Ворота богини Иштар в Вавилоне: картинки, где находятся, фото

Ворота богини Иштар – дошедший до наших дней памятник вавилонского зодчества. Возведенные по приказу царя Навуходоносора II в честь богини любви, красоты и плодородия они свидетельствовали о могуществе и величии Нововавилонской империи, являлись частью городских стен и выполняли роль главного въезда в город.

Описание памятника истории

Ворота богини Иштар – одни из 8-ми городских ворот, построенных в честь бессмертных богов, божественных покровителей городов империи, символизирующих единство Вавилонского царства.

Ворота богини Иштар в Вавилоне: картинки, где находятся, фото

Свое начало они ведут с 690-575 гг. до н.э., когда Навуходоносор II, представленный в Библии в качестве завоевателя Иерусалима, принял решение увековечить величие Нововавилонской империи строительством 8-ми ворот, посвященных верховным божествам аккадской мифологии.

Являющиеся частью крепостной стены ворота располагались в северной части города и посвящались богине любви и плодородия Иштар, также считавшейся женой верховного божества Мардука и покровительницей одного из крупнейших городов Древнего Вавилона – Урука.

Для изготовления памятника использовался глазурованный лазурный кирпич, а в качестве украшения были выбраны барельефы мистических животных (мушушшу, зубров и львов), символизирующие богов Мардука, Адада и Иштар.

Согласно памятной табличке вавилонского царя, крыша и двери изготавливались с использованием кедровых пород дерева, а голубое покрытие, символизировало темно-синий, полудрагоценный камень лазурит, почитаемый жителями Нововавилонской империи в качестве символа богини красоты.

Путь через главные ворота вел в Южную цитадель, а сами они, по мнению историков, были частью оборонительных стен города Имгур-Бел и Нимити-Бел. К вратам вели 3 основных входа: центральный и боковые с двойными дверями.

Назначение ворот

Древний Вавилон считался одним из величественных городов мира, с расположенными на окраинах столицы достопримечательностями: храмом Эсагила и царским дворцом. Попасть к храму можно было по Дороге процессий, начинающейся у врат Иштар и предназначенной, по легенде, для посещения города верховным богом Мардуком.

Ворота богини Иштар в Вавилоне: картинки, где находятся, фото

Ежегодно через Врата Иштар по Дороге процессий проходило новогоднее шествие, входившее в религиозный праздник, посвященный окончанию сельскохозяйственных работ. Празднование начиналось после уборки ячменя в период весеннего равноденствия (20 или 21 марта по современному календарю) и продолжалось 12 дней.

Праздник имел под собой цель подтвердить главенство верховного бога Мардука (на небе) и земного царя (как его представителя на земле), а также поблагодарить богов за богатый урожай.

Шествие двигалось к северу от Врат Иштар по пути, украшенном рельефными кирпичными изображениями львов, запечатленных в разных позах и выставляющих левую переднюю лапу вперед на восточной стене и заднюю правую на западной. Для создания каждого льва использовалось 46 формовых кирпичей, уложенных в 11 рядов.

Для строительства Дороги процессий, простиравшейся сквозь храмовый комплекс до реки Евфрат, использовались уложенные на слой битума, достигавшего в некоторых местах ширины в 20,1 м, большие каменные плиты.

В 1700-1300г. до н.э. из-за постоянных беспорядков, вызванных разрушительными набегами хеттов и касситов, город постепенно пришел в упадок и считался затерянным вплоть до середины XIX в.

В 1851-1854 гг. в результате французско-немецкой исследовательской экспедиции холма Эль-Каср в 90 км от Багдада были найдены глазурованные кирпичи, ранее утерянной Дороги процессий.

30 лет спустя археолог Р. Кольведей во время организованной берлинским музеем Королевской экспедиции сумел разгадать их значение, и убедил спонсоров на проведение масштабных археологических раскопок, занявших более 20 лет и приведших к обнаружению 9 слоев древневавилонского строительства.

Ворота богини Иштар в Вавилоне: картинки, где находятся, фото

Среди находок были и прекрасно сохранившиеся фрагменты ворот, идентифицированные по нанесенной на них надписи вавилонского правителя Навуходоносора II.

Характеристика первоначального строения

Ворота богини Иштар по первоначальному замыслу должны были служить началом для выложенной из инкрустированных красным камнем розовых плит Дороги процессий, плавно переходящей в улицу Айбур-Шаба, и были выполнены в форме полукруглой арки, ограниченной по бокам покрытыми разноцветной глазурью стенами.

Общая характеристика первоначального сооружения:

Год постройки 575 г. до н.э.
Материал изготовления Плиты из обожжённого глиняного кирпича.
Высота строения 26 м
Ширина ворот 30 м

Боковые стены выходили на протянувшуюся на 23 м в ширину и ограниченную по всей протяженности синими 7-метровыми кирпичными стенами Дорогу процессий, а для их украшения были использованы запечатленные в угрожающих позах львы, символизирующие богиню Иштар.

Сами ворота были двойными и выполнены так, чтобы их внутренняя часть в 2 раза превышала наружную. В качестве основного материала использовались наложенные друг на друга кирпичи, облицованные голубой (лазоревой), желтой и черной, сверкающей на солнце глазурью. Общий цвет сооружения – сине-голубой (лазоревый).

Благодаря добавлению в красящий состав медного сплава врата приобрели эффект «муарового мерцания», а при попадании на глазированные кирпичи яркого солнечного света возникали иллюзорные волны.

Барельефы ворот

Украшали памятник истории 573 барельефа (что, по предположению археологов, соответствует дате постройки) с золотыми изображениями зубров (быков), львов и древневавилонских драконов – мушушшу (сиррушей). 120 из них помещены на стены, ведущие к воротам богини.

Ворота богини Иштар в Вавилоне: картинки, где находятся, фото

По мнению археологов, выбор украшений был сделан неслучайно, поскольку:

  • львы должны были символизировать богиню красоту и плодородия Иштар;
  • зубры – отдавали дань памяти богу погоды Ададу;
  • сирруши (мушушшу) почитались как знак верховного божества- Мардука и были изображены в виде драконов, соединивших в себе образы львов, змей и орлов.

По словам, проводившего археологические раскопки Р. Кольведея, ряды кирпичей на воротах Иштар были уложены друг на друга так, чтобы исключить повторения барельефов в одном горизонтальном ряду: изображенные на стенах драконы-сирруши следуют за рядом зубров и наоборот.

Расстояние от фундамента до одного изображения соответствует 24 кирпичам (4-м вавилонским элам), а каждый из барельефов имеет высоту в 13 кирпичей, с промежутками между рисунками в 11 кирпичей.

Для изготовления дверей и крыши строения (в соответствии с памятной надписью) использовалось окованное медью кедровое дерево

Табличка вавилонского царя

После завершения строительства по приказу Навуходоносора II к ним была прикреплена табличка с выполненной аккадской клинописью белыми и синими глазурованными кирпичами надписью, объясняющей строительство ворот. Высота таблички с текстом 15 м, а ширина – 10 м, а само послание состоит из 60 текстовых строк. Датируется надпись приблизительно 605-562 гг. до н.э.

Раскопки и реставрация

Ворота богини Иштар удалось обнаружить при раскопках храма Нинмах. Синие глазурованные кирпичные изразцы с рисунками зубров и мифологических животных вместе с фрагментами Дороги процессий были найдены в 1902 г. под 15-метровым слоем песка Р. Кольведеем и К. Э. Захау. Во время работы произошло неожиданное обрушение верхней части ворот.

Все найденные фрагменты втайне от иракского правительства были упакованы в бочки из-под угля и переправлены в Германию.

Процесс восстановления памятника занял в общей сложности около 30 лет, за время которых глазурованные кирпичи были тщательно опреснены и собраны вместе. Недостающие части монумента изготавливались из обжигаемого в специально реконструированной печи кирпича, что позволило воссоздать первоначальный оттенок и отделку, и соединены с сохранившимися частями ворот.

Впоследствии меньшая, восстановленная часть памятника (внутренняя), в 1918 г. была включена в экспозиции музея Пергамон вместе с сохранившейся частью Дороги процессий. Внешнюю часть поместили в музейное хранилище.

Ворота богини Иштар в Вавилоне: картинки, где находятся, фото

Барельефы львов, зубров и драконов-сиррушей также были выставлены в экспозициях музеев США, Европы и Азии.

В 1987 г. по приказу Саддама Хусейна иракские архитекторы воссоздали уменьшенную, 12-метровую копию ворот Иштар, установив ее в провинции Бабиль (Ирак) у входа в Археологический музей. Вместе с воротами реконструкции также подвергся императорский дворец Навуходосора.

Во время работы специалисты имитировали методы, применявшиеся при изготовлении оригинального памятника, создав полностью копирующую оригинал копию врат меньшего размера.

Целью воссоздания памятников была попытка иракского правительства восстановить связь с древней историей Ирака.

Вплоть до 2003 г. ворота считались местом туристического и религиозного паломничества.

В результате иракской кампании США (2003-2011 гг.) установленные Саддамом Хуссейном Ворота Иштар были разрушены, а их обломки упакованы и помещены в построенный на месте Древнего Вавилона музей Навуходоносора, а затем перенаправлены в багдадский Национальный музей, но пропали при транспортировке.

Где посмотреть

Ворота богини Иштар, находящиеся в филиале берлинского Пергамского музея (Музей Передней Азии) имеют высоту в 14,5 м и ширину в 10 м. Восстановленный музейными работниками экспонат создан из оригинальных глазурованных кирпичей, найденных при археологических раскопках Р. Колвеем, и представляет собой меньшую, внутреннюю часть крепостной стены.

Увидеть Ворота Иштар можно в составе экспозиции Древнего Вавилона (Преднеазиатского музея), посетив Музейный остров по адресу Германия, Берлин, Spree, 17Y.

Посетить музейный остров можно:

  • с понедельника по среду и с пятницы по воскресенье с 10:00 до 18:00;
  • в четверг – с 10:00 до 20:00.

Стоимость посещения экспозиции – 19 евро. Туристы также могут приобрести 3-дневный билет для осмотра экспонатов всего музейного комплекса за 29 евро.

Добраться до Пергаского музея туристы и гости Берлина могут:

  • на поездах метро, следуя по ветке U6 до остановки Фридрихштрассе;
  • воспользовавшись городскими поездами S-Bahn, следующим по маршрутам S1, S2, S25 (остановка Фридрихштрассе);
  • доехав до паркового комплекса Люстгартен автобусными маршрутами No 100, 200, N2, а затем пройдя пешком около 10 мин;
  • добравшись до улицы Купферграбен на трамваях No 12 или М1. От остановки до музея нужно идти около 3-х мин.
  • прогуливаясь пешком по мосту Монбижу.

Ворота богини Иштар в Вавилоне: картинки, где находятся, фото

Фрагменты ворот также можно увидеть в:

  • Стамбульском Археологическом музее, по адресу ул. Осман Хамдибей Йокушу, 1/2. Здесь расположены изображающие львов, зубров и мушушшу барельефы. Цена билета – 50 лир.
  • Детройтском Музее искусств, по адресу 5200 Вудворд авеню, MI 48202 хранятся барельефы суррушей, снятые со стен ворот.
  • Парижского Лувра, по адресу улица де Риволи, 91ba представлены барельефы львов, посвященные богине Иштар.

Тайны строительства

Ворота богини Иштар окружены множеством тайн и легенд. Одной из них является происхождение применяемых при строительстве компонентов.

Ряд историков предполагает, что эмаль для покрытия стен ворот и облицовки дороги привозилась в Древний Вавилон из стран, ранее считавшихся «окраинами мира», а затем подвергалась плавке при температуре около 900 ﮿C.

В результате археологической экспертизы было установлено, что на самом деле при строительстве использовались глиняные кирпичи с тонкой текстурой, спрессованные в деревянные формы, высушенные под открытым солнцем и обожженные в печах около 10-12 ч при температуре более 1000﮿С.

Каким образом строителям древневавилонского царства удавалось поддерживать подобную температуру при отсутствии современной электроники до сих пор остается для ученых загадкой.

Деревянные кирпичные формы укладывались строго друг на друга, а появление швов в кирпичной кладке тщательно вымерялось, что позволяло избежать искажения рисунков барельефов.

Для декора кирпичей использовалась синяя, имитирующая лазурный оттенок, фоновая глазурь. Золотая и коричневая краска применялась при создании рисунков животных. Для облицовки бордюров и розеток использовались черные, белые и золотистые оттенки.

Изготавливалась она из растительной золы, песка и гальки, посредством их неоднократного расплавления, охлаждения и измельчения. Готовая смесь для глазурования получила название фритты, а для придания желаемого оттенка в нее добавлялись красящие минералы (кобальт и медь). Наносилась глазурь на предварительно обожженные кирпичи.

Ворота богини Иштар в Вавилоне: картинки, где находятся, фото
Ворота богини Иштар в Вавилоне

Швы, возникшие между собранными после обжига в ряды плитами, заделывались черным битумом, по консистенции напоминающим современный асфальт.

Интересные факты

Интересные факты:

  • Приобретение ворот Иштар Пергамским музеем историки считают ярким примером репатриации артефактов. Найденные при раскопках фрагменты монумента были втайне от правительства Ирака упакованы в солому, сложены в бочки из-под угля, спущены вниз по реке Ефрат и переправлены в Берлин, где подверглись сложной реконструкции. Впоследствии правительство Ирака неоднократно (в 2002 и 2009 гг.) обращалось к Германии с просьбой вернуть памятник истории, но получило отказ, обоснованный неблагоприятной политической обстановкой в стране, способной негативно сказаться на сохранности достопримечательности.
  • При проведении раскопок использовались методы рытья туннелей и глубоких траншей, наносившие серьезный ущерб кирпичной кладке фундамента. Особое внимание также уделялось поиску памятных табличек и других артефактов, их последующая опись и документирование, вместо традиционного для археологических экспедиций исследования останков зданий.
  • Врата Иштар, как часть стен Вавилона, считались одним из первоначальных Семи чудес света. Впоследствии они были заменены в списке на Александрийский маяк, появившийся в 3-м в. до н.э.
  • Иштар почиталась жителями Вавилонского царства в качестве богини любви, красоты и плодородия, а также как богиня войны и супруга верховного бога Мардука. Олицетворяющая собой сексуальное влечение она изображалась в образе обнаженной женщины, увитой вечнозелеными растениями, и определялась жителями вавилонского царства как дикая и решительная воительница, защитница правящей династии и армии. В качестве символа Иштар был выбран лев, а его изображение на городских вратах, по словам историков, имело под собой целью защитить город от иноземных захватчиков.
  • Цвет ворот, имитирующий полудрагоценный темно-синий лазурит, по мнению историков был выбран из-за мифологической связи богини Иштар с Инанной, появившейся месопотамской мифологии в период правления Саргона Аккадского и символизировал одеяния богини. В соответствии с мифом Иштар-Инанна, спустившаяся в подземное царство и захваченная его правительницей описывается как лазурит, серебро, золото и дерево. По мнению экспертов, два из приведенных в мифе материала использовались при строительстве ворот.
  • По оценкам историков, Врата Иштар – являются меньшей частью Древневавилонского наследия, включающего в себя также императорский дворец, храмовый комплекс и Дорогу процессий. По мнению специалистов, всего для облицовки города было использовано не менее 15 млн обожженных кирпичей.

Врата богини Иштар – древнейший памятник вавилонской культуры, построенный по приказу Навуходоносора II как знак почитания бессметных богов и погребенный под слоем песка в период забвения империи. Найденные в результате длительных археологических раскопок они стали одним из главных экспонатов берлинского музея, олицетворяя собой мощь и процветание Нововавилонской империи.

Видео о достопримечательности

Пергамский музей. Вавилон и его достопримечательности.Ворота богини Иштар:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Туризм и путешествия, континенты, страны и города. Самое интересное о каждом уголке мира всем туристам!
Добавить комментарий