Церковь Федора Стратилата на ручью, Новгород 14 век. Фото

В Новгороде, благодаря его удалённости, сохранилось наибольшее количество древних храмов, возведённых до татарского нашествия и в XIV в. К уникальным памятникам того периода относится церковь Фёдора Стратилата на Ручью.

Где находится храм

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде расположена недалеко от Новгородского Кремля. Спокойным шагом до неё из центра можно дойти за 30 мин. Адрес строения: ул. Фёдоровский ручей, д.19 а.

Храм находится на пересечении улиц Андреевская и Фёдоровский ручей.

Путь удобнее начать от Кремля. Дорога от него до церкви ведёт через пешеходный мост, перекинутый через р. Волхов, на аллею, которая упирается в Большую Московскую улицу. Далее здесь нужно двигаться по левой стороне до перекрёстка, который пересекается с улицей Фёдоровский ручей. На левой стороне будет виден храм.

Церковь Федора Стратилата на ручью, Новгород 14 век. Фото

До Великого Новгорода можно добраться из Москвы и Санкт-Петербурга на собственном автомобиле, поезде или междугороднем автобусе:

  • Из Санкт-Петербурга или Москвы на собственном автомобиле нужно двигаться по трассе М10 «Москва-Санкт-Петербург». Координаты GPS навигатора 58.52334200, 31.29304800.
  • Автобусы из северной столицы отправляются каждые полчаса.
  • Поезда уходят в Москве с Ленинградского вокзала, в Санкт-Петербурге с Московского. Цена билета от 1100 руб. От вокзала в Новгороде до церкви ходят автобусы в направлении «Кунино». Остановка называется «Фёдоровский ручей».

Телефон для заказа экскурсий: 8-816-263-40-98.

Церковь входит в число объектов, принадлежащих государственному музею-заповеднику Новгорода, часы и дни посещений церкви совпадают с режимом работы других музеев города:

  • С 10.00 до 17.00.
  • Четверг и пятница – выходные дни.
  • Последняя среда месяца – санитарный день.

Стоимость билетов:

  • взрослый 120 руб.;
  • для студентов 60 руб.;
  • для детей до 16 лет вход бесплатный.

История

Первый храм на том месте, где высится сегодня церковь Фёдора Стратилата, был построен в 1115 г., о чём свидетельствует летопись. («В лето … заложи Воигость церковь святого Федора Тирона, априлявъ 28»). Заложено строение было на берегу Плотницкого ручья (который в дальнейшем получил название Фёдоровский) человеком по имени Воигост, а назвали храм в честь святого великомученика Фёдора Тирона.

Церковь Федора Стратилата на ручью, Новгород 14 век. Фото

Судя по той же летописи, на этом месте, сгорел храм в 1329 г., видимо постройка была выполнена из дерева. Спустя 30 лет новгородский посадник Семён Андреевич и его мать Наталья заложили здесь каменную церковь, и освятили её в честь Святого Фёдора Стратилата. Это было время процветания Новгородской земли. Каждый зажиточный горожанин считал своим долгом построить на своей улице каменный храм. Жители соседних домов также скидывались на постройку.

Это был период небольших «уличанских» храмов. Сюда ходили молиться местные жители. Для богатых заказчиков церковь служила своего рода сейфом, в котором они хранили драгоценности. В честь своего покровителя Семён Андреевич устроил придел Св. Симеона Дивногорца, а в честь дня рождения отца заказчика был назван другой придел. Он был посвящён празднику Покрова. Церковь стала приходской для населения Плотницкого конца Фёдоровской улицы.

Святой Фёдор Стратилат

В христианстве Фёдор Стратилат почитался как покровитель воинов. По преданию он родился в Малой Азии в Евхаите. Стал известен после убийства Змея, который терроризировал город. После этого подвига юношу назначили стратилатом (военачальником) в г. Гераклее. Большинство жителей города проповедовали христианство. Став военачальником, Фёдор стал разрушать статуи языческих богов. Узнав об этом в Гераклею приехал император Ликиний, который был язычником.

Он велел казнить стратилата. Фёдора долго пытали, потом заточили в темницу и ослепили, а затем казнили, отрубив голову. Ночью к нему явился ангел и исцелил великомученика. Тогда его казнили повторно. После этого чуда верующих в Христа в Гераклее стало больше.

Интересно, что во времена, когда правила КПСС, фреска св. Феодора Стратилата, находящаяся в Переславле-Залесском, также была ослеплена. Однако, одновременно со старением глаза святого восстановились. А сама по себе фреска является уникальной по причине того, что на ней Феодор смотрит в небеса, как бы вознося молитву.

Церковь Федора Стратилата на ручью, Новгород 14 век. Фото

Фёдор Стратилат является заступником невинных и исцелителем больных. День памяти святого отмечается 21 июня.

С именем Фёдора Стратилата связано немало народных поверий и примет, куда он вошёл под именем «колодезника». Большинство из них связано с погодой, от которой зависел будущий урожай. Храм был заложен в 1360 г., а в 1361 г. освящен. Полное название строения звучит как церковь Фёдора Стратилатана Ручью. Она была выстроена в Новгороде на берегу полноводного Фёдоровского ручья. В советское время в 1954 г., его засыпали, чтобы построить трассу Москва – Ленинград.

В 1696 г. храм пострадал от пожара. После восстановления, к нему пристроили ещё два придела: Николая Чудотворца и митрополита Московского Филиппа. В 1832 г. церковь приписали к храму Великомученика Никиты и ежедневные службы в ней прекратились. Только два раза в год проходили праздничные богослужения: в храмовый праздник в честь Фёдора Стратилата и в день Николая Чудотворца.

Храм постепенно приходил в упадок. Он уже выглядел не так величественно, фрески осыпались, обветшал фасад. К XIX в. здание имело весьма плачевный вид. В 1880 г. на деньги вдовой купчихи Васильевой Е.А. храм отремонтировали и снова освятили. Но, к сожалению, уникальные фрески забелили, а частично и закрасили масляной краской.

Церковь Федора Стратилата на ручью, Новгород 14 век. Фото

В 1910 г. реставрацией храма занялись профессионалы. Они оттёрли поздние слои штукатурки, пробили ранее заложенные окна, реставрировали фасады здания. Церковь предстала в своей первозданной красоте. Во время Великой Отечественной войны церковь значительно пострадала от фашистских снарядов: колокольня лишилась шатра, был нанесён урон западной пристройке. В 50-х годах ХХ в. была проведена большая реставрация здания под руководством Любови Митрофановны Шуляк.

Реставраторы восстановили фасады и декор постройки. В 1972 г. прошёл ещё один этап реставрации, закончившийся в 1992 г. Тогда же храм включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура

В период правления республики в Новгороде сформировался свой архитектурный стиль. Наибольший расцвет храмового зодчества в городе пришёлся на вторую половину XIV в. Именно к этому периоду относится церковь Фёдора Стратилата на Ручью. Она не только стала лучшим образцом архитектурных памятников конца XIV в., но явилась первым городским посадским храмом нового стиля.

Основные черты посадского храма:

  • четырёхстолпный;
  • с одной главою;
  • барабан с 4 окнами или с поочередно расположенными 4 нишами и 4 окнами;
  • на востоке выступает полукруг апсиды;
  • на западе к кубу пристроен притвор с полукруглым завершением;
  • стены разделены на 3 прясла плоскими лопатками;
  • окна в уступчатых нишах, размещённые в два яруса, имеют полукруглую или стрельчатую форму;
  • трёхлопастное завершение фасадов;
  • монументальность и нерасчленённость основного объёма;
  • приделы расположены внутри храма;
  • декоративное убранство фасадов;
  • кладка из серого известняка и брускового кирпича.
Церковь Федора Стратилата на ручью, Новгород 14 век. Фото
Церковь Федора Стратилата, Новгород, внешний вид.

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде имеет трёхлопастное завершение, разделённое плоскими лопатками на три части. Глава покоится на высоком барабане с 8 чередующимися нишами и окнами. Фасад церкви богато украшен декором. По верху барабана идут два аркатурных пояса: с небольшими уступчатыми полукруглыми нишами и из треугольных ниш (бегунец). Между окон расположены круглые ниши, а сами окна украшены валиками с зубчиками.

Вертикальные валики, связанные между собой полуциркульными арками, украшают апсиду. Ниши с полукруглым завершением проходят по верху апсиды, некоторые из них имеют оконные проёмы. Такие же ниши с окнами проходят по центру апсиды. Лопатки соединены между собой поверху многолопастными арками. Под центральными окнами на трёх фасадах ассиметрично выложены рельефные голгофские кресты. В нижней части стен находятся утопленные в стену закладные кресты.

Один из них выложен в апсиде напротив горнего места. Декоративные элементы расположены с постепенным увеличением: снизу вверх. Окна со стрельчатыми и полукруглыми завершениями проходят в 2 яруса на фасадах. Похожие завершения украшают входные уступчатые порталы. Здесь чувствуются отклики готики, господствующей в то время в строительстве соборов в Европе. На готику указывает и большое количество узких окон. В плавных линиях фасадов читается влияние смоленского зодчества.

Таким образом, в архитектурном облике церкви гармонично слились элементы Смоленской храмовой архитектуры и готики. Церковь Фёдора Стратилата на Ручью стала первой в череде последующих подобных строений в Новгороде и явилась эталоном для других городских храмов. Постройка выделяется среди них гармоничностью и уравновешенностью форм, разнообразным нарядным декором, которые в те времена ещё были подкрашены разными цветами.

Церковь Федора Стратилата на ручью, Новгород 14 век. Фото

Отец Макарий сделал описание фресок на церковных фасадах. Он писал о том, что стены с восточной стороны имеют два выступа. Между ними можно увидеть изображения: с правой стороны образ Знамения, а с левой икону Тихвинской Божьей Матери. Но священник также отметил, что эти изображения «почти забелённые».

Им же были замечены на фасаде с западной стороны остатки фресок и образ «Не рыдай мене Мати».

Трёхлопастное покрытие церкви было восстановлено во время реставрационных работ под руководством Шуляк Л.М. в 1953-1954 гг. Тогда же обнаружились границы древнего притвора на месте западной пристройки и усыпальница заказчиков храма Семёна Андреевича и его матери Натальи у южного фасада. В конце XVII в. с запада к церкви сделали пристройку и соорудили шатровую колокольню.

Интерьер

С внешней стороны легко читается внутренне устройство церкви. Подкупольные столпы внутри храма сдвинуты к стенам, чтобы освободить основное центральное пространство. При этом пространство для молящихся вытянулось поперечно, а не как в других храмах продольно. С запада устроены большие полати (хоры), где располагались помещения хранилищ и приделы.

Церковь Федора Стратилата на ручью, Новгород 14 век. Фото

По южной стене проходит деревянный настил, служащий переходом от полатей к приделу Симеона Дивногорца, сооружённого над дьяконником. На хоры ведёт каменная лестница, расположенная в северо-западном углу. Под ней в стене утроены тайники для ценных вещей. У восточной стены возвышался иконостас, в западной находилась алтарная стена Покровского придела, который располагался на полатях. Следы деревянного иконостаса были обнаружены при реставрации 1953 — 1954 гг.

Судя по количеству в церкви образов Христа Вседержителя и Фёдора Стратилата, в иконостасе они также присутствовали. Слева от иконостаса был устроен жертвенник, справа диаконник. Они соединялись с центральной частью арками. Интерьер церкви содержит небольшие помещения, отгороженные арками и лестницами. О предназначении некоторых из них даже трудно догадаться.

Церковь Федора Стратилата на ручью, Новгород 14 век. Фото

Небольшие окна, даже при большом их количестве не дают достаточно света, поэтому в церкви всегда царил полумрак.

Фресковая живопись

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде богато разукрашена внутри древними фресками. При реставрации здания в 1910 г. открылись целые композиции уникальных творений мастеров XIV в. Во время реставрационных работ в 1932-1935 гг. фрески укрепили. По всей видимости, они были созданы несколько позже, чем была построена церковь.

В 1380 г., судя по сохранившимся надписям на греческом языке, изображения созданы рукой византийского художника, который безупречно владел правилами правописания и искусством каллиграфии. Сильные световые эффекты, стремительность линий, сложные ракурсы изображённых фигур говорят о том, что фрески созданы учениками Феофана Грека.

Реставраторы определили, что над фресками работал не один художник, а как минимум трое:

  • часть изображений чётко копируют манеру письма Феофана Грека. В этом стиле расписан купол храма;
  • 2-ой мастер расписывал верхний регистр центральной части храма. Эти фрески напоминают манеру волотовских мастеров;
  • волотовская школа чувствуется и у 3-го мастера, писавшего фрески. Однако, его работы более графичны, чем у 2-го.

Стратилатовские фрески частично повторяют росписи церкви Спаса на Ильине, выполненные изографами Византии, учениками Феофана Грека. Изображения святых на фресках находятся как бы в движении. В отличие от византийских аскетически-суровых образов, выражение лиц у этих святых более мягкое.

Действие в композициях происходит на фоне сложных архитектурных форм. Тематика большинства росписей: человеческие страдания. В палитре преобладают голубоватые, серо-фиолетовые, зеленовато-жёлтые тона, характерные для византийской школы блики нанесены красно-коричневой краской.

Церковь Федора Стратилата на ручью, Новгород 14 век. Фото

Несмотря на то, что фрески сохранились не полностью, некоторые композиции вполне читаемы:

  • «Сошествие в ад» на северной стене;
  • с восточной стороны на столбах икона Благовещение;
  • на сводах жития святых;
  • образы святых в барабане;
  • на восточной стене полатей изображены три фигуры в княжеской одежде.

Сохранились изображения святых: Феодора Тирона, чьим именем был назван первый храм и Фёдора Стратилата, именем которого церковь освящена в XIV в.

Граффити

Большой интерес у искусствоведов вызвали средневековые граффити, открытые после реставрации. Они процарапаны прямо по штукатурке и идут по стенам лестницы, ведущей на хоры, на их западной стене и откосах окна. Судя по характеру записей, они принадлежат обучающимся здесь в XIV-XVI вв. дьячкам. Граффити содержат сообщения о жизни прихода, автографы, обучение каллиграфии, упражнения в азбуке, краткие зарисовки и молитвы. Среди них есть, носящие шутливый характер.

Вот некоторые из них:

  • «А се поют на полатях у святого Покрова».
  • «Пойду бобром возле реки».
  • «Не шуметь, ходите тихо».
  • «Сава со мной шел сторгу, бил мене, я написал».

Часто строчки повторяются по несколько раз.

Панорама

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде стоит на небольшой возвышенности. Западная сторона здания, где находятся колокольня и пристройка, смотрит на не слишком оживлённый перекрёсток, на пересечении улиц Фёдоровский ручей и Андреевская. С восточной стороны, где находится абсида, и с южной здание окружают многовековые липы.

Церковь Федора Стратилата на ручью, Новгород 14 век. Фото

Храм прекрасно просматривается со всех сторон потому, что не имеет ограды. Здание гармонично вписывается в городской ландшафт.

Монета

Изображение Церкви Фёдора Стратилата на Ручью можно увидеть на трёхрублёвой монете. Она изготовлена из серебра и входит в коллекцию «Россия во всемирном, культурном и природном наследии ЮНЕСКО». Монета выпущена к юбилею Новгорода в 2009 г. Изображение церкви находится на реверсе монеты в стилизованной арке. Слева в углу изображены всадники. Вверху идёт надпись: «Великий Новгород и окрестности», внизу «Ц. Фёдора Стратилата на Ручью».

Видео о церкви Федора Стратилата Новгород

Церковь Федора Стратилата на ручью, Новгород, с высоты птичьего полета:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Туризм и путешествия, континенты, страны и города. Самое интересное о каждом уголке мира всем туристам!
Добавить комментарий