоджа и Лидо.
Острова расположены на отметке 2-2,5 м над уровнем моря, между собой они соединены 409 мостами.
Венеция обязана cвоим названием племени венетов, которые жили на севере Адриатики еще 3 тыс. лет назад, но поселений не создавали. Римская империя подчинила венетов, а на островах была основана колония Аквилея.
Во время нашествия варварских племен в V в. н. э. колония Аквилея была разорена, а ее жители бежали на расположенные поблизости болотистые островки в лагуне. Венецианцы считают, что их государство было основано в 421 г.
Сначала поселенцы застраивали остров Лидо, но уже к середине V в. ими было освоено 50 островов. Уникальное расположение города обеспечивало защиту от врагов, которые не могли проплыть по илистым лагунам и захватить Венецию.
После падения Римской империи формально Венеция стала принадлежать Византийской империи, но с 697 г. ее жители сами выбирали своего правителя – дожа. Торговля и мощный флот сделали венецианцев незаменимыми во взаимоотношениях Византии и западного мира. Город, защищенный со всех сторон водой, вскоре получил статус автономии, а его горожане быстро богатели.
В X в. Венецианская республика заключает договора о мире и торговле со всеми окружавшими народами, в том числе арабами, славянами и венграми, и уже в XI-XIII в. беспрепятственная морская торговля способствовала территориальному расширению Венеции, которая получает земли на северо-западе Балкан.
Венеция стоит на воде, и город в XI в. приобретает планировку, сохранившуюся до сих пор, а также собственного небесного покровителя св. Марка, мощи которого были перевезены из Александрии в построенный специально для этого собор.
К X в. венецианцы практически монополизировали морскую торговлю, перевозя товары с Востока в Европу. Свои богатства республика приумножила во времена крестовых походов: венецианцы ссужали деньгами рыцарей и королей, предоставляли корабли, а взамен получали греческие произведения искусства и новые земли, в том числе Крит и Корфу.
Однако падение Византийской империи спровоцировало турецкую экспансию, с XV в. многочисленные войны венецианцев с турками в регионе заставили европейские государства искать обходные пути в Азию через Атлантику.
Венеция существовала свыше 700 лет, но уже в XVIII в., оставаясь процветающим и успешным, город потерял прежнее политическое влияние. Окончательно Венеция перестала быть независимой во время наполеоновских походов, а в 1866 г. островное государство было включено в состав Италии.
Градостроительный стиль Венеции
Острова Венецианской лагуны в V в. представляли собой неплодородные и заболоченные участки суши, покрытые илом и заросшие тростником. Возвести на зыбком грунте каменные строения, привычные обитателям Римской империи, было невозможно. Природные условия венецианских островов определили уникальный архитектурный стиль города.
Венеция стоит на воде, поэтому жители первоначально застраивали находящиеся на возвышении участки. Стены делали из корней, обмазанных глиной, крышу из веток и стволов деревьев, соломы и тростника.
Однако частые пожары заставили горожан выбрать другой строительный материал – камень и кирпич. При этом возводить оборонительные укрепления – крепость, стены и башни – не требовалось, т.к. каналы и лагуны надежно защищали город от вторжения.
Это же определило архитектурные особенности зданий: жилые дома, церкви, общественные помещения имеют широкие дверные проемы, выходящие непосредственно к воде и причалу. Из-за нехватки пространства венецианские дома не окружены заборами или палисадниками, но внутри жилых домов имеются внутренние садики и фонтаны.
Город сразу строился по плану: центр образовала площадь св. Марка, она соединялась пешеходной частью с мостом Риальто, вокруг них размещались общественные строения, а на отходящих улицах возводили частные особняки. В каждом городском квартале была своя церковь, 1-2 площади и несколько внутриквартальных переулков. Застройкой занимались магистраты, учрежденные в 1501 г.
На архитектурный стиль Венеции оказали влияние:
- мавританский стиль Ближнего Востока;
- романский, воспринятый из Византии;
- ранний готический, присущий Италии.
Впоследствии на венецианскую архитектуру повлияли барокко и ренессанс. Так сформировался уникальный венецианский эклектичный стиль: храм св. Марка выполнен в стиле мавританского и византийского искусства, Дворец Дожей – в готическом, а собор Санта Мария Ассунта на о. Торчелло – в романском.
Вне зависимости от стилевого решения жилые здания Венеция имеют в высоту не менее 2-3 этажей, что связано с нагрузкой на сложно выполненный фундамент, размещенный на зыбком грунте, и нехваткой свободного пространства. Парадный вход выводил к каналу.
Каждый этаж жилых особняков или дворцов имел разное функциональное назначение: на первом обычно располагались магазины или склады, на остальных – жилые или официальные помещения. Потолки делались низкими и плоскими, с поддерживающими балками, это также уменьшало вес строения и предупреждало растрескивание.
Дымоходы с навершием из терракоты выполняли в форме перевернутого конуса, чтобы предотвратить возгорания.
Дома строились с общими боковыми стенами, которые одновременно являлись несущими, ряд домов располагался вдоль каналов. Множество фасадных окон, в том числе объединенных в аркады, обеспечивало доступ света и придавало строениям воздушность.
Отличительной особенностью венецианского архитектурного стиля стало обильное декорирование. Мозаикой, скульптурами, росписями с замысловатыми узорами, фресками и разнообразными архитектурными деталями украшали все свободное пространство фасадов. Стены часто отделывали цветным шпоном из мрамора, украшали каменными решетками, зубцами и колоннами.
Венецианский стиль появился благодаря работам таких архитекторов:
- П. Ломбардо;
- М. Кодусси;
- Д. Спавенто;
- Я. Сансовино;
- М. Санмикели.
Зодчие, уроженцы Венеции или Италии, создали неповторимый облик города на воде. Наиболее значительный вклад в архитектуру не только Венеции, но и других городов мира, в том числе в России, внес А. Палладио. Он выработал особый стиль, известный гармоничностью формы и назначения зданий, а также соотношением строения и окружающей природы.
Технология строительства
Рыхлая и мягкая земля островов Венецианской лагуны была неспособна удержать вес массивных каменных зданий, а вода, поступавшая с приливами и ветрами из Адриатического моря, постоянно подтапливала сооружения, вызывая гниение материалов. При строительстве зданий архитекторам Венеции пришлось выработать собственный уникальный подход.
Территория застройки сначала осушалась с помощью дамбы, которая преграждала доступ воде. Строители возводили дамбы, находясь в лодках. Затем на месте будущего дома в иловое дно забивали многочисленные сваи толщиной 0,2-0,4 м, обработанные смолой. Для постройки небольшого особняка достаточно было сделать до 7 рядов свай.
Под высокие и имеющие большой вес общественные здания и соборы требовалось сделать так называемое свайное поле – балки забивались вплотную, а затем дополнительно засыпались камнями и землей, утрамбовывались. К примеру, фундамент церкви Санта-Мария-делла-Салюте держится на 100 тыс. сваях.
Сваи имели длину 5-7 м, их загоняли в рыхлый мягкий грунт до уровня твердой глинистой земли, и на поверхности обычно оставалось до 3-5 м дерева. Затем сваи подрезали, добиваясь ровной площадки, на них укладывали деревянные балки горизонтально.
Из древесины делали 2 поперечных слоя, на которые уже размещали блоки известняка, формируя фундамент. Такой способ придавал строению устойчивость, равномерно распределяя вес по фундаменту.
Чтобы уменьшить нагрузку здания на основу, строители придавали внешней стене коническую форму, уменьшая толщину стен пропорционально высоте. Также в стенах делали специальные отверстия выше уровня каналов, через которые подсасываемая камнем и древесиной вода выходила наружу в виде фонтанчиков.
Легко заметить, что многие венецианские здания имеют видимый угол наклона в сторону канала: это происходит из-за того, что высота свайных фундаментов в зданиях неравномерна.
Стеновая отделка в помещениях обычно не доходит до уровня пола на 0,5-1 м, это сделано для того, чтобы при затекании воды в дом стены не пострадали. Во многих помещениях пол 1-го этажа делают выше уровня тротуара, а на двери крепят заграждения, помогающие избежать подтоплений.
Как заливался фундамент
Фундамент венецианских зданий представлял собой перемежающиеся слои древесины и камня. Между сваями добавляли все, что находилось под рукой: при раскопках современные археологи находят в фундаментах строений разбитую керамику, песок, кости животных.
Венеция имеет здания, многие из которых размещены на свайных фундаментах, сделанных гораздо раньше: колокольня Сан-Марко стоит на основе, сооруженной еще в IX в. Даже при ремонте обрушившейся башни в 1902-1912 г. фундамент строения оставался нетронутым.
Однако сейчас владельцы домов, расположенных на воде, стараются забетонировать стены первых этажей и участки, находящиеся в воде каналов.
Древесина
Для свай, на которых размещался фундамент зданий, в Венеции использовали самую прочную древесину дуба и лиственницы. Своих лесов в Венеции нет, поэтому деревья доставляли из лесов Хорватии и Словении, сплавляя по рекам и морю.
Лиственница Larix относится к хвойным растениям, ее древесина обладает рядом уникальных свойств:
Характеристика | Показатель |
Плотность | 665-720 кг/м3 |
Влагопроводимость | низкая |
При изгибе, сдвиге | прочная |
Износостойкость | высокая |
Прочность | 96 Мпа |
Огнестойкость | В 2 раза выше, чем у других хвойных. |
Также древесина лиственницы отлично сопротивляется гниению, вызванному грибками, и противостоит повреждениям, которые наносят насекомые. По этим характеристикам лиственница в 2 раза превосходит твердолиственные породы, такие как дуб или ясень. Смола лиственницы затрудняет обработку, однако способствует прочности древесины.
Лиственничные сваи Венеции за последние 400 лет не утратили прочностных качеств под агрессивным воздействием морской воды, напротив, в соленой воде лагуны древесина приобрела особенную твердость.
Этому способствует и то, что при погружении в зыбкий грунт сваи находятся в окружении плотной аллювиальной грязи, которая препятствует доступу кислорода, микроорганизмов и насекомых. Старению подвергается только небольшая верхняя часть свай, которая находится на открытом пространстве.
Посчитано, что для моста Риальто, построенного в XII в., потребовалось 12 тыс. свай. Уже свыше 800 лет они поддерживают 48-метровый мост, на котором построены магазины и ежедневно проходит множество людей. Для фундамента церкви св. Сан-Заккария архитекторы использовали 7 тыс. лиственничных балок, которые с XVII в. не требовали замены.
Строители средневековой Венеции использовали древесину не только при создании фундаментов. Чтобы сделать жилые здания более устойчивыми, прочными и легкими, деревянные сваи стали размещать горизонтально между слоями кирпичной кладки.
Это помогало распределять и облегчать нагрузку на фундамент. Деревянные балки прокладывали и вертикально в стенах, добиваясь сейсмоустойчивости строений.
Истрийский камень
Венеция стоит на воде столько веков благодаря тому, что при строительстве зданий использовался камень, который хорошо противостоит разрушающему действию морской воды. На полуострове Истрия в 100 км от Венеции был найден плотный непроницаемый известняк, по прочности и красоте равный мрамору.
Истрийский известняк образовался в результате давления и воздействия морской воды на раковины и скелеты морских существ. Этот камень хорошо выдерживал повышенный уровень соли в воде и воздухе Венеции, был плотным и прочным.
Камень пилили на блоки и доставляли морем в Венецию. Свежевыпиленные камни имели светло-желтый цвет, с годами темнели и становились светло-серыми. Этот оттенок красиво гармонировал с кирпичом и красным веронским камнем.
Известняк прокладывали между деревянными сваями и слоем кирпича, чтобы уберечь здания от эрозийных процессов. Тонкими блоками полированного известняка декорировали фасады зданий, что придавало им величественный дворцовый облик.
Внутренние стены отделывали штукатуркой, которую получали, смешивая измельченный истрийский известняк, терракоту и кирпич – получалась плотная, водонепроницаемая и красивая поверхность, имитирующая мрамор.
Почему дома не разрушаются от воды
За сотни лет город на воде остается неизменным: старинные особняки, дворцы и церкви выстроились вдоль каналов, по которым передвигаются лодки и водные автобусы. Технология строительства в Венеции была максимально адаптирована под сложные местные условия: рыхлый грунт, лагуны, постоянные приливы, высокая влажность, нехватка свободного пространства.
Однако в современных условиях Венеция испытывает серьезные проблемы. Территория, на которой располагается город-музей, по подсчетам ученых, ежегодно опускается на глубину моря на 1-2 мм из-за повышения уровня Мирового океана и проседания грунта. Кроме того, исторические постройки страдают от регулярных наводнений.
Некоторые специалисты прогнозируют, что уже к середине XXI в. Венеция может полностью прекратить свое существование.
Венеция – уникальный памятник архитектуры, культуры и истории, а также человеческого мастерства и фантазии. Город, который стоит на воде уже не одну сотню лет, вызывает интерес туристов со всего мира: ежегодно в Венецию приезжает свыше 20 млн. гостей.