Исаакиевский купол возвышается над петербургским горизонтом уже более 150 лет. Сложные мозаики делают его одним из самых впечатляющих соборов в России. Красота этой православной святыни уже давно известна далеко за пределами РФ. Собор по праву считается гордостью и славой жителей Санкт-Петербурга.

Величественный храм Исаакия Далматского (Исаакиевский собор) является неизменной визитной карточкой Питера.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: адрес, расположение на карте

Исаакиевский собор располагается на одноименной площади Северной столицы (адрес – Исаакиевская пл., 4). Рядом с ним находится Исаакиевский сквер. Его своды возвышаются прямо над Большой Невой, Александровским садом и Адмиралтейством. На противоположном берегу Невы стоит Меншиковский дворец.

С другой стороны протянулась набережная реки Мойки. Ближайшее расположение на карте Санкт-Петербурга имеют Василеостровская и Адмиралтейская станции метро.

Как доехать до собора на машине, общественном транспорте

До одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, Исаакиевского собора, легко можно добраться:

  • Доехать на метро до станции «Адмиралтейская» (собор расположен в непосредственной близости от метро)
  • Использовать автобусные маршруты 3, 22 и 27
  • Воспользоваться трамваями 5 или 22

История собора, значимые даты

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге имеет почти такую же историю, как и сам город. Первоначальная Исаакиевская церковь была впервые заказана Петром I в 1706 году. В маленьком деревянном здании, посвященном царскому покровителю Исааку Далматскому, состоялась его свадебная церемония с Екатериной I 6 лет спустя.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. История создания, архитектор и стиль, адрес

Эта деревянная церковь простояла еще 5 лет, пока император не приказал заменить ее новым каменным сооружением «Петровское барокко», которое было завершено после смерти императора в 1727 году.

Первая Исаакиевская церковь

Изначально храм был сооружен для судоверфей, на которых в начале XVII трудилось несколько тысяч рабочих. Император Петр приказал построить церковь на средства Адмиралтейского ведомства. Здание деревянного амбара, выбранное местом нового строительства, находилось напротив Адмиралтейской арки.

Шпиль для первоначальной версии храма святого Исаакия был спроектирован Г. ван Болесом, архитектором из Нидерландов. Здание было одноуровневым, его крышу украшали колокольня и высокий шпиль. Также был установлен небольшой купол с алтарем. Уже через 3 года после начала строительства церкви здесь начали проводиться службы.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. История создания, архитектор и стиль, адрес
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге стал местом бракосочетания Петра I и Екатерины

Еще через 2 года (в 1712 г.) здесь прошла церемония венчания императора с Екатериной Алексеевной.

Вскоре было принято решение построить обновленную церковь всего в 2-х десятках метров от Невы, поскольку храм стал недостаточно вместителен для стремительно разрастающегося города. Впоследствии здесь был возведен памятник Петру I.

Вторая Исаакиевская церковь

1717 – год, когда началось строительство второго варианта храма. Старая церковь к тому моменту уже была слишком ветхой, и было принято решение построить прочный каменный храм. Императором Петром I лично был заложен первый камень строительства.

Это было сделано в честь Исаакия Далматского.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. История создания, архитектор и стиль, адрес

Стиль новой постройки – петровское барокко. Знаменитый архитектор эпохи правления императора Петра Георг Маттарнови создавал проект здания. После его смерти строительство велось под руководством Н. Гарбеля и нескольких других мастеров (Киавери, Земцов, Неупокоев), сменявших друг друга на протяжении 10 лет.

Впервые в истории церковь на территории России в плановом изображении имела латинский крест. Фасады были отделаны минималистично, почти без декоративных элементов. Своды храма были увенчаны куполом-восьмигранником. На третьем ярусе были установлены куранты, привезенные императором из Голландии.

Удары молнии дважды провоцировали в церкви пожар (в 1733 и 1735 г.).

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. История создания, архитектор и стиль, адрес

Были приглашены итальянские зодчие для восстановления храма. Стены, купол и своды были отреставрированы, но вскоре стало понятно, что храму потребуется полная перестройка. Церковь, построенная в 20 м. от воды, начала проседать из-за осадки грунта под ней. Требовалось разобрать здание и перенеси его дальше от Невы.

Третий Исаакиевский собор

Архитектор С. Чевакинский предложил новый облик здания, но Екатерина II хотела повторить форму прежней постройки. В 1768 г. было торжественно открыто строительство. Разработка проекта велась под руководством А. Ринальди. Предполагалось что это будет мраморная церковь с 5-ю куполами и колокольней.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. История создания, архитектор и стиль, адрес

Работа остановилась со смертью Екатерины II.

При правлении Павла I было решено срочно достроить храм. При отсутствии средств и передаче мрамора для строительства резиденции Павла I проект церкви был искажен, от установки 4-х куполов пришлось отказаться, а высота колокольни была уменьшена на 1 ярус. В итоге здание получилось непропорциональным, негармоничным и приземистым.

Строительство было окончено уже при Александре I (1802г).

Современный Исаакиевский собор

В 1809 г. Александр I утвердил программу конкурса на строительство нового храма. Следовало сохранить существующий собор с тремя его алтарями. Большинство именитых архитекторов предлагали полную перестройку здания, поэтому их кандидатуры сразу были отвергнуты самим императором.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. История создания, архитектор и стиль, адрес

Конкурс 1813 г. также его не удовлетворил.

И только через 3 года проект перестройки был поручен инженеру из Испании А. Бетанкуру. Архитектором был назначен О. Монферран. Он спроектировал будущий храм в 1818 г. Многое планировать разобрать. Некоторые члены комиссии раскритиковали дизайн Монферрана за сухой и якобы скучный ритм его четырех одинаковых колоннад.

Было также высказано предположение, что, несмотря на гигантские размеры, здание будет выглядеть приземистым и не очень впечатляющим. Император, который предпочитал тяжелый ампирный стиль архитектуры, должен был вмешаться и решить спор в пользу Монферрана.

Предполагалось, что будут установлены новые купола.

Проект Монферрана не был оригинальным, а представлял собой компилирование образцов европейских зданий. Архитектор стремился сохранить изначальный собор, поэтому его пришлось увеличить в размерах. Итоговый план здания стал прямоугольным. В 1820 г. началось строительство.

Из-за множества недочетов, отсутствия должного контроля строительство здания происходило с большими проблемами, замечаниями и ходатайством об остановке работ. Был созван специальный комитет, на котором было принято решение об обследовании строительства.

Замечания, которые были вынесены:

  • непрочность фундамента;
  • опасная осадка конструкции;
  • неверный проект куполов (превышение допустимых размеров).

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. История создания, архитектор и стиль, адрес

В результате работа была остановлена, поскольку ни один из архитекторов не предоставил исправленного проекта. Работы возобновились лишь в 1824 г. Император утвердил проект Монферрана, который учел замечания, данные ему знаменитыми архитекторами и художниками.

Черты собора по новому проекту:

  • усиленный квадратный план;
  • компактность общего облика;
  • уравновешенность;
  • главенствование центрального купола.

Установка первой колонны состоялась в 1828 г. На торжество была приглашена вся царская семья и все жители города.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. История создания, архитектор и стиль, адрес

Строительство стен пилонов-опор было следующей стадией. Стены достигали 5 м. в толщину. Их возведение закончилось в 1837 г. Далее соорудили купол из металла. К началу 40-х гг. XIX в. основной этап строительства окончился. Началась подготовка к оформлению, которое затянулось более, чем на 15 лет.

Все строительство заняло около 40 лет. Это было объяснено тем, что Монферрану предсказали кончину вскоре после завершения стройки. Следовательно, он всячески пытался растянуть этот срок. Действительно, примерно через месяц после окончания работ, архитектор умер.

Всего в строительстве было занято несколько сотен тысяч рабочих.

При советском правительстве здание было заброшено, а затем превращено в музей атеизма. Скульптура голубя, ранее установленная на здании, была удалена и заменена маятником Фуко. Во время Второй мировой войны купол был закрашен серым, чтобы не привлекать внимание самолетов противника.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. История создания, архитектор и стиль, адрес

Сегодня богослужение в соборе возобновилось, но только в левой часовне и в основном корпусе собора только в праздничные дни. Экстерьер, который едва намекает на богатый интерьер, облицован серым и розовым камнем и имеет в общей сложности 112 колонн из красного гранита с коринфскими капителями.

Каждая из колон высечена и установлена ​​как единый блок:

  • 48 из них – на уровне земли;
  • 24 – на уровне земли;
  • ротонда самого верхнего купола;
  • по 8 колонн на каждом из четырех боковых куполов;
  • по 2 – в каждом из четырех окон.

Ротонда окружена пешеходной дорожкой, доступной для туристов. 24 статуи смотрят вниз с крыши, а еще 24 – с вершины ротонды. Двери собора покрыты рельефами по образцу знаменитых дверей Баттистеро ди Сан-Джованни во Флоренции , созданных Лоренцо Гиберти.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. История создания, архитектор и стиль, адрес

Внутри под куполом возвышается скульптурный голубь, представляющий Святого Духа. Внутренние элементы, такие как колонны, пилястры, пол и статуя Монферрана, состоят из разноцветных гранитов и мрамора, собранных со всех уголков России.

Архитектурные особенности собора

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге не имеет аналогов ни в русской, ни в мировой культуре.

Внешний вид

Исаакиевский собор — великий пример классического собора. Сооружения в классическом стиле к моменту завершения отделки здания смещались с пьедестала новыми архитектурными веяниями неоренессанса и эклектики, добравшимися до Санкт-Петербурга.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. История создания, архитектор и стиль, адрес

Центральная глава доминирует над остальными четырьмя боковыми главами. Здание установлено на цоколь со ступенями. Его план – прямоугольник. Портики придают ему форму креста. Храм мало связан стилистически с традиционными православными соборами. Небольшие сходства представлены центричной планировкой и количеством глав.

Параметры собора святого Исаакия Далматского:

Высота, м 101
Длина, м 111
Ширина, м 97
Диаметр, м 26

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. История создания, архитектор и стиль, адрес

Расположение собора настолько удачное, что вид на него открывается из любой точки набережной. Собор хорошо сочетается с монументом Петру I, а купол отражен в водах Невы. Пешеходная дорожка и Исаакиевский сквер также способствуют привлечению туристов и делают площадь местом прогулок горожан.

Скульптура

Скульптурное оформление принадлежит основному архитектору собора (Монферрану). Программу предоставил Оленин. Формы ампира, барокко и ренессанса сочетаются в скульптурном убранстве экстерьера собора. Фронтоны были выполнены французскими скульпторами.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. История создания, архитектор и стиль, адрес

Статуи, выполненные И. Витали, изображают апостолов. Также присутствуют скульптуры ангелов.

Северный фасад

Фасад, обращенный на север, украшен барельефами и статуями. Фронтон украшен рельефом с изображением библейской сцены воскресения Христа скульптором Лемером.

Скульптуры на фронтонах содержат изображения:

  • апостола Петра, держащего в руках ключ;
  • апостола Павла, держащего в руках меч (это символ преданности Иисусу);
  • Апостола Иоанна и орла позади него.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. История создания, архитектор и стиль, адрес

В левой нише установлена скульптура евангельской тематики, а в правой – сцена прощания с Иисусом. Скульптор, оформивший северный фасад – П. Клодт.

Западный фасад

На фасаде с западной стороны продемонстрирована встреча преподобного Исаакия и императора Феодосия. Также установлены статуи трех апостолов (Варфоломея, Луки и Марка). Украшение фасада выполнено И. Витали.

Южный фасад

Мудрецы, пришедшие поклониться Христу изображено на южной стороне церкви. Библейские сцены присутствуют также в нишах, на дверях. На фронтонах возвышаются статуи Филиппа, Андрея (покровительствующий флоту) и Матфея (а также ангел за его спиной).

Видеообзор здания собора вблизи:

Скульптором южного фасада также был И. Витали.

Восточный фасад

Сторона, выходящая на проспект (восточная) также украшена барельефом. Исаакий Далматский остановил Валента Византийского и предсказал ему гибель, за что оказался закованным в цепи. Статуи апостолов Симона (с пилой, символизирующей мучения), Иакова и Луки украшают фронтон.

Колоннада

На высоте более 40 м. над фундаментом собора располагается колоннада из 24-х колонн. Поднявшись по одной из двух винтовых лестниц к колоннаде, можно увидеть городскую панораму, открывающуюся из 12-ти огромных окон.

Внутреннее убранство собора

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге имеет 3 пространства для алтарей. Центральный посвящен святому Исааку Далматскому; левый алтарь посвящен святому Александру Невскому; а тот, что справа, посвящен святой Екатерине. Икона Тихвинской Богоматери — одно из самых почитаемых сокровищ собора.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. История создания, архитектор и стиль, адрес

Интерьер украшен невероятно детализированными мозаичными иконами, картинами и колоннами из малахита и лазурита. Большое, ярко окрашенное витражное окно «Воскресшего Христа» занимает почетное место внутри главного алтаря. Церковь, предназначенная для размещения 14 000 постоянных молящихся, была закрыта в начале 1930-х годов и вновь открылась как музей.

Сегодня церковные службы проводятся здесь только в крупных церковных случаях. Оформление православной святыни содержит огромное собрание русских художественных произведений середины XIX в. В нем насчитывается более, чем полторы сотни экспонатов.

Среди них есть работы известных мастеров Василия Шебуева, Карла Брюллова, Федора Бруни.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. История создания, архитектор и стиль, адрес

Для украшения интерьера собора потребовалось:

  • 410 кг. золота;
  • более 15 т. малахита;
  • около 550 кг. лазурита;
  • сотни тонн бронзы.

Интерьер был изначально украшен множеством картин великих русских мастеров того времени. Когда эти картины начали портиться из-за холодных и влажных условий внутри собора, Монферран приказал, чтобы они были тщательно воспроизведены в виде мозаики — техника, представленная в России Михаилом Ломоносовым.

Эта работа никогда не была завершена.

Состояние и реставрации здания

Специальная комиссия и сам архитектор собора Монферран отмечали, что в здании начали появляться небольшие трещины по причине разноуровневой осадки плит. Но затем Монферран доложил, что трещины не распространяются, а здание больше не оседает.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. История создания, архитектор и стиль, адрес

Более серьезному разрушению подверглись колонны и, соответственно, фронтоны. Для возвращения колонн в первоначальное положение пришлось установить в них металлические клинья. Но и после этого колонны продолжили отклоняться. Собору требовался капитальный ремонт.

Было предпринято:

  • с колонн были убраны верхние ух части;
  • мраморные плиты были заменены;
  • были поставлены леса, разгружающие энтаблементы.

В 1939 г. была проведена еще одна реставрация, устранившая деформацию. Специалисты подтвердили стабильное состояние храма. Обследование пилонов в 1953 г. показало наличие трещин.

Настоятели собора

За время существования первого собора было всего 2 настоятеля. Известно имя второго настоятеля – Алексей Васильев. Во втором храме было 9 протоиереев до 1800 г. Настоятелями третьего храма были протоиереи М. Соколов (до 1830 г.), И. Воскресенский (до 1836 г.) и А. Малов (до 1855 г.).

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. История создания, архитектор и стиль, адрес

Четвертый храм стал местом службы для 22-х священнослужителей (протоиереев, митрополитов) до сегодняшнего дня. Среди них: И. Колоколов (до 1869 г.), П. Смирнов (до 1907 г.), Н. Платонов (до 1942 г.), Митрополит Владимир (до 2014 г.). С 2014 г. митрополит Варсонофий является настоятелем Исаакиевского собора.

Службы в соборе

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге открыт для службы прихожан в любой день недели за исключением среды. В будние дни богослужения начинаются в 8.00. В выходные дни начало – 9.00. Начало вечерней службы – 16.00.

Режим работы

Посещение музейных объектов начинается в 10.30 каждый день кроме среды. Посещение колоннады открывается в 10.30, вечернее посещение – в 18.00. Также при соборе есть музей камня, который открыт с 10.00 до 18.00

Правила посещений собора

В настоящее время церковные службы проводятся только в одной из часовен собора, в то время как главный алтарь использовался для церковных служб только в основные религиозные праздники. Приоритет был отдан осмотру достопримечательностей. В настоящее время церковь можно посетить представителю любого вероисповедания и во время богослужений.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. История создания, архитектор и стиль, адрес

Главное требование к посетителям – это соблюдать приличия и уважать прихожан, участвующих в службах.

Стоимость билетов на экскурсию

Стоимость посещения музея-памятника составляет 250 руб. Билеты можно приобретать в кассе собора или через онлайн-кассу. При заказе через интернет действует ограничение по количеству билетов. В одном заказе может быть не более 4-х билетов.

Стоимость посещения музея камня – 100 руб. Посещение колоннады стоит 150 руб.

План экскурсионной программы

С 1928 году Исаакиевский собор стал местом хранения памятников искусства, и его первая экспозиция была посвящена истории возникновения церкви. Во время Второй мировой войны в здании прятали предметы искусства, которые были спасены других мест города.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. История создания, архитектор и стиль, адрес

Было известно, артиллерийские обстрелы ориентировались на собор, поэтому, бомбардировки ему не грозили. В 1931 году Исаакиевский собор стал домом для самого тяжелого в мире устройства демонстрирующего вращение земного шара.

Экскурсия, знакомящая художественными произведениями, проводится в соборе святого Исаакия.

На сегодняшний день художественное интерьерное убранство церкви принято за образец сочетания разных видов монументального искусства. Интерьерное решение показано как единство элементов, где каждая составляющая украшения взаимодействует с архитектурной идеей. Все это вместе составляет гармоничный ансамбль.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. История создания, архитектор и стиль, адрес

Экскурсия посвященная скульптуре собора, знакомит как с внутренними статуями, так и с наружными скульптурами и барельефами. Во время экскурсии посетителям рассказывают об авторах скульптур, истории их создания, а также о сюжетах, положенных в основу той или иной композиции.

Также интересным элементом экскурсии будет осмотр бюста О. Монферрана. Он высечен из камней, которые использовались при строительстве собора. Живописные работы в храме, количество которых превышает 150 росписей, также достойно отдельной экскурсии.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. История создания, архитектор и стиль, адрес

Во время этой экскурсии гид расскажет о библейских сюжетах, на основе которых создавались художественные работы. Также посетителей ознакомят с историей живописи в православных соборах. Отдельная выставка посвящена подвигам сотрудников храма во время блокады.

В Исаакиевском соборе также организуют посещение колоннады для людей в инвалидных колясках.

Петербургский Музей-памятник Исаакиевский собор – один из лучших образцов монументальной архитектуры Европы и один из самых посещаемых музеев России. В последние 160 лет собор отмечали поэты и писатели, которые особенно восхищались его огромными размерами.

Оформление статьи: Е.Чайкина

Полезный видео-ролик о Исаакиевском соборе

Как выглядит Исаакиевский собор изнутри, можно посмотреть здесь:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here