Церкви без единого гвоздя. Кижи, Торжок, Новокузнецк, Боровск, в Карелии и другие

Церковь, построенная без единого гвоздя, по праву относится к шедеврам русского деревянного зодчества, достигшего своего расцвета в XVI-XVIII вв. Немногие сохранившиеся подобные строения являются уникальными памятниками истории и архитектуры, а некоторые шедевры плотницкого искусства русских мастеров известны далеко за пределами страны.

Храм Преображения Господня в Кижах

Церковь без единого гвоздя (Преображенская), входящая в состав всемирно известного ансамбля Кижского погоста, является главным строением, жемчужиной музея-заповедника и поражает гостей острова своим великолепием и оригинальностью. Это памятник федерального значения, а весь ансамбль входит в список наследия ЮНЕСКО.

Церкви без единого гвоздя. Кижи, Торжок, Новокузнецк, Боровск, в Карелии и другие
Церковь без единого гвоздя, Кижи. Фото.

Первый камень уникального строения был заложен в начале лета 1714 г. Имя автора доподлинно неизвестно, но по одной из версий церковь строил плотник по имени Нестор. Утверждение о том, что при строительстве не применялись гвозди, не совсем достоверно, при проведении работ по реконструкции строения гвозди были обнаружены в куполах

Еще на подходе к острову с борта судна открывается вид на удивительное 37-метровое сооружение, на котором тесно серебрятся осиновыми лемехами 22 разновеликих главки с крестами. Они расположены на нескольких уровнях, форма «луковок» на каждом ярусе неодинакова, что придает церкви интересный рисунок.

Церкви без единого гвоздя. Кижи, Торжок, Новокузнецк, Боровск, в Карелии и другие
Храм Преображения Господня в Кижах

Венчает храм самая большая главка. Преображенская летняя церковь конструктивно представляет собой пирамиду из трех восьмериков, поставленных друг на друга. Самый крупный из них – основание строения.

Четырехъярусный иконостас – основа церковного интерьера. Его рама изготовлена в XVIII-XIX вв. 102 иконы написаны в период с XVII до начала XIX вв. Самые старые из них представляют школу «северного письма».

Памятник архитектуры находится под постоянным наблюдением специалистов, которые регистрируют его состояние.

Наиболее масштабные реставрационные работы проводились в указанные годы:

Время проведения работ (годы) Выполненная работа
1949-1959 Реставрационные работы под руководством А.В. Ополовникова.
1980-1983 Закрытие объекта для посетителей из-за предаварийного состояния, монтаж внутреннего металлического каркаса.
1999-2001 Разработка проекта комплексной реставрации.
2009-2020 Капитальный ремонт.

Храм в Торжке

На правом высоком берегу реки Тверцы в городе Торжке стоит храм, предшественник которого упоминается в писцовой книге 1625 г. Сегодня на этом месте возвышается деревянная рубленная церковь, построенная вместо старой Вознесенской в 1653 г.

С тех пор здание многократно перестраивалось, но его основа сохранилась с середины XVII в. Богослужения здесь проводились регулярно до 1854 г., пока рядом не была поставлена новая каменная Вознесенская церковь.

Деревянный храм был оставлен прихожанами на 30 лет, а затем вновь освящен именем Тихвинской иконы Божией Матери, но в памяти людей он остается Старо-Вознесенским. Богослужения здесь окончательно прекратились в 1929 г., и сегодня этот уникальный объект является культурным памятником федерального значения.

Церкви без единого гвоздя. Кижи, Торжок, Новокузнецк, Боровск, в Карелии и другие

34-метровый храм, построенный их хвойных пород дерева, представляет собой 2-хсветный четверик, на котором установлены три восьмерика, постепенно убывающие в размерах. Уникальность этого строения не только в отсутствии гвоздей, скрепляющих его конструкции, но и в том, что здесь нет перекрытий. Находящемуся внутри помещения зрителю открыта для просмотра высота до 20 м.

Когда-то убранство зала состояло из пятиярусного иконостаса, сегодня можно увидеть лишь сохранившуюся вверху клеевую роспись, датируемую XVIII в. Она не потеряла былой яркости и придает изображенным сюжетам праздничность и нарядность. Стены внизу гладко отесаны.

Из села Холм Галичского района

Деревянная церковь, которая сегодня располагается на территории Костромского музея-заповедника, была срублена, по мнению специалистов, в середине XVI в. двумя мастерами Карпом и Папилой. В последствии братья-плотники были захоронены под этим храмом.

До 1960 г. церковь стояла неподалеку от села Холм, на возвышенности, откуда далеко открывался вид на долину реки Тебзы. Такое расположение на местности зрительно увеличивало сооружение, придавая ему основательности. В 1960-х гг. уже давно недействующую церковь внесли в список памятников русского деревянного зодчества и перевезли в Кострому, в Ипатьевскую слободу.

Работники музея-заповедника называют рубленную церковь Собора Пресвятой Богородицы одним из наиболее ценных экспонатов выставки, старейшим культовым объектом музея. По конструкции она относится к типу ярусных пятиглавых церквей, где на нижнем восьмерике стоит верхний меньших размеров. Венчают церковь 5 луковичных глав, установленных на тонких барабанах.

Церкви без единого гвоздя. Кижи, Торжок, Новокузнецк, Боровск, в Карелии и другие
В пензенском селе без единого гвоздя возвели храм в стиле XVII века

Георгиевская деревянная церковь в Юрьев-Польском

В городе Юрьеве-Польском на подворье Михайло-Архангельской обители в качестве экспоната и исторического памятника стоит небольшая рубленная в 1718 г. церковь. Прежде она была частью монастырских построек Георгиевского монастыря у деревни Егорье.

В середине XVIII в. монастырь упразднили, а церковь была передала местной общине. В XX в. перестала существовать и деревня, а заброшенную церковь ждала та же участь. Для сохранения культового памятника древнерусского зодчества строение было перевезено на территорию музея-заповедника в Юрьев-Польский.

Церковь без единого гвоздя была поставлена мастерами лишь топором, даже без использования пилы. Строгое строение четверика украшают лишь небольшие сдвоенные окна. Высокая, сильно покатая, клинчатая кровля завершается небольшим барабаном и главкой-луковкой, покрытой осиновым лемехом.

Церкви без единого гвоздя. Кижи, Торжок, Новокузнецк, Боровск, в Карелии и другие

Церковь Преображения из села Янидор Чердынского района

В 45 км от Перми на берегу Камы расположился музей «Хохловка», куда были перевезены уникальные памятники, собранные со всего края.

Одним из ценнейших экспонатов считается рубленная Преображенская церковь, привезенная из таежной деревни в 1983 г. Через село Янидор прежде проходили торговые пути, здесь купцы делали остановку перед дальней и опасной дорогой. На их пожертвования была срублена красивая церковь, которую и сегодня относят к редким образцам культовых строений Северного Прикамья.

Основание церкви – четверик, поднятый на высокий подклет, который служил для хозяйственных нужд. Возможно, здесь хранилась пушнина. С востока и с запада пристроены алтарная и трапезная части. Стены церкви сделаны из отборного леса.

Бревна толщиной от 25 см вверху до 40 см внизу подогнаны так плотно друг к другу, что не требуют конопатки. Завершает строение клинчатая кровля. Богослужение проходило на втором этаже.

Высокое крыльцо ведет в трапезную, которая играла важную роль в жизни местных жителей. Здесь собирались перед началом службы, обсуждали общие дела, пировали в праздники. Из трапезной входная тяжелая дверь вела в основную, храмовую часть.

Церкви без единого гвоздя. Кижи, Торжок, Новокузнецк, Боровск, в Карелии и другие

Успенская церковь в селе Варзуга Терского района

Церковь XVII в., срубленная мастером по имени Клемент, стоит в селе Варзуга Мурманской области. Она входит в комплекс памятников деревянного зодчества Варзуги и упоминается в архивных документах 1674 г.

Возведение Успенской церкви проходило во времена реформ, вводимых в православие Патриархом Никоном, во времена раскола среди верующих. Мурманские прихожане в своем большинстве не принимали нововведений, что нашло отражение в архитектурных деталях культового сооружения.

Например, Никон запретил строить новые храмы в шатровом древнерусском стиле, но Успенская церковь полностью соответствует этому классическому в русском деревянном зодчестве стилю. Конструкция восьмерик на четверике украшена многочисленными декоративными элементами – кокошниками и чешуей. Высота церкви 34 м.

Церкви без единого гвоздя. Кижи, Торжок, Новокузнецк, Боровск, в Карелии и другие

Культовое сооружение несколько раз реставрировали, проводили капитальный ремонт, обновляли иконостас, в котором находились уникальные старинные иконы. После революции церковь была закрыта, иконы сняты и отправлены на хранение в неподходящие для этого помещения.

Особенная участь постигла колокола. Их сняли с колокольни, раскололи и подготовили к отгрузке на переплавку, сложив на берегу. Однако разлившаяся река утащила с берега обломки и утопила в иле. Найти их так и не удалось.

Здание в полуразрушенном виде было возвращено РПЦ в самом конце XX в. В течение нескольких лет оно находилось на реставрации, постепенно увеличивая доступные площади для молящихся. Оставшиеся иконы были отправлены на реставрацию в мастерские Эрмитажа.

Сегодня старинный православный храм, рубленный мастером Клементом, вновь ежедневно открыт для верующих, а сама Успенская церковь большинством голосов жителей Мурманского края вошла в областной список достопримечательностей «7 чудес света».

Из села Бородава

Одним из старейших памятников является православный храм, который стоял у села Бородава Вологодской области и был перенесен для сохранения в Кирилло-Белозерский монастырь в конце 1950-х гг.

Село было торговым и относилось к владениям Ферапонтова монастыря. Здесь, на стрелке рек Шексны и Бородавы стояли пристани, склады, была перевалочная база товаров на мелкие суда для их проведения по неглубокой извилистой реке к монастырским стенам.

Бородавская церковь, где молились купцы и жители села была освящена в 1485 г. именем Положения ризы Богородицы во Влахерне. Возводилась она на средства архиепископа Иосафа (князя И. Оболенского), ведущего свой род от Рюрика. Он сам контролировал строительство, выбирал мастеров и сюжеты для росписи, сам и освятил построенную церковь.

В 1919 г. было принято важное решение, которое помогло сохранить церковь до наших дней – храм был признан памятником истории и культуры. Все иконы и утварь тщательно переписали и взяли на учет как музейные экспонаты, а службы в церкви продолжались до 1950 г.

Церкви без единого гвоздя. Кижи, Торжок, Новокузнецк, Боровск, в Карелии и другие

Но ее закрытие не было связано с антирелигиозной борьбой – село Бородава вошло в зону затопления при строительстве водного пути между Балтикой и Волгой. В 1957 г. строение было бережно перевезено в Кириллов и установлено на подготовленный фундамент в Кирилло-Белозерском монастыре.

Церковь без единого гвоздя Ризоположения имеет характерный для древней Руси клетский тип, но, по мнению специалистов, с усложненной архитектурой, что выразилось устремленностью строения вверх, чередованием объемов, ясностью пропорций.

Сруб собран из соснового дерева диаметром не более 20 см, но с тщательно подогнанными бревнами. К 1950-у г. в иконостас входили 19 икон, которые сегодня находятся в Кирилло-Белозерском монастыре после реставрации в мастерских Московского музея имени А. Рублева.

Церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровичского района

Церковь, которая считается самой древней и наиболее значительным памятником Новгородской области, была поставлена без единого гвоздя предположительно в 1539 г.

В это время она впервые упоминается в письменах, сохранившихся до наших дней, но специалисты допускают и более раннее ее строительство. В 1967 г. ее в очень плохом состоянии перевезли в музей под открытым небом – «Витославицы», что расположен неподалеку от Великого Новгорода. После реставрационных работ она приняла облик, который имела в XVI-XVII вв.

Конструктивно строение представляет собой восьмерик на четверике с высоким подклетом. Завершает постройку шатровая кровля с небольшой главкой.

Церкви без единого гвоздя. Кижи, Торжок, Новокузнецк, Боровск, в Карелии и другие

Рождественскую церковь отличает от подобных сохранившихся церквей то, что нижний сруб расширяется к центру, увеличивая таким образом внутренний объем помещения. Кроме того, галерея вокруг строения не повторяет прямоугольную форму сруба, а скругляет его углы, создавая в плане почти круг.

Высота храма 30,5 м, размеры четверика 20*25 м. Красоту строения подчеркивает высокое крыльцо, которое поднимается от земли к галерее на 4 м.

Интерьер церкви прост, перегородки, разделяющие молельный зал, отсутствуют. По сторонам располагаются клиросы для певчих, а наверху – хоры. Вдоль стен поставлены простые лавки. В алтарной части частично сохранился древний пол. Дневной свет проникает в помещение через 8 старинных волоковых окошек, которые закрываются деревянными задвижками. Все они находятся в алтарной части.

Иконостас прежде состоял из 56 икон, расположенных в трех ярусах. Сегодня сохранились лишь небольшие фрагменты рамы иконостаса с изображением херувимов и растительного орнамента, 32 спасенные иконы хранятся в Новгородском музее.

Церковь из самого доступного в XVI-XVIII вв. материала строилась талантливыми русскими мастерами без единого гвоздя, с помощью одного инструмента – топора. В процессе были важны все этапы: от выбора породы деревьев и времени заготовления бревен до владения плотницкими инструментами и способах становления срубов.

Наши предки знали эти секреты, а потому, несмотря на суровый климат, в России еще сохранились уникальные постройки, созданные ими века назад.

Видео о церкви без единого гвоздя

Храм в с.Страчево Брянской области построен в 1718 году без единого гвоздя. Федерация сильнейших атлетов России принимает участие в его восстановлении.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Туризм и путешествия, континенты, страны и города. Самое интересное о каждом уголке мира всем туристам!
Добавить комментарий