В XIX в. дворец, получивший название Мариинский, стал первым в Санкт-Петербурге из принадлежавших царской фамилии, который открыли для доступа посетителей. Сегодня дворцовый комплекс, построенный для старшей дочери императора Николая I, является местом, где работают депутаты Законодательного собрания.
Исторические факты
Осенью 1838 г. Мария Николаевна, старшая из детей императора Николая I, была помолвлена, ее избранником стал герцог Лейхтенбергский. Молодые приняли решение жить в Санкт-Петербурге. В качестве подарка на свадьбу император Николай I выделил участок на строящейся Исаакиевской площади недалеко от Зимнего дворца и оплатил расходы по строительству новой резиденции.
Ранее на участке, расположенном около р. Мойка, находилась Школа гвардейских подпрапорщиков, дополнительно были приобретены 3 соседних участка. Для работы пригласили молодого зодчего Андрея Штакеншнейдера, который уже в декабре 1838 г. представил императору проект. Летом 1839 г. состоялась церемония закладки дворцового комплекса.
Помимо А. Штакеншнейдера, работами по строительству занималась комиссия, в которой участвовали такие знаменитые архитекторы, как В. Стасов и К. Росси. Император еженедельно получал доклад об этапе работ, регулярно бывал на стройке с инспекцией. Помимо главного здания предстояло возвести конюшенный и гофмейстерский корпуса, прачечные, кухни, сараи.
Мариинский дворец в Санкт-Петербурге стал уникальным объектом для своего времени – с согласия императора архитектор реализовал самые смелые инженерные решения. Во дворце была создана система водопровода, канализации и вентиляции, обогрев помещений обеспечивали конвекционные печи.
Строительство завершили в январе 1845 г., после чего дворцовый комплекс получил имя в честь владелицы, став Мариинским. Однако благоустройство продолжалось до 1950 г., когда при дворце появилась домовая церковь и зимний сад с фонтаном, который воспроизводил водный каскад из дворца в Бахчисарае.
Сад отапливался паровыми батареями, и круглый год в нем росли экзотические растения. Дворец сразу стал местом светской жизни, в нем часто проводили балы, благотворительные вечера, маскарады, любительские спектакли и концерты.
После смерти мужа в 1852 г., Мария Николаевна вновь вышла замуж и покинула дворец на Исаакиевской площади. Сыновья продали дворец после смерти матери в 1876 г., государственная казна заплатила за него 3 млн. рублей.
Несколько лет роскошное здание в центре Санкт-Петербурга пребывало в запустении, пока в 1884 г. Александр III не распорядился разместить в нем:
- Государственный совет;
- Государственную канцелярию;
- Кабинет министров.
Приглашенному для перестройки архитектору Л. Петерсону поставили задачу приспособить жилые помещения для служебных нужд, при этом сохранив интерьерную отделку. Переустройство заняло год, после чего под канцелярию отвели 1 и 3 этажи, Кабинет министров работал в Танцевальном зале, а в круглом помещении Ротонды заседали депутаты.
Вскоре дворец электрифицировали, но Л. Петерсон докладывал о необходимости сделать масштабный ремонт всех помещений и реставрацию художественной отделки. К этому времени крыша дворца стала протекать, конвекционное отопление не справлялось с работой, устарели системы канализации и водоснабжения, а фасады осыпались.
После создания в 1905 г. Государственной Думы количество депутатов увеличилось, заседания в Мариинском дворце стали активно посещать журналисты и публика. Все желающие с трудом помещались в зале Ротонды.
В 1908 г. Зимний сад дворца перестроили для проведения депутатских заседаний. Проект переделок подготовили М. Перетяткович и Л. Бенуа. К Мариинскому дворцу пристроили корпус, демонтировав помещение Зимнего сада.
В корпусе сделали современную систему вентиляции, увлажнения и отопления. С 1908 г. депутаты Государственного совета стали проводить заседания в новом зале.
В 1917 г. дворец сначала заняло Временное правительство, затем Совет комиссаров и Высший совет народного хозяйства. Впоследствии Мариинский дворец поочередно занимали казармы, учреждения, организации.
В 1929 г. дворец отдали Промышленной академии, помещения распределили на аудитории и общежитие. В это время иконостас в домовой церкви разрушили, настенные фрески закрасили, а в помещении сделали кинотеатр.
В блокадные годы дворец, как и многие другие здания города, стал госпиталем. Бомбежки сильно повредили здание, были разрушены фасады, коммуникации и стеклянная крыша Большого зала. После войны во дворце находился Ленинградский горсовет, для этого залы перестроили.
Только в 1960-е годы впервые были проведены реставрационные работы в Белом и Красном залах, Помпейской галерее. Домовой храм восстановили к началу 1990-х годов.
В центре революционных событий Мариинский дворец вновь оказался в августе 1991 г., когда на площади около него собрались ленинградцы, выступившие против действий ГКЧП.
Впоследствии во дворце 2 года работал Петроградский совет, а в 1994 г. здание приняло Законодательное собрание города. Спустя 15 лет, в 2010-х годах, в Мариинском дворце проводилась серия реставраций, что позволило вернуть интерьерам первоначальный вид.
Архитектура, внешний вид
Заниматься строительством дворца император Николай I поручил молодому архитектору Андрею Штакеншнейдеру, для которого этот заказ стал первым крупным проектом. В конце 1838 г. зодчий предоставил план строительства дворца.
Перед архитектором стояла сложная задача:
- Использовать уже существующее на участке р. Мойки строение.
- Построить дворец, удобный для членов императорской семьи.
- Здание должно было гармонировать с еще незавершенным Исаакиевским собором и площадью.
Чтобы выполнить эти задачи, Штакеншнейдер сохранил объем прежнего строения на участке, но заменил несущие конструкции на металлические и кирпичные, укрепил внешние стены дополнительной стеной, а внутреннее пространство перестроил.
Мариинский дворец в Санкт-Петербурге расположен на участке неправильной трапецевидной формы, его ограничивают ул. Казанская, Вознесенский проспект и пер. Антоненко (ранее Новый). Площадь участка составила свыше 30 тыс. кв. м. Штакеншнейдер умело разместил дворец на территории, укоротив правое крыло здания и расположив его параллельно Вознесенскому проспекту.
Композиционно дворцовый фасад создан по принципам классического стиля и имеет 3-частное деление на центральный и 2 боковых ризалита. Симметричность фасада подчеркивает архитектура боковых ризалитов, которые увенчаны треугольными фронтонами.
Уравновешивает композицию центральный ризалит, немного выдающийся вперед, его завершает прямоугольный аттик с фризом, капителями, кессонами и балюстрадами. Фронтоны и портики фасада опираются на изящные коринфские колонны.
Входная группа размещена в центральном ризалите и выделена на первом этаже арочными проемами, на втором — террасой, огражденной балюстрадой.
Граненая рустовка, выполненная на первом этаже, подчеркивает горизонтальное членение фасада. Этот метод А. Штакеншнейдер впервые применил в России, взяв за образец оформление итальянских палаццо эпохи Возрождения. Второй и третий этажи объединены пилястрами. На каждом этаже окна имеют собственную конфигурацию.
В целом фасад Мариинского дворца представляет эклектичный стиль, так как А. Штакеншнейдер сумел объединить классическое построение с обилием барочной скульптуры. Внушительность здания соответствовала объему Исаакиевской площади и размерам возводимого на нем собора.
Уже при реставрации 2005 г. на центральном аттике поместили герб Санкт-Петербурга и металлические копии наград города-героя: ордена Красного Знамени, Октябрьской Революции и Ленина, а также Золотую Звезду.
Интерьер
Над отделкой Мариинского дворца трудились знаменитые не только в Санкт-Петербурге, но и в Европе художники и скульпторы:
- И. Дроллингер;
- А. Виги;
- А. Катин;
- А. Кольман;
- Ф. Клагес.
Мариинский дворец отличается роскошным декором помещений, который поразил современников в Санкт-Петербурге: для отделки использовался мрамор, ценная древесина, метлахская плитка, позолота. Все залы имеют индивидуальное оформление, которое определялось их функциональным назначением.
Художники применяли различные творческие приемы, сочетали классицизм с неогреческим стилем, рококо и барокко. Некоторые декоративные элементы были созданы Штакеншнейдером лично. В работе принимали участие русские мастера: артели И. Яишникова и Т. Дылева трудились над лепниной, мебель изготовили Н. Тарасов и В. Бобков.
А. Штакеншнейдер разместил жилые покои в правом крыле дворца, их окна выходили в тихий внутренний двор и сад. Центральная часть дворца отводилась под парадные помещения. На первом этаже располагались помещения для воспитателей и детей, самым просторным был сделан Рекреационный зал для игр и отдыха.
Второй этаж образовывали 2 галереи, они располагались перпендикулярно, а на месте пересечения находился зал Ротонда. Рядом с Ротондой располагался Танцевальный зал. Одну из анфилад замыкал Зимний сад с фонтаном.
Комнаты Марии Николаевны выходили окнами в сад. Ее покои начинались приемной, продолжались кабинетом, будуаром и спальней, в конце размещались туалетная комната и Овальный кабинет. Лестницу дублирован пандус, украшенный многочисленными растениями.
Из комнат, которые занимал герцог Максимилиан, можно было любоваться Исаакиевской площадью. Герцог располагал приемной, гостиной и бильярдной, в одном из кабинетов находилась коллекция минералов и оружия.
Придворным отвели верхний этаж и флигели.
Программы экскурсий
Мариинский дворец в Санкт-Петербурге не является музеем, поэтому посещение возможно только по предварительной записи. Для организованных групп заявки направляются на имя Председателя Законодательного собрания СПб. Заявка оформляется на бланке предприятия (организации), в ней указывается количество посетителей, контактные данные ответственного лица.
Документ подписывается руководителем учреждения или организации. От индивидуальных лиц заявки подаются на имя депутатов Заксобрания. Рассмотрение заявок происходит в течение 30 дней, ответ дается на электронную почту. Получить консультации по заказу экскурсии можно ежедневно в будни с 9 до 11 ч. по тел. 318-83-06. Ежегодно дворец принимает участие в акции «Ночь в музее».
Экскурсии организуют в будни с 9 до 17 ч., продолжительность программы составляет 1 ч. При входе во дворец экскурсанты обязаны предъявить паспорт. Сотрудники музейно-библиотечного центра аппарата Заксобрания проводят экскурсии бесплатно.
В ходе ознакомительной экскурсии туристов знакомят с инженерными и архитектурными особенностями Мариинского дворца, рассказывают о его владельцах.
Во время экскурсии туристы осматривают следующие помещения:
Название зала | Описание |
Вестибюль | Помещение оформлено сводчатыми белоснежными арками, которые поддерживают колонны, выполненные из розового мрамора. Крестовые своды оформлены арабесками, камин сделан из зеленого мрамора. Сохранились бронзовые потолочные светильники. В центре помещения установлен бюст Марии Николаевны, дочери Николая I. Из вестибюля начинается парадная лестница на 2 этаж. Лестницу украшают античные скульптуры, в качестве фриза выполнен барельеф, копирующий работу Б. Торвальдсена. |
Ротонда | Композиционный центр дворца представляет собой 2-ярусное помещение круглой формы в классическом античном стиле. Высота зала составляет 17 м, потолок увенчан стеклянным куполом, через который поступает солнечный свет. Зал оформлен симметрично расположенными 32 коринфскими колоннами, которые поддерживают второй ярус и потолочный фриз. Двери выполнены из палисандра и отделаны перламутром и слоновой костью. Украшают ротонду многочисленные скульптуры, в том числе грифонов. |
Квадратный, или Помпейский | Зал выполнен в итальянском стиле, его особенность – отсутствие окон. Стены и кессонные потолки расписаны арабесками, ковровыми орнаментами, медальонами работы И. Дроллингера, дополнены лепниной и позолотой. Украшением служат коринфские колонны из белого мрамора, поддерживающие балконы второго яруса. |
Овальный | Множество окон служат источником освещения зала, украшенного потолочной росписью и хрустальными люстрами. Фасад многоярусного камина декорирован мрамором. В зал ведет пандус, устроенный специально для Марии Николаевны. |
Голубой | Самый просторный зал дворца визуально уменьшается благодаря раздвижным шторами, закрепленным на пилонах. Камины отделаны мозаикой, потолок – росписью и лепниной. В зале помещены витрины, где хранятся подарки городу от делегаций иностранных гостей. |
Красный | Считается одним из самых красивых помещений. На стенах из искусственного красного мрамора сделаны пилястры, между которыми располагаются двери из дорогих пород дерева. Фриз покрыт барельефами. Кессонный потолок украшен позолоченной лепниной, сверху спускаются многоярусные канделябры. Пол сложен из наборного паркета. |
Белый, или Танцевальный | Нарядный зал выдержан в белых тонах, его украшением служат богатая лепнина на кессонном потолке, двойные окна и огромные люстры. Сдержанное оформление помогало выделить фриз на античную тему, написанный А. Виги. При Марии Николаевне в зале находилась картинная галерея. |
Дворцовая церковь | В 2018 г. храм был отреставрирован, удалось восстановить настенные росписи, выполненные в XIX в. Г. Гагариным, и иконостас, расписанный К. Друзи. Венчает зал стеклянный купол. |
Зал заседаний | Помещение было построено в 1907 г., заменив Зимний сад. Туристам показывают, где проходят заседания депутатов Санкт-Петербурга. |
Мариинский дворец в Санкт-Петербурге начинают осматривать с информационного центра на первом этаже. Его экспозиция рассказывает об этапах строительства дворца, а также создании первого в постсоветской стране Законодательного собрания.
В витринах, установленных по периметру помещения, находятся:
- награды, книги, личные вещи людей, чья жизнь была связана с дворцом;
- Золотая Звезда города-героя;
- сведения о почетных гражданах;
- предметы, иллюстрирующие международные отношения парламента СПб.
В центре зала на столе размещен макет Мариинского дворца размером 1,6х1,3 м. Макет полностью повторяет декоративные элементы дворцового фасада, в разрезе представлены самые известные помещения.
Также в рамках отдельной экскурсии можно посетить сад Мариинского дворца. Прогулки организуются бесплатно в 3-ю субботу ежемесячно. Из подавших заявки формируются группы, состоящие не более чем из 25 человек. Экскурсии проводятся в 12 и 16 ч.
Самостоятельно можно ознакомиться с садом Мариинского дворца бесплатно в выходные дни. Вход осуществляется с Вознесенского проспекта. Одновременно в саду может находиться не более 50 человек.
Адрес, контактные данные
Дворец располагается на Исаакиевской площади, в доме №6. В рамках просветительской деятельности музейный отдел аппарата Заксобрания организует экскурсии. Телефон службы 318-81-86.
Как добраться
Дворец находится в центре города, в шаговой доступности расположены станции метро «Адмиралтейская», «Спасская», «Сенная площадь» и «Садовая». На остановке «Исаакиевская площадь» высаживают пассажиров автобусы № 3, 10, 22, 27, 70 и 71. На улице Казанской имеется остановка троллейбуса №17.
Для автомобилей предусмотрена парковочная зона на Синем мосту, бесплатная часть включает 15 мест, остальные паркоместа – платные, стоимость размещения легкового автомобиля 100 руб./1 ч., мотоциклов 39 руб./1 ч. Также платная парковка имеется в пер. Антоненко (зона №7807) с 2 бесплатными местами для людей с инвалидностью.
Один из самых внушительных и красивых дворцов Санкт-Петербурга, Мариинский, стал символом законодательной власти. Посещение дворцового комплекса позволяет не только глубже узнать историю города и императорской фамилии, но и историю законотворчества в России.