Пещера Альтамира: наскальная живопись, фото

Пещера Альтамира недалеко от испанского городка Сантильяна-дель-Мар в центральном районе Кантабрии стала первой в мире естественной пещерой, где была обнаружена наскальная живопись древнейших людей эпохи палеолита. Испанская пещера ежегодно принимает свыше 250 тыс. посетителей.

С 1985 г. она включена в список особо охраняемых объектов ЮНЕСКО, а с 2008 г. музейный пещерный комплекс был дополнен еще 17 пещерами, расположенными на севере Испании.

Характеристика

Пещера Альтамира, как и прочие горы на севере Испании представляет собой известняковые наслоения толщиной до 1 м, разделенные тонкими глинистыми прослойками. Карстовая пещера Альтамира образовалась путем длительного вымывания и гравитационного проседания грунта. Произошло это в плиоценовый период 5,3-2,5 млн. лет назад.

Пещера Альтамира: наскальная живопись, фото
Наскальная живопись в пещере Альтамира

В конце каменного века и начале перехода к мезолитической эпохе люди, расселявшиеся по Пиренейскому полуострову, стали осваивать в качестве укрытий известняковые пещеры. Ученые определили, что пещеру Альтамира люди населяли 36000-15000 лет назад.

Пещера Альтамира (наскальная живопись сделала ее знаменитой на весь мир) находится на высоте 158 м над уровнем моря и представляет соединенные между собой сдвоенные коридоры с многочисленными ответвлениями и зал, названный Главным.

Общая протяженность изведанной части пещерной системы составляет 290 м, доступ к некоторым галереям затруднен – проемы слишком узкие, а высота потолков слишком низкая. Большой зал – самая просторная часть пещеры, его длина превышает 18 м при высоте потолка 2-6 м.

Температура воздуха под землей весь год одинакова и составляет +130С. Не изменяются и параметры влажности, этот показатель всегда 97%.

Пещера Альтамира: наскальная живопись, фото

После того, как в 1960-70-е годы пещера стала популярным туристическим объектом, принимая в год свыше полумиллиона посетителей, микроклимат в подземном комплексе нарушился, и древнейшие рисунки стали плесневеть. С целью спасения уникальных образцов первобытной живописи в 2001 г. рядом с пещерой построили музейный комплекс La Cueva de Altamira, а доступ в пещеру ограничили.

В постоянной экспозиции «Времена Альтамиры», оформленной в виде пещеры, представлены точные копии рисунков из подземных галерей и Большого зала. Копии выполнены мадридскими художниками Матильдой Мусвиз и Педро Саурой. Художники переносили изображения, тщательно воспроизводя технические приемы, характерные для наскальной живописи.

Пещера Альтамира: наскальная живопись, фото

Мусвиз и Саура использовали такие же краски и даже тот же тип освещения, зажигая в раздробленных костях костный мозг – он давал теплый свет без копоти. В залах музея также выставлены орудия труда и охоты древних людей, рассказывается история открытия пещеры. Посещать Национальный музей могут все желающие.

Национальный музей реализует Программу превентивной сохранности и доступности пещеры, поэтому посетителям оставлена возможность побывать непосредственно под землей. В рамках Программы 5 человек 1 раз в неделю могут на 37 мин. зайти в подземный комплекс.

Протокол строго определят характер одежды (защитные комбинезоны), степень освещения, маршрут и время пребывания в каждой области пещеры. 5 посетителей выбираются случайным образом лотереей из зарегистрированных участников, приехавших в этот день в Альтамиру и купивших билеты. Участвуют только гости старше 16 лет.

История

Пещера Альтамира (наскальная живопись сделала ее популярной) до середины XIX в. не интересовала местных жителей. В 1868 г. охотник Модест Перас, стараясь освободить пса, застрявшего в камнях, нашел вход в подземный мир. Об открытии он доложил владельцу имения графу Марселино Санс де Саутуола.

Пещера Альтамира: наскальная живопись, фото

Хотя граф являлся археологом-любителем, пещеру он навестил только в 1876 г. Осмотревшись около входа и не увидев ничего интересного, граф на время забыл о находке. Санс де Саутуола вспомнил о ней только через 3 года, побывав на археологической экспозиции Всемирной выставки в Париже. В 1879 г. граф вместе с дочерью снова отправился в пещеру.

В историю вошел факт открытия наскальных изображений: их увидела 9-летняя дочь графа Мария, которая подняла голову и посмотрела на низкий пещерный свод, освещенный пламенем факелов. Девочка увидела быков. Поэтому автором открытия древней примитивной живописи в пещере Альтамира считается Мария Санс де Саутуола.

Граф обратился к признанному авторитету того времени геологу, палеонтологу, профессору Мадридского университета Хуану Виланова-и-Пиера. Профессор, осмотрев пещеру, подтвердил предположение, что росписи относятся к каменному веку. После того, как профессор дал в газетах интервью о находке, пещеру посетил испанский король Альфонсо XII.

Король даже оставил автограф коптящей свечой на стене Альтамиры. В 1880 г. вдохновленный поддержкой граф Санс де Саутуола выпустил книгу «Краткие заметки», в которой описывал найденную пещеру и рисунки.

Пещера Альтамира: наскальная живопись, фото

Но научное археологическое общество обвинило графа в фальсификации, мотивируя это рядом причиной: и подозрительно хорошей сохранностью наскальной живописи, к тому же цветной, и невозможностью в каменном веке создавать подобные шедевры. Недоверие вызывал и тот факт, что древние рисунки чересчур напоминали входящую в те годы в моду живопись импрессионистов.

Ученые посчитали, что за древнюю живопись археолог-самоучка хотел выдать картинки своей дочери. Только когда после смерти впавшего в депрессию графа Санс де Саутуола в 1888 г. были обнаружены аналогичные изображения в пещерах на севере Испании и юге Франции, научный мир признал подлинность рисунков в Альтамире.

В начале XX в. в пещере не раз производились раскопки, которые помогли обнаружить орудия труда древних людей и остатки их трапез – кости и черепа животных. Дочь графа Мария Санс де Саутуола организовала фонд, вложивший немало инвестиций в создание музейного комплекса Альтамиры.

Описание рисунков

Пещера Альтамира (наскальная живопись здесь уникальна) условно разделена учеными на 5 зон, самые значительные элементы пещерного комплекса получили собственные названия:

  1. Vestibulo o Entrada («Вестибюль»).
  2. Sala de los Policromos (Зал Полихромов» или «Зал разноцветных бизонов»).
  3. Galeria («Галерея»).
  4. Sala de la Hoya («Игровая комната»).
  5. La Cola de Caballo («Конский хвост»).

На входе в пещеру свод Vestibulo o Entrada украшен цветными волнистыми линиями, ученые назвали их «макароны» и предположили, что рисунки нанесены пальцами. Также на стенах слабо различаются неясные фигуры.

Пещера Альтамира: наскальная живопись, фото
План пещеры Альтамира

В 26 м от входа находится Sala de los Policromos. Просторный подземный зал высотой 2-6 м с потолком площадью 180 кв. м густо изрисован цветными изображениями, местами перекрывающими друг друга. Потолок носит наименование «Большой плафон».

По значению для культуры Sala de los Policromos нередко сравнивают с фресками Сикстинской капеллы, созданной Микеланджело. Это самая впечатляющая часть пещеры. Ученые выделили в ней 16 рисунков бизонов, каждое животное изображено по-своему: одни лежат, другие стоят, третьи изображены в движении – прыжке или вздохе.

Пещера Альтамира: наскальная живопись, фото

У рисунков Зала полихромов значительные размеры — 1,4-2 м. В некоторых местах, чтобы нанести краску на потолок, древним людям очевидно требовались дополнительные возвышения, однако ни каменных ступеней, ни остатков деревянных лестниц найдено не было.

Кроме бизонов на потолке изображены олени, дикие кабаны и лошади, а также оставлены многочисленные отпечатки ладоней, на стенах слабо видны плохо различимые фрески.

Пещера Альтамира: наскальная живопись, фото
Коридор в пещере Альтамира

От Зала полихромов на 50 м тянется Galeria (Галерея), от которой отходят небольшие коридоры. Стены коридоров покрывают различные рисунки. За Галерей находится Sala de la Hoya, известная изображениями большого черного бизона, черного быка и лошади. В зале La Cola de Caballo потолок покрыт 19 выгравированными в камне изображениями зверей.

Особенности рисунков

Рисунки выполнены минеральными красками — красным марганцем, черным древесным углем, желтой охрой, белым каолином и красно-коричневым гематитом. При этом древним художникам удалось получить многообразие оттенков. В одной из пещер археологи нашли древнюю раковину, вероятно, служившую палитрой творцам каменного века.

Предполагается, что древние художники рисовали, не только проводя по поверхности пальцем, измазанным в краске, но и задействовали первые приспособления, ими служили палочки, кожаные обрывки, возможно, даже были примитивные кисти.

При взгляде на росписи бросается в глаза отсутствие правок, набросков – черты сделаны сильным законченным движением, проведены продуманно, точно и аккуратно.

Рисунки выглядят объемными благодаря естественному рельефу пещерных стен и сводов. Каменная фактура придает изображением трехмерность, оживляя зверей. Свет факелов и костров создает эффект движения. Специалисты отмечают техническое единство, экспрессию и удивительную точность нанесенных на потолки и стены изображений.

Приемы, которые использовали в своем творчестве древние художники, вновь стали применяться в живописи только в начале XX в.

Учение систематизировали изображения, выделив несколько групп рисунков:

  • реалистически показанные животные;
  • схематично изображенные люди;
  • графические символы (точки, полоски);
  • отпечатки ладоней.

В Альтамире обнаружено большое количество изображений копытных — быков и бизонов, лошадей, козлов и оленей, встречаются рисунки кабанов, кошачьих и мамонтов. Однако на территории Испании эти животные одновременно не существовали. Специалисты выяснили, что раньше всех появились изображения красных лошадей, затем были нарисованы бизоны.

Схематично нанесенные люди на стенах Альтамиры заняты охотой. Они стреляют из луков, целятся и попадают в цель. Несмотря на графичность, авторам рисунков удалось показать напряжение охоты. В некоторых залах на схематично нарисованных людях надеты звериные маски, предполагается, что это изображения шаманов.

Пещера Альтамира: наскальная живопись, фото

Позже всего на стены были нанесены графические символы, именно они остаются главной загадкой Альтамиры. Ученые не могут разъяснить назначение и смысл точек, волнистых линий и многочисленных отпечатков ладоней на цветных пятнах, хаотически расположенные в пещерном комплексе. Таких знаков насчитывается свыше 60, часть сгруппирована, часть расположена по отдельности.

Вопрос о назначении изображений

Специалисты не пришли к единому мнению, для чего древние люди тратили так много сил и времени на создание в пещере рисунков. Основная теория имеет религиозную причину: возможно, с помощью картинок древний человек призывал богов помочь на охоте или совершал обряд, стимулирующий плодородие.

Однако неизвестно, какие именно обряды могли проводиться в пещере, т.к. в тех местах, где найдены наскальные рисунки, следы жизнедеятельности человека отсутствуют, а значит, жертвы и дары богам не приносились.

Пещера Альтамира: наскальная живопись, фото

При этом в соседних помещениях найдены кости горных козлов, овец и примитивные орудия труда (каменные топоры, молотки, наконечники). Существует версия, что древние стремились отразить свою жизнь и просто изображали повседневную жизнь, получая от этого удовольствие.

Возраст

Наскальная живопись в пещере Альтамира наносилась в 4 этапа. Археологи и палеонтологи определили возраст древних фресок с помощью современной аппаратуры и урано-ториевого метода датировки. При том, что человек стал использовать пещеру 35600 лет назад, первые рисунки были сделаны почти 16500 лет назад. Их относят к ранней Ориньякской культуре.

Рисунки в «Зале полихромов» и были шедевры «Большого плафона» созданы позже всего, ориентировочно 14800-13100 лет назад. Их определяют как произведения искусства позднего палеолита.

Мощная каменная лавина перекрыла доступ в подземный комплекс людям и животным около 13000 лет назад. Завал препятствовал проникновению в пещерный комплекс воздуха и влаги, именно это помогло сберечь уникальные фрески.

Где расположена

Пещера Альтамира (наскальная живопись представляет интерес для ученых и туристов) и созданный при ней музей находятся рядом с небольшим городком Сантильяна-дель-Мар, к пещере ведут указатели. Координаты 43°22′57″ с. ш., 4°07′13″ з. д.

Как добраться

Существует несколько вариантов путешествия, как проехать в г. Сантильяна-дель-Мар из Мадрида:

  1. В испанской столице необходимо на станции Madrid-Chamartin взять билет на поезд Alv, стоимость проездного составляет 27-35 €. Расстояние в 410 км поезд проезжает за 3,5 ч. Выходить необходимо на станции Torrelavega Feve, откуда на такси проехать 14 км до г. Сантильяна-дель-Мар. Стоимость такси около 25 €.
  2. На станции Madrid сесть на автобус, направляющийся в г. Торрелавега. Дорога занимает 5,5 ч., билет стоит 30–50 €. От автобусной станции в г. Торрелавега можно взять такси или сесть на городской автобус (перевозчик Autobuses La Cantabrica) до г. Сантильяна-дель-Мар. Проезд стоит 4 €.
  3. Взяв в аренду автомобиль, можно быстро доехать в Сантильяна-дель-Мар. Из Леона и Кастилии проезд по трассе А-67, из Астурии по Е-70/А-8. В пути придется провести 3-5 ч. Стоимость проката авто составляет 27-42 €/сутки.
Пещера Альтамира: наскальная живопись, фото
Город Сантильяна-дель-Мар, где находится пещера Альтамира

На расстоянии 30 км от г. Сантильяна-дель-Мар находится региональная столица г. Сантандер. Аэропорт Сантандера обслуживает рейсы из Испании и Европы. Прилетев из Мадрида или любого другого города в г. Сантандер, на автостанции можно сесть на местный автобус и за 40 мин. доехать к месту назначения, заплатив 2-3 €. Автобусы ходят каждый час. Проезд на такси обойдется в 45-60 €.

Как посетить

Музей расположен по адресу Cantabria, Santillana del Mar Avda. Marcelino Sanz de Sautuola s/n. Телефон администрации (34) 942818005 и 942 818102 (звонки принимают до 14 ч.).

Режим работы музейного комплекса представлен в таблице, кассы закрываются на 30 мин. раньше:

Дни недели Режим работы
Май-октябрь Ноябрь-апрель
Вторник-суббота с 9.30 ч. до 20 ч. с 9.30 ч. до 18 ч.
Воскресенье с 9.30 ч. до 15 ч.
Праздничные дни

По понедельникам экспозиция закрыта. Несколько дней в году музей не работает, это Рождество (24-25 декабря), Новый год (31 декабря и 1 января), 6 января и День труда 1 мая.

В La Cueva de Altamira установлены правила посещения. Визитеров запускают группами по 25 человек каждые полчаса, на осмотр всего комплекса отводится 1,5 ч. Громоздкие вещи необходимо оставлять в машине или в гардеробной, где к услугам гостей запирающиеся шкафчики.

Билет на посещение стоит 3 €, льготный 1,5 €, их можно приобрести в кассе около входа или на официальном сайте. Льготы предоставляют группам от 8 человек, приславшие запрос о посещении и волонтерам. Можно приобрести годовой абонемент за 25 €.

Льготные билеты полагаются следующим категориям посетителей:

  • школьники до 18 лет;
  • студенты дневного обучения до 25 лет;
  • люди с ограниченными физическими возможностями;
  • пенсионеры;
  • члены многодетных семей;
  • легальные безработные;
  • члены музейных организаций Испании.

Пещера Альтамира: наскальная живопись, фото

Всем посетителям предоставляется возможность бесплатно совершить экскурсию по музейному пространству в субботу (после 14 ч.). По воскресенья доступ весь день бесплатный.

Также бесплатно двери музея открыты в некоторые праздники, такие как День Конституции и Национальный праздник Испании, а также международные дни музеев и памятников. Бесплатный билет выдается только в музейной кассе.

Пещера Альтамира, где чудом сохранилась выдающиеся наскальные фрески, стала свидетельством того, как развитие человеческой цивилизации неотъемлемо от развития культуры. Благодаря сохранившимся рисункам люди XXI в. ощущают духовную связь со своими предками — людьми эпохи палеолита, чья живопись актуальна и сегодня.

Видео о пещере

Пещера Альтамира: карта туриста, советы:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Туризм и путешествия, континенты, страны и города. Самое интересное о каждом уголке мира всем туристам!
Добавить комментарий