Город Санкт-Петербург множество памятников и исторически мест, которые достойны внимания, но есть среди них особенное место – Шуваловский дворец. Его отличает сочетание уникальной архитектуры, внутреннего убранства и экспонаты музея.
Где расположен, как добраться
Шуваловский дворец находится в списке визитных карточек Санкт-Петербурга. Он является представителем эклектического стиля. Его внешний вид сочетает в себе элементы позднего этапа классицизма и неоренессанса. Здание стоит на Набережной Реки Фонтанки, дом 21. Это место пересечения набережной и Итальянской улицы.
Добраться до дворца можно несколькими способами:
- От станции метро Невский проспект можно дойти пешком за 13 мин. При желании добраться быстрее, можно воспользоваться общественным транспортом, подойдут автобусы с номерами: 191, 22, 24, 27, 3, 7. Троллейбусы: 1, 10, 11, 22, 5, 7. Войти в транспорт нужно на остановке Гостиный двор, расположенной напротив выхода из вестибюля Гостиный двор. Переходить на другую сторону Невского проспекта не требуется. До места назначения проехать 2 остановки и выйти у Дворца творчества юных. Далее нужно пройти пешком 3-5 мин., необходимо двигаться вперед до набережной, повернуть налево и пойти по набережной, пока по левую руку не появится дворец.
- От станции метро площадь Восстания. Путь пешком займет 15 мин. При необходимости доехать до дворца можно воспользоваться автобусами: 15, 181, 191, 22, 24, 27, 3, 7. Троллейбусы: 1, 10, 11, 22, 5, 7. Выйти нужно на остановке Литейный проспект. Далее немного пройди пешком. Выйдя из транспорта, нужно двигаться прямо до Фонтанки, перейти на ту сторону реки и идти направо, пока по левую руку не появится пункт назначения.
- Еще один вариант дойти до Шуваловского дворца — пешком от станции метро Достоевская и Владимирский проспект, прогулка займет примерно 13 мин. От этого места до дворца наземный транспорт не ходит, но пешеходный маршрут будет познавательным. Владимирский проспект не сильно уступает Невскому по количеству интересных мест. При выходе из метро Достоевская, нужно повернуть налево и двигаться по Владимирскому проспекту до перекрестка с Невским. При выходе из метро Владимирский проспект, нужно двигаться прямо. На перекрестке с Невским, Владимирский превращается в Литейный проспект. Далее пешеходный маршрут повторяет аналогичный от метро Площадь Восстания.
Музей работает с 10.00 ч до 21.00 ч. Выставочные залы закрываются за 15 мин. до окончания работы дворца. Экскурсии работают до 18.00.
История знаменитого здания
Здание имеет интересную и сложную историю, в течении которой его внешний вид неоднократно менялся, а внутренние помещения перестраивались и расширялись под требования новых владельцев.
История возведения дворца
В судьбе строительства и изменения фамильного дома было несколько этапов.
Период Воронцовых
Этот берег Фонтанки начал застраиваться лишь в 1780-х гг. В 1790 г. начинается возведение особняка с восьмиколонным портиком на углу Итальянской улицы и набережной. Владелицей земли и первой хозяйкой дворца была графиня Воронцова.
С точностью назвать имя архитектора никто не может, но стиль здания напоминает работы Джакомо Кваренги. Именно этому архитектору Санкт-Петербург обязан самыми изысканными зданиями и ансамблями. Каждый новый владелец привносил во внешний вид дворца новые мотивы. Структура внутренних помещений также подвергалась неоднократным изменениям.
Период Нарышкиных
С 1799 г. здание принадлежит Марии Антоновне Нарышкиной, которая приобрела его. При переделке дворца возводится пристройка, где будут располагаться танцевальный зал, он же колонный и музей.
Все эти изменения происходят для создания более благоприятных условий для приема гостей. Частыми посетителями этой семьи были известные и высокопоставленные люди – поэты, писатели, военные деятели, предприниматели, члены царской фамилии.
Период, в течении которого домом правили члены семьи Нарышкиных, был для дворца самым ярким:
- в это время здесь существует знаменитая картинная галерея;
- демонстрируются редкие вещи, привезенные из европейских стран, выделяется из всей коллекции лиможская эмаль;
- проходят шумные балы;
- гремят концерты;
- выступает утраченный в наше время роговой оркестр.
В 1834 г. Нарышкины уезжают из города. На некоторое время дворец был передан в пользование их родственникам.
Период Шуваловых
В 1844 г. начинается подготовка к свадьбе наследницы фамилии Нарышкиных, Софьи. Дворец начинает реконструироваться, процесс продолжается вплоть до 1859 г. Избранником наследницы стал Петр Шувалов, здание стало частью приданого, и с этого времени он именуется Шуваловским. Перестройкой главного здания и его пристроек отвечал архитектор Бернар де Симон.
Под его руководством был сформирован внешний вид следующих помещений:
- вестибюль с главной лестницей;
- следующие гостиные: Золотая, Синяя, Красная;
- колонный зал приобрел коринфские столпы из мрамора и элементы, иллюстрирующие сражения при Троянской войне.
Самый главный итог реконструкции новых владельцев – возникновение Белоколонного зала, он считался самым большим в городе. Автором фасадов в итальянском стиле эпохи Возрождения стал Николай Ефимов. Производит впечатление потолок, выполненный в форме шатра с лепкой уникальным орнаментом и росписью. Окна и двери обрамляют необычного оформления колонны с позолоченными купидонами.
Художественные коллекции семьи Шуваловых остались во дворце. Они размещались по всему зданию и являлись частью интерьера и повседневной обстановки. Традиции приглашений большого количества гостей и шумные балы новой семьей были сохранены. На вечера и праздники стали приглашать еще больше людей, а программа мероприятий стала еще разнообразней.
Советский период
По окончании Октябрьской революции, в 1918 г. дворец был национализирован.
С 1919 по 1923 г. в нем располагается Музей быта, были сформированы следующие выставки:
- коллекции изделий из фарфора;
- фаянсовые изделия;
- предметы из резной кости;
- серебро;
- картины западно-европейских живописцев.
С 1925 г. коллекции перемещаются в Эрмитаж, а также распределяется по другим музеям города. С начала 1930-х гг. в здание перемещается Дом инженерно-технических трудящихся. С 1934 г. помещения занимает Союз писателей СССР.
Особенности восстановления
Шуваловский дворец в Санкт-Петербурге, как и большинство зданий в центре города, пострадал в период Великой Отечественной Войны. 14 сентября 1941 г. вражеская авиация нанесла удар. Во время бомбежки во дворец попала бомба зажигательного типа.
Она нанесла сильный урон перекрытиям дворца. Больше всего пострадал колонный зал. Начавшийся пожар охватил деревянные стропила, в результате рухнула кровля и чердачное помещение.
Также в здание попала фугасная бомба, от ее взрыва полностью разрушился дворовый флигель, состоящий из 2-х этажей. В итоге серьезно пострадала роспись потолка, выполненная Скотти. По окончании войны началось восстановление.
При реконструкциях, в планах дворца появились новые помещения:
- кофейня;
- зона отдыха;
- рабочие кабинеты;
- новые выставочные залы.
Реставрация и перестройка дома Шуваловых происходила по проекту Плотникова. В 60-х гг. дом Шуваловых переименовывается в Дом дружбы. Организовываются встречи с иностранными гостями. Происходят переговоры по культурному обмену опытом и установке международных отношений.
Настоящее время
В наши дни Шуваловский дворец остался местом встречи и общения большого количество людей. Здесь организуются конференции, встречи с прессой, конгрессы, проходят показы мод и много других праздников. Часть помещений занимает Центр международного сотрудничества.
В 2006 г. правительство города передает резиденцию Шуваловых в аренду фонду «Связь времен». С тех пор начинается ремонт и преобразование здания. С 2008 по 2011 гг. происходит переорганизация дворца для устройства музея и проведения различных выставок.
Реставрация и ремонт затронули следующие, сильно поврежденные элементы здания:
- кровля;
- стены;
- кирпичная кладка;
- состояние искусственного мрамора;
- купол;
- несущие стены и фундамент.
В результате, были проведены следующие работы:
- Восстановление купола потребовало применения больших усилий. К моменту начала работ он накренился. Потребовалось возвращать его на прежне место, чтобы сохранить исторический внешний вид.
- Было проведено объединение светового фонаря и лестницы главного входа.
- Провели восстановление стропил над Золотой, Синей и Красной гостиными. Они были повреждены в результате частых протечек крыши.
- Кровля отремонтирована и над Рыцарским залом.
- Парадная лестница и галерея были восстановлены. Ремонту подлежали следующие элементы: искусственный мрамор, натуральный мрамор, лепнина на потолке, скульптуры из мрамора, ограждения, двери и обрамления для окон из дуба, люстры и колонны.
- Выполнено укрепление фундамента и гидроизоляция подвальных помещений.
Эти масштабные работы в здании были первыми за 200 лет, они позволили сохранить первозданную красоту дворца и подготовить Шуваловский дворец для выставок, мероприятий и других современных нужд. Над ценностями трудились более 300 реставраторов.
В процессе ремонта специалисты выявили более 30 аварийных элементов. Которые скрывались под внешней отделкой. Также были обнаружены исторические недостатки конструкции. Все это представляло опасность для исторического памятника, и для людей, находящихся на его территории.
История ювелирных произведений
Шуваловский дворец в Санкт-Петербурге после реставрации, с 2013 г., стал пристанищем для музея Фаберже. Это самый большой частный музей в нашей стране. На выставках представлены ювелирные изделия, яйца и другие пасхальные украшения можно увидеть в синей гостиной.
В других залах находятся изделия из фарфора, эмали, серебра, изделия с драгоценными камнями, вырезанные из камня. Также можно посмотреть иконы русских мастеров и живопись.
Коллекции были приобретены организацией «Связь времен» у Малькома Форбса, в дальнейшем фонд продолжил формироваться. Большая часть изделий принадлежали членам императорской семьи и другим аристократическим кланам Европы.
Коллекция музея является уникальной по своей разнообразности стилей, времен и наименованию изделий, она считается оной из самых уникальных в мире.
Названия залов
Шуваловский дворец в Санкт-Петербурге, помимо 11 залов, принадлежащих музею, имеет парадную лестницу, Терракотовый и Белоколонный залы.
Парадная лестница
Была построена в 1840-х гг. Ефимовым. На ее месте ранее находился центральный проезд. По сторонам от лестницы располагаются галереи со скульптурами. В более поздний период Бернгард создал над ней знаменитый купол с лепными украшениями.
Рыцарский зал
Название для зала определила фриза, демонстрирующая рыцарское сражение в средневековый период. В этом помещении выставлены экспонаты, соответствующие тематике войн: праздничные кубки, серебряные украшения и предметы, отмеченные военными знаками.
В зале представлены акварельные рисунки авторов Петра Балашова и Карла Пиратского.
Синяя гостиная
Здесь хранятся жемчужины коллекции музея – девять пасхальных яиц авторства Фаберже, которые принадлежали императорской семье Романовых. Каждое из яиц уникально, имеет свою мифологию и композицию.
Белая и Голубая гостиные
Эти помещения вместили в себя коллекцию русской эмали и фарфора российского производства XIX в. Белый Зал представляет изделия из мастерских Павла Овчинникова.
Золотая гостиная
В этом помещении находятся подарки императорской фамилии: фантазийные изделия, подарочные коробки с портретами правителей России.
Красная гостиная
По своей коллекции эта комната продолжает выставку Рыцарского зала. Здесь много изделий из серебра от XVIII до начала XX вв., коллекция столовых принадлежностей, интерьерные предметы, выпущенные различными ювелирными мастерскими дореволюционной России. Среди них выделяются изделия Фаберже, Сазикова, Никольса, Тигельштейна, Грачевых и Тигельштейна.
Аванзал
В этом пространстве выставлены произведения искусства мастеров Фаберже, которые были изготовлены для состоятельных заказчиков: принадлежности для письма и рабочих столов, часы, ювелирные украшения, разнообразные аксессуары. Рассматривая экспозицию, можно встретить редкую ювелирную технику – эмаль-гильоше.
Выставочный зал
Этот зал вмещает в себя коллекцию каменных изделий с разнообразными резными орнаментами. Представлены работы мастерской Фаберже и других мастеров того времени. При первых Шуваловых на месте Выставочного зала находился Большой кабинет, здесь существовал домашний музей, именно камнерезные изделия были основными экспонатами.
Готический зал
В помещении находится редкая коллекция икон русских мастеров от XVI до XX вв. Некоторые из них украшены дорогими окладами из драгоценных камней. Особое место занимают Царские врата, это центральная часть церковного алтаря. Экспонат имеет живопись, датируемую началом XV в.
Верхняя буфетная
Представлены работы русских и европейских живописцев XIX–XX вв. Большинство работ принадлежат к школе импрессионистов и неоимпрессионистов.
Этот зал отличается от других помещений Шуваловского дворца особенностями оформления – выстроен специальный приглушенный свет, на сами произведения направлен свет прожекторов. Таким образом произведения оказываются четко выделенными по сравнению с окружающей обстановкой.
Бежевый зал
В этой комнате выставлены разнообразные изделия, которые использовались в быту в дореволюционной России. Стоит обратить внимание на особенности оформления изделий, способ обработки эмалью, ведь они использовались повседневно, а не по особым случаям. Представлены: посуда, предметы домашнего хозяйства, портсигары, другие личные вещи.
Терракотовый зал
Здесь можно ознакомиться с драгоценными и памятными предметами быта, которые уже отсортированы по тематикам: празднества, курение, мореходство, войны. Все экспонаты были изготовлены в мастерских великий ювелиров – Фаберже, Овчинникова, Никольса, Плике.
Голубая гостиная
В этой гостиной выставлены работы с эмалью следующих российских мастеров: Хлебникова, Кузмичева, Рюкерта.
Белоколонный зал
Во времена правления Александра I этот зал именовался Александровским. Именно это помещение являлось самым большим бальным залом Санкт-Петербурга. Он был сильно поврежден во время бомбежек фашистскими войсками. После реставрации по окончании войны зал приобрел свой внешний вид, данный ему в 20-х гг. XIX в.
Экспонаты
Шуваловский дворец в Санкт-Петербурге имеет в своем распоряжении более 4000 экспонатов, каждый и которых имеет значительную историческую ценность. Но есть в музее и такие предметы, ради которых люди приходят в музей.
«Курочка»
Считается первым императорским яйцом, изготовлено было в 1885 г. Заказчиком выступал император Александр III. Оно стало подарком для его супруги Марии Федоровны.
При создании яйца Фаберже ориентировался на похожие произведения европейских мастеров, которыми вдохновлялся. Подарок императрице очень понравился, после чего ювелир был назначен придворным ювелирным мастером.
«Ренессанс»
Яйцо-шкатулка было изготовлено в 1894 г. Это последний подарок Марии Федоровне от супруга, в этом же году он умер. Создатель – Михаил Перхин, он ориентировался на известную шкатулку мастера Ле Роя.
«Бутон розы»
Это изделие (пасхальное яйцо) предназначалось в подарок Александре Федоровне от Николая II. Он продолжил славную традицию своего отца, преподносить подарки любимой женщине. Часто специалисты говорят об этом яйце, как о способе признания в любви от супруга к супруге.
«Коронационное»
Оно стало символом фонда «Связь времен», который провел обширную реставрацию и восстановление дворца Шуваловых.
Предмет был изготовлен в честь коронации последних императора и императрицы. Николай II подарил его Александре Федоровне на Пасху в 1897 г. Это изделие отличается сюрпризом – внутри находится точная копия коронационной императорской кареты.
Ее точность уникальна, даже при реставрации самой кареты, специалисты пользовались яйцом, ориентируясь на детальное изображение транспорта.
Экскурсии
Шуваловский дворец можно осмотреть самостоятельно, выбирая удобный для себя маршрут, а можно воспользоваться подготовленной специалистами экскурсией.
Стоимость билета зависит от вида экскурсии и продолжительности программы:
Название программы | Описание | Длительность | Возраст |
Мир Карла Фаберже |
| 1 ч 15 мин. | От 14 лет |
История дворца Шуваловых и его хозяев |
| 1 ч 15 мин. | От 14 лет |
Пасхальные яйца. История |
| 35 мин. | От 6 до 10 |
45 мин. | От 11 до 15 | ||
1 ч | От 16 лет | ||
Драгоценный зоопарк |
| 40 мин. | От 7 до 11 лет |
Интересные факты
Как знаменитый исторический памятник Санкт-Петербурга, дворец имеет несколько занимательных фактов в своей истории:
- До сих пор неизвестен архитектор первоначального варианта дворца. Существуют лишь предположения.
- Пышные балы, коллекции живописи и зарубежные диковины, роскошные приемы хозяев сделали это место эталоном светской жизни Петербурга того времени.
- Всего мастерская Фаберже изготовила для императорской семьи 54 яйца.
- Являясь памятником архитектуры XIX в., дворец включен в список культурного наследия РФ.
Знаменитый Шуваловский дворец пережил множество событий и испытаний вместе с Санкт-Петербургом. Изучая его историю, можно лучше понять город того времени и увидеть, каким он стал сейчас. Стоит посетить дворец и его выставки, чтобы почувствовать связь между историческими временами, событиями и людьми.
Оформление статьи: Мила Фридан
Видео о Шуваловском дворце на Фонтанке
Документальный фильм о Шуваловском дворце: