Меншиковский дворец на красивом Васильевском острове в Санкт-Петербурге – символ величия и богатства шикарного поместья ближайшего фаворита царя Петра I и первого губернатора культурной столицы России Александра Меншикова.
На сегодняшний день строение признано объектом культурного наследия федерального уровня как ярчайший представитель архитектуры раннего барокко петровской эпохи, и является одним из филиала музея Эрмитаж с уникальными экспонатами, иллюстрирующими дворянский быт.
Значение Дворца в современном мире
Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге ведет историю с 1710 года. Его хозяин Александр Меншиков сделал блестящую карьеру, и долгое время оставался одним из самых преданных побратимов Петра I. При скандальной репутации капризного и прижимистого чиновника, князь всегда находился в почете у императора Петра, который называл его просто «Алексашка».
После успешного участия в Северной войне Меншиков в 1703 году был назван губернатором Санкт-Петербурга, и вскоре происходит строительство «палат», а именно так на то время назывался дворец.
Особенности стройки:
- Помещение было построено за год с использованием новейших строительных материалов и техник, а после еще 17 лет расширялось и модернизировалось внутреннее убранство помещения. Дворец получился настолько роскошным, что сам император выбирал именно Меншиковский для приема иностранных послов, устройства ассамблей, и даже для проведения свадеб. Высокие почести обязывали хозяина поддерживать здание в надлежащем виде.
- К 1727 году постройка сооружения окончилась, и здание выглядело как 4-угольник замкнутого типа с парой внутренних двориков, проходными воротами на западную сторону, север и восток, а также аркадами с переходными галереями на высоте второго этажа.
- После смерти императора при Петре II князь Меншиков был объявлен государственным изменником, обвинен в краже денежных средств из казны, и остаток дней провел в изгнании в поселке Березане. Дворец был передан государственной казне, а вскоре перешел во владение Кадетского корпуса. В этот период частично были реставрированы крыша с фасадом. Во времена СССР в строении располагалось Военно-Политическое училище. Только в 1966 году Меншиковский дворец был отреставрирован полностью, стал относиться к Эрмитажу, и работать как музей.
- Дворец под кодом 7810176001 был внесен в список Объектов культурного наследия Российской Федерации.
Архитекторы и их вклад в строительство
Для постройки «палат» были приглашены лучшие иностранные архитекторы, а также русские плотники и штукатуры.
Джованни Мария Фонтан и Готфрид Иоганн Шедель
Изначально за стройку взялись архитекторы Джованни Фонтан из Италии. Итальянец занимался фасадом дворца, но вскоре просто не перенес промозглый холод Петербурга, и был вынужден покинуть проект, тогда за работу принялся «мастер дела гипсового и палатного» немец Иоганн Шедель, которого вызвали напрямую из Германии. Именно Иоганн декорировал главные палаты губернаторской семьи.
Доменико Трезини
На помощь архитекторам из Швейцарии был привлечен Доменико Трезини, с которым у князя сложились теплые, дружеские отношения. Доменико впоследствии участвовал в постройке Петропавловского собора и крепости, Летнего царского дворца, в проекте создания Александро-Невского монастыря. Во всех его работах прослеживается удачное сочетание ордерных элементов и деталей барокко.
Ж.Б. Леблон и Б.К. Растрелли
Архитекторы изменили внутреннее убранство «палат» до неузнаваемости. Комнаты были декорированы панелями из ценных пород дерева, уникальной фаянсовой плиткой, голландскими печами, шелками и редкой живописью.
А.Э. Гессен
Александр Гессен – архитектор советского периода, который придал зданию первозданный вид после изменений во времена существования Кадетского корпуса, отреставрировал фасад, и внутреннее убранство дворца.
Архитектура дворца
Барокко времен Петра характеризуется сочетанием эклектичных форм построек периода 17-18 в. Его особенность обусловлена тем, что архитекторы приглашались из-за границы. Они привносили в русский замковый стиль элементы, которые были распространены в строительстве Западной Европы. В свою очередь русские каменщики и столяры придавали постройке аутентичный национальный колорит.
Фасад
В фасадах Меншиковского дворца прослеживаются основные параметры стиля барокко – четкое членение фасада простых четырехугольных построек и отсутствие любых декоративных излишеств. Стоящий по берегу реки Невы центральный 4-этажный корпус выглядит как здание из 3-х частей с основным центром, покрытым «переломленной» кровлей из железа.
Центр венчало высокое крыльцо на колоннах из дерева, портал из камня, и массивная балюстрада с вылепленными статуями на кровле. От центра отходило 2 крыла. С западной стороны – крыло из 2-х этажей, в котором располагались «наугольные палаты» и уникальные картинные галереи.
В 1727 г планировалось возведение еще одного подобного восточного крыла, под которое только успели залить фундамент. Западный и восточный боковые флигели состоят из 4-х этажей, и оканчиваются дворовыми из 2-х этажей.
Пилястры, аттики, ризалиты
Всю пышность, красоту и парадность внешнего облика здания подчеркивали пилястры с капителями и аттик. Витиеватые ризалиты по бокам — выступающие части главного корпуса — венчали затейливые резные фронтоны, декорированные вензелями и позолоченными княжескими коронами.
Мансарда
Для России петровских времен было характерно использование жилых чердачных помещений, а в Меншиковском дворце чердак выглядел креативно.
Это была необычная высокая мансарда «с изломом» венчает величественную постройку, оборудованная резными смотровыми окошками и массивными печными трубами.
Парадная
Величественный дворец имел форму буквы «П», и был оборудован крыльцом, которое ведет на второй этаж. От реки к дворцу был прорыт специальный канал, оканчивающийся прудом. Именно этот подъезд к дворцу считался главным. По нему гостевые лодки могли причалить прямо к дворцовой пристани.
Из-за того, что дворец располагался по всей длине Васильевского острова от Малой до Большой Невы, отдельное внимание уделялось портику из колонн, изготовленных из дерева, и декорированных под мраморный камень.
Лоджия
Рядом с главным входом находилась лоджия для приезжих оркестровых музыкантов. Они исполняли торжественные мелодии, встречая подплывающих к дворцовой пристани по Неве именитых гостей. Во время царствования императора Петра портик украшали большие статуи греческих богов, среди которых высилась скульптура и самого правителя.
Интерьер и внутреннее убранство
Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге сейчас является музеем, где представлены экспозиции предметов быта дворянства времен императора Петра. Для постройки пышного интерьера использовались самые лучшие материалы из Германии, Италии и Швейцарии, а также новомодные техники покрытия стен деревянными панелями, и выкладки стен плитками.
Первый этаж
Первый этаж постройки был рассчитан для служебных нужд. Тут находилась поварня, кордегардия, токарня и комната для моряков с гребцами. Только единственная комната первого этажа была парадной – Большая палата.
Сени
Большой вестибюль назывался во дворце сенями, являлся первой комнатой, в которую можно было попасть, входя на первый этаж.
Мастерские
У дворян Европы и России петровских времен существовала мода на личные токарни. Губернатор Меншиков перенял от императора тягу к ремеслу, поэтому недалеко от караульного помещения находилась токарная комната, в которой до сих пор находится уникальный станок. По некоторым данным на нем работал сам император Петр I.
Кухня
По обе стороны от Вестибюля находились поварни (кухни) с огромными плитами для званых гостей.
Особенности:
- На самом деле кухонь в помещении было несколько, так как готовка проходила не только для многочисленных родственников губернатора, еще для гостей и большого штата прислуги. Каждый год хозяин тратил на питание около 4000 рублей.
- До сих пор сохранилось огромное количество начищенной медной посуды в помещении поварни, а также глиняной, фаянсовой и керамической.
- Особое внимание занимает огромная выложенная из кирпича вытяжка с 18 века, которая работает до сих пор.
- На стене еще одна достопримечательность – массивные часы, которые находятся в рабочем состоянии.
- Кухня Меншикова славилась лучшими блюдами, и всегда обслуживала большие приемы, ассамблеи и другие пиры.
Караул
Караульное сводчатое помещение носило название кордегардия. Для охраны Меншикова с позволения Петра был создан личный гвардейский Ингерманландский полк из 70 солдат и капралов. В восточной стороне, практически в самом углу здания, располагалась комната для морских гребцов. Лучшее место в комнате матросов было отведено иконе св. Николая Чудотворца – покровителю всех гребцов и моряков.
Большая палата – единственное нарядное место первого этажа. Его стены были обтянуты дорогостоящими шпалерами, и декорированы многочисленными дорогостоящими полотнами, прибывшими из Европы.
Каждый метр квадратный тканых шпалер изготавливался мастером за полгода, и после кусочки соединялись воедино. Одним из самых интересных экспонатом считается скульптура итальянского мастера начала 17 века «Нога колосса».
На территории цокольного этажа находились огромными кладовые, богатые погреба для вина и пива. Сейчас этот этаж практически не виден из-за более чем 2-метровых наслоений земли.
Второй этаж
Меншиковский дворец в городе Санкт-Петербурге был возведен быстро, но вот отделка внутреннего интерьера заняла около 10 лет. Особо придирчиво Меншиков оценивал работу мастеров на втором этаже, где находились все основные барские палаты, и жилые комнаты членов семьи.
Покои Варвары Михайловны Арсеньевой
Арсеньева Варвара Михайловна – сестра жены и свояченица Меншикова, которая был слегка горбата и некрасива, но управляла обширным хозяйством губернатора. Варвара не имела своих детей, жила во дворце, и воспитывала хозяйских детей. Комнаты Варвары наиболее яркие и выразительные.
Особенности интерьера:
- В помещении с помощью голландской облицовочной плитки с кобальтовым покрытием выложены целые тематические сюжеты: горные и морские пейзажи, пасторальные сценки и прочие декоративные картины. Интерьеры с плиткой в первой половине 17 века являлись единственными в своем роде на всю страну, и считались особой роскошью, доступной только дворянам. Частично изразцы завозились из Голландии, а частично выполнялись на местных кирпичных заводах.
- В спальне стояла огромная кровать с балдахином, около которой в ногах находился массивный сундук и кресло. Кровать была отделана плиткой, поэтому не давала тепла, и необходимо было дополнительно обогреваться печью, а также специальными подушками, наполненными горячей водой.
- По свидетельствам реставраторов в некоторых из плит находились резные плафоны, исполненные талантливыми художниками начала века. Убранство 6-и комнат супруги Меншикова княгини Дарьи Михайловны не сохранилось до сегодняшнего дня, но по всей очевидности не уступала палатам Варвары. Рядом с комнатами Дарьи и Варвары была расположена Домашняя церковь.
Ореховый кабинет
Меншиковский дворец в городе Санкт-Петербурге отличается оригинальным убранством Орехового кабинета. Помещение было оборудовано для содержания коллекций и раритетов, а также в кабинете принимали только важных гостей и проходили самые важные встречи хозяина. Гостями тут побывали правители Петр I и Екатерина I.
Особенности декора:
- Кабинет – уютная светлая комната. По ощущениям он напоминал капитанский корабельный мостик, с пятью окнами, повернутыми на реку Неву, Зимний дворец и Адмиралтейство. Около окон хозяин любил играть в шахматы.
- На полу лежит наборной паркет, а на потолке висит эксклюзивная лампа. Уникальный плафон на холсте в масляно-темперной технике принадлежит руке художника Ф. Пильмана. В 1717 году стены были украшены фанерными пластинами из натурального ореха, созданными руками русских и европейских мастеров, поэтому со временем помещение было названо Ореховой гостиной.
- Помещение подвергалось переделке 3 раза, и дошедшая версия относится к 1716-1718 гг.
- В 1967 году в процессе реставрации была найдена древняя фреска, датированная началом 18 в. На фреске изображен молоденький воинственный мужчина, находящийся на фоне черного неба, которое озарено вспышками пожаров. Воин на фреске облачен в старинные доспехи античного военачальника, держит в левой руке большой щит, а в правой руке удерживает меч. Рядом с изображением необычного воина находится контурный чертеж крепости. На фреске воин попирает павших врагов: стяги турков и шведов, колчан со стрелами и луком, покривленный ятаган и ядра артиллерийских орудий. Многие исследователи полагают, что на фреске молодой Петр I, личность которого Меншиков почитал, как своего благодетеля. Так ли это на самом деле? Вопрос остается открытым.
- На всей территории дворца сохранились изразцовые печи-голландки.
Морской кабинет
Голландская плитка – холодный материал, поэтому облицованные стены долго грелись. Для того чтобы согреться приходилось использовать специальные грелки с горячей водой, которые клали в постель. Такой же плиткой, только с замысловатыми голубыми узорами, был декорирован Морской кабинет.
На стенах из плитки выложены картины морских пейзажей, повсюду расставлены предметы морской тематики, элементы декоративных кораблей, и морских приборов. Для отопления также используется голландская изразцовая печь.
Китайский кабинет
Китайский кабинет – дань моде в декоре петровской эпохи, так как он оформлен в восточно-азиатском стиле с множеством фарфоровых статуэток, панно и вазочек. Стены декорированы китайскими шелковыми шпалерами с изящной росписью в восточном стиле, с перекрытиями из темного натурального дерева. Комната оформлена в коричнево-зеленых цветах. Пол оформлен черно-белой клеткой.
Красный кабинет
Стены Красного зала полностью обиты бордовыми гобеленами. В комнате находится массивная темная мебель дубовых пород дерева. В дополнении интерьера красная мебельная обивка, и роскошные наборные портьеры.
Экскурсии
Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге сейчас позиционируется как музей быта русского дворянства петровских времен и филиал Эрмитажа.
Билеты и время работы
Ежедневно комплекс посещается сотнями туристов, желающих окунуться в роскошь и шик русского дворянства.
День недели | Время посещения | Время работы кассы |
Понедельник | не работает | не работает |
Вторник | 10.30 до 18.00 | до 17.00 |
Среда | 10.30 до 21.00 | до 20.00 |
Четверг | 10.30 до 18.00 | до 17.00 |
Пятница | 10.30 до 21.00 | до 20.00 |
Суббота | 10.30 до 18.00 | до 17.00 |
Воскресенье | 10.30 до 18.00 | до 17.00 |
Цена посещения плавающая:
- для взрослых – 300 р.;
- единый талон для посещения всех филиалов Эрмитажа – 600 р.;
- пенсионеры, являющиеся гражданами России – без оплаты;
- дети, ученики школ, курсанты и студенты (независимо от гражданства) пари предъявлении удостоверения – без оплаты;
- 7 декабря и ежемесячно 1-й четверг – без оплаты для всех граждан;
- услуги экскурсовода – 150 р.
Приобрести билеты можно в Центральной кассе Эрмитажа, что располагается на Дворцовой площади, или непосредственно кассе дворца.
Правила посещения
Существуют общепринятые правила посещения музеев:
- С собой всем желающим посетить дворец необходимо взять с собой паспорт для идентификации личности.
- Во дворце разрешена фотосъемка, но только на непрофессиональные фотоаппараты без вспышек, штативов и селфи-палок.
- Посещение можно организовать как с экскурсоводом, так и без его помощи, а трогать руками выставленные экспонаты нельзя.
- На территорию музея нельзя входить с животными, массивным багажом и в верхней одежде.
- Также не разрешается приносить с собой жидкости, курить и потреблять пищу.
Интересные факты
Интересно о дворце:
- Первым делом на подаренном Петром куске земли в 1704 году губернатор создал сад и огород, а в глубине закипела стройка замка из дерева.
- В 1734-1745 г на 2-м этаже возведена церковь Воскресения Христова.
- Не только здание во времена Кадетского корпуса претерпело изменений, но и сад, куда были перенесены статуи.
- В 2002 году в саду был установлен бюст губернатора из бронзы, и полностью реставрирован до вида изначальной постройки.
- Голландская плитка считалась настолько дорогостоящей, что на родине она использовалась только в качестве вставок.
- При постройке здание доходило до 4 метров в высоту, но впоследствии просело на 2 метра в глубину, поэтому винные погреба и частично другие служебные помещения оказались под землей.
- Специальная крыша с мезонинными окошками способствует ускоренному таянию снегов. Мода на «излом» мансарды пришла из Швейцарии.
Как добраться на машине, общественным транспортом
Чтобы попасть в музей, необходимо доехать до станции метро «Василеостровская», перейти в троллейбус 11, 10, 1, или автобус №7,187, 24 и ехать до ост. «Университет».
От Василеостровской станции метро лучше по пешеходной 9-й линии добраться пешком до набережной Большой реки Невы, повернуть в правую сторону, и пройти до Румянцевского сада, следом за которым уже начинается дворцовый комплекс. От стрелочки Васильевского острова следует пройти до Университетской набережной. От Дворцового моста длина пути составляет 500 м.
Меншиковский дворец в культурном центре России Санкт-Петербурге стал крупнейшим каменным зданием петровской эпохи. Он был построен по личному вкусу губернатора, и одобрен императором Петром I, который не имел подобное резиденции, и все важнейшие мероприятия проводил у соратника.
Сейчас любой желающий сможет лично познакомиться с условиями быта дворян, а также по достоинству оценить эксклюзивные строительные материалы, современные техники и особый дух величественного здания.
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о Меньшиковском дворце
Обзор Меньшиковского дворца: