Умань – уютный районный центр в Черкасской области Украины. В стране и за ее пределами Умань знаменита своим уникальным Софиевским парком, созданным графом Потоцким, который по праву считается шедевром садово-паркового зодчества. Не меньше славы приносит Умани важная еврейская святыня, которая с 90-х годов прошлого века ежегодно собирает в город тысячи паломников-хасидов со всего мира.
Почему хасиды едут в Умань?
Умань, еврейская святыня которой призывает к посещению многочисленных паломников, на несколько осенних недель забывает о тишине и спокойствии. На ее улицах появляются шумные и веселые толпы мужчин, одетых в одинаковые одежды.
Это евреи – представители обособленного течения иудаизма, которое зародилось в Польше в XVII веке, и спустя несколько лет распространилось по огромной территории, включая Украину. Умань некоторое время была центром хасидизма, здесь находится захоронение одного из великих проповедников – цадика Нахмана.
Паломничество в Умань было прервано во времена советской власти, когда многие украинские хасиды были репрессированы, высланы из страны. Многие погибли во времена Великой отечественной войны. Еврейское кладбище, на котором удивительным образом уцелела могила Нахмана, было уничтожено, участки розданы жителям под огороды.
Посещение Умани возобновилось с 1988 года, когда к месту захоронения цадика прибыла первая группа хасидов из польского Брацлава в составе 200 человек. Ныне количество паломников достигает в отдельные годы до 40 тыс. человек.
Кто такой цадик Нахман?
Нахман родился в 1772 г. в городе Меджибож (в настоящее время находится в Хмельницкой обл. Украины). Его прадед, раввин Бешт, считается основоположником хасидизма. Бешт проповедовал религиозное учение, которое основывалось на правилах, отличительных от традиционной еврейской религии. Само слово «хасидизм» переводится, как «праведность».
Именно праведная жизнь, внутреннее восприятие божественного учения и молитва от всей души считаются главными в проповедях Бешта. Все ритуалы, в том числе чтение талмуда и посещение синагоги хасиды считают второстепенными. Проводниками между Богом и верующими были раввины, которые в хасидизме называются цадиками.
Его правнук Нахман рано проникся идеями хасидизма. По еврейским обычаям юношу женили на состоятельной девушке в возрасте 14 лет. После смерти отца жены семья переехала в город Медведовск, где Нахман и принял сан раввина, еще не достигнув 20-летнего возраста.
Изучая религиозные законы, цадик Нахман выстроил свою систему трактовки веры. В его проповедях звучали речи о том, что молитва не должна быть в тягость верующему. Молящийся человек должен быть веселым, сопровождать свое обращение к Всевышнему песнями и танцами, чтобы показать удовлетворение земной жизнью.
В классическом иудаизме заведено зазубривание Торы на иврите, Нахман же проповедовал отступить от этих традиций, молится всем сердцем на родном языке – идише.
Согласно трактовке Бешта и его праправнука, хасид должен уметь слушать и слышать, не отчаиваться, благодарить Бога за все, что имеет. Обращение к Творцу – нехитрая песня-молитва и экстатический танец. Учение молодого цадика пришлось по душе многим, вскоре сформировалась группа брацлавских хасидов, которая поддерживала новые тезисы. Прихожане выбрали Нахмана своим ребе, то есть учителем.
Во времена своего посещения Иерусалима Нахман общался с самыми знаменитыми богословами того времени, изучал Каббалу. Возвратившись на родину, цадик вел очень скромный образ жизни, проповедовал свои идеи в разных местах Польши и Украины.
В Умань Раби Нахман приехал для посещения еврейского кладбища, где покоились жертвы погромов. После этого он завещал быть похороненным в этом месте.
Последние годы жизни Ребе Нахман прожил в Умани, борясь со смертельным в те времена недугом – туберкулезом. От этой болезни умерли один за другим два его сына и жена. Сам цадик скончался 16 октября 1810 г. и был похоронен на еврейском кладбище, согласно завещанию.
Основные даты жизненного пути Цадика Нахмана:
4 апреля 1772 г. | Родился в г. Меджимеж (Польша) |
1786 г. | Женитьба |
1792г. | Принял сан цадика |
1798 г. | Паломничество в Палестину |
1800 г. | Переезд в г.Златополь, Черкасской обл. |
1802 г. | Переезд в г. Брацлав (Польша) |
1810 г. | Поселился в г. Умань |
16 октября 1810 г. | День смерти |
Почему большинство паломников – мужчины?
Умань во время празднования Рош-ха-Шана посещают только хасиды-мужчины. Это связано с тем, что цель поездки – религиозное паломничество, а мужчинам-хасидам запрещено во время молитвы смотреть на женщин, особенно в период самого важного праздника. Некоторые женщины также совершают паломничество, но отдельно от мужчин, иногда с детьми.
Для посещения синагоги у мужчин и женщин есть свои различные входы и помещения для молитвы. В иное время года женщинам можно посещать еврейскую святыню, но по разным с мужчинами тропам, не пересекаясь друг с другом. При этом одежда женщины должна закрывать ноги и руки, голову должен покрывать платок.
Внешний вид паломников
Ортодоксальные евреи узнают друг друга в любом конце мира по традиционной одежде, которая остается почти неизменной с библейских времен. Внешнему виду хасиды придают большое значение, так как по законам веры главное в одежде – скромность и следование предписаниям. «Будь скромным перед Всевышним» — главное правило внешнего вида и быта.
Еврейский народ, который вынуждено был расселен по всей территории земного шара, сохранил свою уникальность благодаря строгому дресс-коду национального костюма. По одежде и внешнему виду верующие евреи узнают друг друга в любой стране.
Отдельные элементы костюма могут отличаться незначительными деталями, по которым знатоки определяют, к какой группе хасидов принадлежит человек, какое у него положение в обществе, семейный он или одинок.
Правила внешнего вида для всех хасидов:
- Цвета одежды только черный или белый.
- Обязательный головной убор: покрывало, шляпа или кипа.
- Черные шляпы хасидов имеют около 30 вариаций, по которой знающие люди могут определить социальный статус владельца.
- Одна из религиозных заповедей запрещает полностью обстригать голову вокруг и сбривать виски. Поэтому начиная с 3 лет, мальчиков хасидов стригут, оставляя на висках длинные локоны – пейсы.
Положительное значение для местного населения
Умань, еврейская святыня которой создала известность городу во всем мире, на несколько дней пополняется гостями в количестве половины ее постоянного населения. За последние тридцать лет могилу цадика Нахмана посетили миллионы хасидов. Улицы невдалеке от захоронения получили народное название «Малый Иерусалим».
Еврейский Новый год – отличное время для местных жителей для заработка. Стоимость всего, начиная от квартир до мелких сувениров, переводится в доллары и возрастает в десятки раз. Так, проживание в 3-комнатной квартире в самом удобном месте, способной уместить до 10 человек, стоит в этот период около 4000$ в сутки, а самая дешевая детская игрушка — 3$.
Многие состоятельные хасиды выкупили дома в районе расположения святыни в собственность. Цена некоторых строений достигла 1,5 млн. долларов. Жилье на улице Пушкинской и прилегающем к ней квартале является самым дорогим в Украине.
Паломничество – перспективная отрасль для развития украинского туризма и привлечения иностранного капитала.
Отрицательное значение для местного населения
Резкое увеличение численности населения примерно на треть принесет проблемы любому городу, особенно если эти приезжие – представители обособленной религиозной касты с противоположным менталитетом и обычаями:
- Главная проблема – это горы мусора, которые оставляют хасиды после себя на улицах, в домах и всех общественных местах. Уборку города последнее время частично оплачивает хасидская организация, которая организовывает паломничество, ну а беспорядок на территории жилища приходится убирать хозяевам. Порой устранение ущерба забирает значительную сумму, полученную за аренду.
- Религиозные предписания запрещают хасидам выполнять любую работу, а также пользоваться электроприборами и другими благами цивилизации. Некоторые паломники решают эти вопросы оригинально – они включают свет и воду по приезду, и выключают в конце праздника. В этот период наблюдается снижение мощности электросети и напора воды в домах местных жителей.
- Шумное празднование с песнями и танцами нарушает покой горожан.
- Так как Умань посещают различные группы хасидов, с различными установками, между ними часто вспыхивают стычки и разборки.
- Многие квартиры, выкупленные хасидами, пустуют в течение года и коммунальные платежи за отопление остаются не оплаченными.
По словам уважаемых хасидов старшего поколения, проблемы возникают по той причине, что паломничество превратилось в коммерческое мероприятие. Порой в Умань едут евреи иных направлений, совершенно не знакомые с историей и обычаями хасидизма. Настоящий хасид трепетно относится к окружающим и никогда не создает конфликтов.
Когда хасиды приезжают в Умань? Почему большая их часть едет к Новому году?
Рош-ха-Шан для евреев – это период, когда происходит обновление мира на всех уровнях житейского цикла. Искреннее раскаяние и душевная молитва об искуплении грехов могут повлиять на дальнейшую судьбу верующего и его семьи. Цадик Нахман в своем завещании призывал, чтобы в этот день хасиды молились около его могилы. Чем больше будет людей на празднике, тем лучшим станет год для всего мира.
Умань – еврейская святыня, где небеса наиболее раскрывают свои врата для молитв. Это место, куда старается попасть каждый хасид хотя бы 1 раз в своей жизни. Некоторые совершают паломничество каждый год, некоторые – по возможности.
Количество поездок и период пребывания зависят от социального статуса паломников, ведь пребывание здесь обходится недешево. Паломники с низким уровнем дохода пользуются средствами благотворительных организаций в своей стране.
Праздник Нового года не имеет установленного числа, его празднование приходится на новолуние месяца тишрей по еврейскому календарю, это период сентября – октября. Традиционно важными являются 10 дней после Рош-ха –Шана, когда есть возможность молитвой исправить свое предназначение.
Если материальное состояние позволяет, хасиды стараются побыть в святом месте подольше, заранее определится с жильем. Такие паломники начинают прибывать за 7-10 дней до Нового года. Основная масса паломников пребывает в Умань за 3-4 дня до начала праздника.
Проживание паломников
Некоторые семьи переехали в Умань на постоянное место жительства, выкупили дома в районе синагоги и образовали своеобразный «еврейский квартал». Местные хасиды чаще всего занимаются туристической сферой, проблемами паломников и расселением их на время празднования.
На деньги хасидской организации в Умани построен отель, но он не в состоянии принять всех желающих, поэтому большинство ищут временное съемное жилье. Цены на квартиры в это время года поднимаются в десятки раз, стоимость зависит от расположения дома. А иногда приезжие живут в палатках, как на фото выше.
Проблемы паломников
Поиск нормального жилья является для паломников самой важной проблемой. Есть проект, который планирует строительство большого еврейского центра с отелями, пунктами питания и синагогой. Планируется даже строительство аэропорта в Умани, так как дорога до места захоронения — вторая важная проблема.
Хасиды со всех концов земного шара, добираются самолетами или по морю до Одессы и Киева, далее автобусами до места. Дорога с пересадками занимает много средств и времени.
Предложения о переносе могилы цадика Нахмана
Вопрос о переносе праха главного хасидского проповедника из Умани в Израиль поднимался неоднократно, как израильским МИД, так и украинскими националистами, которые считают, что паломничество в Умани приводит к хаосу и беспорядкам.
Вопрос об этом действии остается открытым, так как против выступают главные религиозные служители обеих стран. Они настаивают на том, что Ребе Нахман был необычайно просветленным и праведным человеком, и нарушить его завет никто не имеет права.
Дети в паломничестве
Хасиды направляются в Умань целыми общинами, вместе с детьми-мальчиками всех возрастов. Считается, что таким образом дети с малых лет проникаются законами Торы и святостью религии. Хасидские дети отличаются от уманских ребят только традиционным видом одежды. Они весело играют с местными мальчишками, заводят себе друзей. Но есть и неприятные для местного населения стороны.
По религиозным законам для детей до определенного возраста не существует никаких запретов, поэтому многие из них ведут себя агрессивно, по отношению к жителям, которые делают им замечания.
Когда хасиды уезжают из Умани?
Еврейское празднование Нового года длится 2 дня, после чего у верующих есть еще 10 дней для раскаяния и прощения. Заканчивается период строго постным днем Йом-Киппур, когда Бог создает историю для каждого на следующий год.
Многие хасиды покидают Умань сразу после празднования, проводят Дни раскаяния на родине. Те, кому позволяют финансовые возможности, остаются у святыни до самого конца торжества.
Автор: Надя Бойко
Видео об Умани
Умань — город десятков тысяч хасидов: