Святые места, где действует особенная Божия благодать, с давних времен являются объектами паломничества. Верующие, отправляясь в путь, стремятся прикоснуться к святыням, поклониться памятным реликвиям, исцеляясь при этом душой и телом.
Москва и Московской области – одно из древнейших направлений с огромным количеством храмов и монастырей очень привлекательна для паломнического туризма.
Святые Места в Москве
Святые места в Москве с чудотворными иконами, исцеляющими мощами, целебными источниками, там, где сохраняется память Божьего промысла, являются объектами паломничества верующих не только нашей страны, но и зарубежья.
В столице, несмотря на 70-летний период богоборчества, насчитывается более тысячи православных храмов и 30 монастырей, где святые реликвии привлекают к себе на богомолье миллионы паломников.
Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках
Крапивенский переулок, название которому дала, скорее всего фамилия проживавшего здесь коллежского асессора, известен с конца XVI века. Этим же временем упоминается и построенная здесь каменная церковь, освященная именем великого молитвенника преподобного Сергия Радонежского.
Святитель, родившийся и живший в тяжелое для Руси время, щедро давал людям утешение и надежду на лучшее. Верующие Руси стали почитать Сергия своим небесным покровителем. Церковь в Москве, в Крапивниках стала первым и самым древним храмом во имя Сергия Радонежского в черте Белого города (ныне – Бульварного кольца).
В настоящее время храм восстановлен после закрытия и запустения, которым он подвергался в советские годы. Здесь ежедневно проводятся богослужения, таинства и требы, а само здание находится под охраной государства как памятник культурного наследия.
Целью прибывающих сюда паломников является преклонение перед хранящимися здесь святынями.
Святыня | О чем молятся верующие |
Образ св. Сергия Радонежского XVII века с частицей мощей | Обо всех бедах |
Чудотворная икона Феодоровской Божией Матери XVIII века | О добром супружестве, рождении детей |
Кийский Крест с мощами святых угодников XVII века. Крест выполнен по заказу патриарха Никона и хранит более сотни частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. | Об исцелении от болезней, о разрешении тяжелых жизненных ситуаций, о благословении перед началом непростых дел. |
Свято-Данилов монастырь
Московский мужской Даниловский монастырь – первая обитель, построенная в городских стенах, неподалеку от Кремля, на берегу реки Москвы. Основал его в 1282 году князь Даниил Александрович, а первым храмом обители стал деревянный храм, освященный именем Даниила Столпника.
История монастыря богата событиями, как радостными, так и печальными. Но, возрождаясь каждый раз, обитель сохранила свое предназначение. Сегодня это действующий монастырь, где расположена резиденция Священного Синода и Патриарха.
Святые места, в том числе и расположенные на Даниловском Валу Москвы почитаются не только москвичами, это драгоценные места и реликвии всего православного народа. Обретенные в середине 1600-х годов мощи князя Даниила Московского, основавшего монастырь, являются самой главной и высокочтимой святыней обители.
Князь был захоронен на территории обители, а его мощи обретены в 1652 году. Их бережно хранят в храме Семи Соборов, но доступ верующих к ним всегда открыт.
Святитель Спиридон Тримифунтский – один из самых чтимых святых монастыря. Он известен свершаемыми чудесами, а в монастыре хранятся его чудотворный образ и башмачок с ноги. Около этих святынь прихожане оставляют записки с просьбами к чудотворцу и благодарностями.
Даниловский монастырь – место хранения святых мощей Георгия Даниловского, бывшего духовником в обители, признанный святым новомучеником и чудотворцем. Молитвы к нему утешают скорбящих, исцеляют больных, умиряют в ссорах.
Успенский собор Московского Кремля
На Соборной площади Московского кремля сохранилось здание, построенное в 1479 году итальянским зодчим А. Фиораванти. Это Успенский собор, бывший кафедральным до 1917 года. Службы здесь были прекращены в 1918-м году, церковные ценности были отправлены в Гохран, а артефакты – в Оружейную палату.
С 1960-го года собор был передан Министерству культуры. Статус музея сохраняется за ним до сих пор, хотя с 1990-х годов здесь с благословения патриарха в отдельные праздники совершаются богослужения.
Памятник культурного наследия, пятиглавый собор разделен на 12 одинаковых квадратов, которые перекрываются крестовыми сводами. Этот прием архитектор использовал для увеличения внутреннего объема помещения.
В соборе сохранились, а после реставрации поражают красотой фрески XIV- XVIII веков; освещает зал паникадило, изготовленное в начале XIX века. Иконостас из пяти ярусов состоит из 69 старинных икон. В соборе установлен шатер, выполненный из дерева. Он опирается на четырех зверей и украшен растительным орнаментом.
Появился он по приказу Ивана Грозного и именуется «Царским местом». Собор предназначался для коронации и венчания царских особ, здесь же праздновались многие великие торжества, в 1903 году в соборе был прочитан акт об отлучении Льва Толстого от Церкви.
Успенский собор является усыпальницей русских митрополитов и патриархов. Их мощи являются почитаемыми святынями.
Кроме того, в храме хранятся:
- оригиналы Влахернской и Петровской икон, а также два списка Владимирской иконы Божией Матери;
- старинная житийная икона митрополита Петра, первого митрополита Киевского и всея Руси, жившего в XIII веке; предположительно выполнена Дионисием;
- посох святителя Петра;
- Корсунские кресты, установленные в алтарной части собора.
Зачатьевский монастырь
Святые места в Москве имеют многовековую историю. Зачатьевский монастырь – первая женская обитель в Московских землях, берущая свое начало в XIV веке. Сегодня это ценный с культурной и исторической точки зрения памятник, расположенный в Зачатьевском переулке, в самом центре столицы.
Прежде монастырь звался Алексеевским по имени основателя, а свое нынешнее имя обитель получила после того, как в 1514 году Василий III, моля Господа о рождении наследника, подарил монастырю деньги на строительство первой каменной церкви Зачатия святой Анны.
Наследник престола, будущий Иван Грозный был рожден через 16 лет после закладки храма, а за монастырем закрепилась слава святого места, где Господь помогает верующим в «чадородии».
Восстановленный монастырь ныне окружен красной кирпичной стеной, над которой возвышаются золотые купола собора Рождества Пресвятой богородицы. У ворот верующих встречает скульптура святителя Алексия, которую установили в честь основателя обители.
В комплекс монастыря входят также надвратная церковь Спаса Нерукотворного, церковь Сошествия святого Духа, часовни. Наиболее почитаемой святыней обители является чудотворный образ Богоматери «Милостивая».
Новоспасский монастырь
Святые места в Москве, известные православным верующим, включают в себя и такой уникальный комплекс, как Новоспасский мужской монастырь, который расположен по адресу: Крестьянская площадь, 10. Ставропигиальный монастырь начинает свою историю с 1490 года, создан он по указу Ивана III.
Сюда, за пределы города были переведены монахи, жившие прежде в кремлевском монастыре Спаса на Бору. Каменный храм был возведен здесь уже через 4 года, но свое полноценное развитие обитель получила после прихода на престол династии Романовых.
Романовы, влиятельный боярский род, а с 1613 года – члены царской и императорской семьи, известны на Руси со времен правления Ивана Калиты (XIV век). Они несли княжескую службу, заключали браки, постепенно возвышаясь и увеличивая свое влияние на решение государственных вопросов.
Издавна боярская усыпальница находилась на территории Новоспасского монастыря, а с приходом к власти Михаила Федоровича обитель получила высочайшее покровительство. К концу XVII столетия она стала одной из богатейших в стране, имела огромное количество ценностей, земель, роскошных храмов, украшенных редчайшими росписями.
В советские годы монастырь был не просто закрыт. Место, где находились царские усыпальницы, было превращено в концентрационный лагерь, здесь проводились расстрелы инакомыслящих. Позже в монастырских строениях разместился женский исправительный дом. Кладбище с захоронениями Романовых и видных деятелей государства было снесено.
Воскрешение обители началось в 1990-е годы. Сегодня – это действующий монастырь, где при входе стоит памятный крест и открыт музей истории монашеской обители.
Святыни монастыря:
- икона Божией Матери «Всецарица». Список выполнен в XVII веке с чудотворного образа, находящегося в Афоне;
- икона «Спас Нерукотворный». Список сделан с утраченной в советское время чудотворной иконы;
- пояс св. Иоанна Кронштадтского. Святыня хранилась в Болгарии и была передана монастырю в 2008 году.
Храм иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще
Храм на Шереметьевской улице, 33 построен в самом начале XX века. Землю под строительство выделил граф А.Д. Шереметьев, а средства собрали жители Марьиной Рощи.
Судьба храма удивительна тем, что он никогда не закрывался, здесь во все времена проводились богослужения, осуществлялись таинства и требы. Сохранились даже колокола, которые не были сняты со звонницы, им лишь предписывалось молчать.
В храме верующие могут поклониться чудотворной иконе Божией Матери «Нечаянная радость» XIX века и мощам мч. Трифона.
В Московской области
Святые места в Москве и Подмосковья обладают большой исторической, культурной и духовной значимостью. Намоленные веками, прославленные великими святыми, отшельниками и проповедниками, они являются местами притяжения миллионов людей, верующих безоговорочно и тех, кто только ищет дорогу к храму.
Вознесенская Давидова пустынь (с. Новый Быт)
Давидова пустынь – монастырь, расположенный в 65 км от Москвы, был основан в 1515 году пр. Давидом Серпуховским. Будучи уже старцем в преклонном возрасте, он остановился с четырьмя послушниками в живописном месте на берегу реки Лопасня. Самым ценным из того, что они принесли с собой, были четыре иконы, одна из которых – Знамение Богоматери.
Обращая народ в православную веру, Давид сажал около обители липы корнями вверх. Под его молитвой деревья укоренялись и начинали расти, очевидцы обращались с благодарностью к Спасителю.
Первыми монастырскими строениями были деревянные храмы, а каменные возвели уже при Иване Грозном, который прослышал и удивился истории про посадку деревьев.
а свою историю монастырь пережил немало событий: был разграблен поляками и литовцами в Смутное время, после восстановления лишен земель указом Екатерины II, и только в XVIII веке дела пошли на поправку благодаря помощи московского митрополита Платона.
В 1929 году монастырь был закрыт, а многие из братии репрессированы. Кому удалось избежать ареста, разошлись по миру.
Решении о создании монашеской общины в селе Новый Быт было принято в 1995 году. Первым игуменом стал иеромонах Герман (Хапугин), которого в 2005 году нашли убитым в келье. Но монастырь продолжил свое восстановление. Территория его совсем небольшая, но очень ухоженная и гармоничная.
Доминантой является колокольня с золотым куполом и крестом. Храмы, полностью восстановленные и окрашенные в разные цвета, продолжают свою духовную деятельность. Их купола имеют черный цвет – символ монашества.
Среди чтимых реликвий основными являются:
- частицы мощей угодников (более 200);
- гвоздь от Христова распятия;
- фрагменты одеяний Христа и девы Марии.
Саввино-Сторожевский монастырь (г. Звенигород)
Основатель монастыря – Савва был духовником семьи Дмитрия Донского. После кончины главы семьи Звенигородским Князем стал его сын Дмитрия – Юрий, он и повелел духовнику открыть монастырь на высокой стрелке рек Москвы и Сторожки.
Построив деревянную церковь, Савва уединился в пещере, а монастырь разрастался за счет братии, прослышавшей о подвиге инока. Монастырь долгие годы был под опекой власть предержащих, к нему из Кремля была проложена дорога, именуемая «Царским путем».
В 1900-х годах монастырь был закрыт, но за год до того был поднят Звенигородский мятеж из-за попытки большевиков вскрыть раку с мощами преподобного Саввы. Бунт был подавлен, мощи изъяты. Сегодня в монастыре соседствуют несколько десятков иноков и музейные работники.
Здания приведены в надлежащее состояние, и территория выглядит также, как несколько сотен лет назад.
Паломники стремятся в монастырь, чтобы поклониться хранящимся здесь реликвиям, главной из которых является мощевик Саввы Сторожевского.
Паломническая тропа проложена также:
- к могиле местного юродивого, старца Симеона;
- к скиту, поставленному рядом с пещерой Саввы;
- к чудодейственному источнику с купелью.
Троице-Сергиева лавра (г. Сергиев Посад)
Святые места Москвы тесно связаны с подмосковными святыми местами. Одним из таковых мест является Троице-Сергиева лавра, основанная в 1337 году Сергием Радонежским. Здесь, в крупнейшем образовательном и духовном центре православия расположена Московская семинария.
Монастырь, играя очень важную роль в жизни страны в средние века, участвовал в освобождении Руси от захватчиков, не признавал самоназванных государей, поддерживал Петра I в его противостоянии Софье. В середине XVIII века указом Елизаветы Петровны получил статус лавры.
После революции монастырь был закрыт, духовная семинария распущена, братия изгнана из обители. В 1920 году на территории лавры был открыт музей, а остальные помещения использовались на городских нужды.
Сегодня восстановленный ансамбль находится под защитой государства и ЮНЕСКО – это 10 храмов и 50 зданий различного назначения. Свято-Троицкий собор – главный храм лавры, именно здесь хранится величайшая реликвия – мощи Сергия Радонежского, а также его схима и посох.
В других церквях паломники могут помолиться мощам святых Угодников, чудотворным иконам, увидеть деревянный гроб, в котором был захоронен основатель монастыря. Сегодня в лавре вновь работает духовная семинария, действует православный издательский центр, открыто паломническое и экскурсионное бюро.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь (г. Истра)
Совсем недалеко от столицы, всего лишь в 50 км находится удивительное место, где, не выезжая за пределы страны, можно почувствовать себя в Иерусалиме, в непосредственной близости от Святой Палестины.
Воскресенский монастырь был основан в середине XVII века. Патриарх Никон замыслил воссоздать уголок Святой Земли, чтобы сюда приезжали люди, вместе молились, ценили друг друга, желали друг другу добра.
Внутри главного 2-хэтажного Воскресенского собора находится 44 церкви, службы ведутся почти во всех поочередно. Здесь же находится кувуклия с Гробом Господнем. Стоит обратить внимание на пол и потолок храма: реставраторы оставили в неприкосновенности часть старинного булыжного покрытия, а над головами раскинулся 28-метровый в диаметре и очень высокий купол.
По пути к реке Истре (Иордан), где в крещенские морозы происходит массовое купание верующих, можно увидеть скит патриарха Никона, здесь он жил, отдыхал, рыбачил, а, принимая гостей, омывал им ноги.
К Воскресенскому собору примыкает подземный храм Константина и Елены, а спустившись от него по 33 ступеням (количество лет, прожитых Христом), паломники окажутся у святого источника. Вода его считается целебной.
Верующие молятся на этом святом месте, так как общеизвестен один удивительный факт: вода в источнике в 1930-х годах пропала, и ключ забил вновь только в самом конце XX века.
В монастыре хранятся следующие святыни:
- Гроб Господень, который является точной копией гроба, находящегося в Иерусалиме;
- Голгофа с крестом. Лобное место Иерусалима повторяется в подмосковном монастыре;
- фрагмент облачения, в котором патриарх Никон вел богослужения;
- мощи великомученицы Татьяны и святых Угодников.
Церковь Преображения Господня и памятник преподобному Сергию Радонежскому (с. Радонеж)
Поселение Радонеж известно с XI века, здесь селились наши предки-славяне. С землей Радонежа историки связывают имена многих знаменитых людей – А. Рублева, С. Аксакова, В. Васнецова. В 1328 году сюда из Ростова Великого переехала семья: родители с сыновьями, среди которых был мальчик Варфоломей, будущий преподобный Сергий Радонежский.
Каменный Преображенский храм с приделом Сергия Радонежского появился в селе в 1842 году, он был единственным православным храмом и строился на средства прихожан.
Первоначально основное строение в стиле ампир стояло отдельно, позже его соединили с колокольней, построив между ними трапезную. В молельном зале частично сохранились первоначальные росписи на стенах.
В советские годы здесь находился сельский клуб, а с 1974 года храм был передан Загорскому музею, где развернули экспозицию истории Радонежа. Популяризация села привела к тому, что Преображенская церковь была признана культурным памятником.
Рядом с церковью стоит памятник пр. Сергию Радонежскому. Фигура старца в монашеском одеянии установлена на высоком холме, откуда открывается живописный вид на округу. Перед монахом стоит отрок Варфоломей, в руках он держит образ Троицы.
Старец благословляет и отрока, готового отправится в долгий и нелегкий путь, и паломников, которые приезжают в эти места, чтобы помолиться там, где начал свой жизненный путь Сергий Радонежский.
Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь (г. Ступино)
Основателем монастыря считается Владимир Белопесоцкий, новгородский боярин, постригшийся в монахи. В XV веке он основал на высоком берегу Оки мужской монастырь. Сейчас его населяют женщины, а во времена набегов кочевников на русские земли границам требовалась мужская защита. Эту функцию выполняли монахи, оградив монастырь крепостными стенами.
Свое военное значение монастырь утратил в XVII веке, оттого стал терять влияние и беднеть. Но, несмотря на последствия секуляризации в 1764 году, он выжил и действовал до самой революции. На 1916 год здесь насчитывалось около 50 монахов, часть которых была расстреляна большевиками.
Возрождение началось в 1992 году, тогда в разоренную обитель переехали 5 монахинь. Сегодня здесь раскинулся уютный благоустроенный комплекс. Монастырь ежедневно посещают сотни паломников. Главной святыней является чудотворная икона «Утоли мои печали». В 1871 году она спасла регион от холеры, и сегодня перед ней проводятся ежедневные богослужения.
Святые места – места почитания Бога и хранения святых реликвий трудно переоценить в жизни верующих. С давних времен поклонение этим особенным, священным предметам, безусловно, влияет на людей как субъективно, так, зачастую, и объективно.
Таково воздействие не предмета, а Господа через него. В Москве и Подмосковье находится немало таких мест, где человек очищается душой и здоровеет телом.