Небольшой по размеру Казанский собор на Красной площади Москвы входит в состав кремлевского архитектурного ансамбля. Здание имеет высокую значимость в истории России. Возникновение памятника архитектуры связывают с подвигом Дмитрия Пожарского и народных ополченцев.
Рейтинг достопримечательности
Собор возглавляет список самых знаменитых и посещаемых мест столицы.
Этому послужили важные, памятные исторические события:
- Дважды в год, летом и осенью, верующие вместе с царем совершали крестный ход от стен Кремля до Казанского собора. Во время шествия служители церкви, получив разрешение патриарха, поворачивали к Китай-городу. У крепости они читали молитвы, и окропляли строение святой водой.
- В стенах собора читали службы знаменитые протопопы Неронов и Аввакум, отрицавшие реформу Никона. Они считали, что нововведение патриарха вызовет раскол и разногласия в русском православии.
- При правлении Великого Петра I Казанскую икону переправили в северную столицу Санкт-Петербург и возвели Казанский собор.
- В 1812 г. в храме прошла служба, на которой был М.И. Кутузов. Молились о сохранении Отечества.
- Летом 1918 г. в церкви читал проповедь патриарх Тихон. Он рассказал присутствующим о расстреле Николая II и его семьи.
Расположение Казанского собора и как добраться
Казанский собор в Москве высится на Никольской улице, строение 3.
Добраться до храма возможно несколькими способами:
Вид транспорта | Маршрут |
Метро | Остановки: Охотный ряд, Театральная, Площадь революции |
До узловой развязки: Библиотека имени Ленина, Боровицкая, Арбатская, Александровский сад | |
Автобус | № 101, 144, К, 904, выход — Манежная площадь |
№ м5, 158 — Красная площадь | |
Личный автомобиль | До платных парковок: Охотный ряд, Главный универмаг Москвы |
История Казанской иконы Божьей Матери
Святая икона Казанской Божьей Матери – почитаемая у православных верующих. Причем чудотворной считают и саму икону, и ее копии. Они распространены по всем приходам мира и особо почитаются христианами.
Икона появилась после неординарного события, произошедшего в XVI в.
Пожар 1579 г. в Казани полностью уничтожил все деревянные дома и постройки. Девочка Матрона увидела странный сон, в котором ей явилась Матерь Божия. Она настойчиво просила Матрону пойти на пожарище и разыскать среди обгоревших бревен икону.
Девочка рассказала матери и отцу о просьбе Богородицы. Родители попросили у священника Ермолая благословения и отправились с дочерью на пепелище. И действительно, под черными остовами досок лежала икона. Она была обмотана тканью вишневого цвета и не тронута пламенем. На деревянной доске увидели изображение Богородицы.
Исцеляющую мощь и силу иконы обнаружили сразу. Ослепшие прозревали, глухие начинали слышать, смертельно больные выздоравливали. Духовные правители Казани поручили мастерам сделать с чудотворной иконы копии. Одну отправили в дар царю Ивану Грозному. Оставшиеся разослали в церкви по всем территориям Руси. Иконы хранились в главных приходах, им поклонялись тысячи верующих.
В честь обретенной иконы строили церкви, часовни, приходы. На месте пепелища, в Казани, возвели православный монастырь. Матрона стала монашкой, и начала служить Богу, назвавшись Маврой. В современное время в православном мире праздник святой иконы отмечают 8 июля.
История строительства
В путеводителе по старой Москве, выпущенном в XVIII в., говорится, что первый собор в память о чудотворной святыне построили у стен Кремля в середине 1625 г. Деньги на возведение храма пожертвовал Дмитрий Пожарский. Изначально здание было деревянным. В тревожное время 30-х гг. Казанская церковь была полностью уничтожена.
Строительство храма
Религиозные и исторические справочники пишут, что Дмитрий Пожарский всегда возил с собой копию святой иконы. После разгрома польских войск он передал реликвию на хранение в приход на улице Лубянка. Затем князь возвел новый собор из дерева, куда и поместил икону. Но церковь просуществовала около 9 лет и была уничтожена пожаром.
На пустом месте в 1636 г. первый из династии Романовых царь Михаил Романов распорядился построить новый собор из камня. По правилам соборной архитектуры того времени, главную колокольню поставили на северо-западной стороне от церкви. Новый храм освятил патриарх Москвы Иоасаф I.
В конце 1647 г. у Казанского собора появилась пристройка — придел имени Варсонифия и Гурия. При освящении придела присутствовал наследник Михаила Романова, будущий правитель России — Алексей Михайлович.
Храм всегда занимал главнейшее место в религиозной жизни прихожан. Церковь любили и почитали как самый известный приход Москвы.
Со временем собор ветшал. И во второй половине XVIII столетия великая княжна Мария Долгорукова пожертвовала личные деньги на реконструкцию храма. Покосившийся придел убрали и построили торговые ряды и лавки. В них продавали свечи, баранки, яблоки, церковные книги.
Через некоторое время оказалось, что разросшаяся торговая улица закрывает храм. Поэтому в первые годы XIX в. низкое строение колокольни убрали и на ее месте выстроили высокую звонницу из двух ярусов.
Вместе с городом и москвичами собор перенес все горести и испытания в период вторжения французских солдат в 1812 г. Стремясь спасти почитаемую икону Казанской Божьей Матери, служитель прихода заранее спрятал святыню. Но чужеземные войска все равно осквернили православную церковь. Солдаты изрубили престол в алтаре и внесли во внутрь убитую лошадь.
Весной 1865 г. здание подверглось изменениям. Русский архитектор и скульптор Николай Козловский сделал чертеж, по которому фасад собора переделали по канонам классического строительства. Колокольня стала выше, добавился третий ярус.
Московские священнослужители и простые верующие-прихожане Казанского собора искренне сожалели о кардинальной перестройке храма. После обновления он потерял изначальную оригинальность, стал таким же, как большинство российских деревенских церквей.
После революции 1917 г. отношение к религии изменилось, стало негативным. Однако службы в Казанской церкви еще продолжались. До середины 1918 г. проповедником в храме был его святейшество Тихон. Именно он поведал верующим о расстреле царя и его семьи. Через несколько месяцев после этого почитаемая святыня – Казанская икона пропала.
1920 г. – знаковое событие в судьбе здания. Признанный реставратор и скульптор Барановский решил обновить фасад, вернуть ему первоначальный вид. Работы велись 9 лет: стены изменились, были отреставрированы полукруглые наружные декоративные элементы – кокошники. Но реконструкция была не закончена потому, что власти приказали снести собор.
Это объяснили тем, что храм мешает проходить торжественным колоннам во время демонстраций и парадов на площади. Барановский успел измерить размеры здания и сделать чертеж. Потом это пригодилось при восстановлении собора.
В середине 1936 г, спустя 3 века после возведения, здание собора разрушили. На пустой площади под руководством проектировщика Бориса Иофана построили революционный павильон. После него на этом месте расположились столовая и туалет.
Возрождение храма
По инициативе организации охраны исторических памятников столицы, собор начали восстанавливать в 1990 г. Казанский собор в Москве возрождали в период с 1990 по 1993 гг. на добровольные взносы верующих и личные сбережения правителей города.
Строительство длилось 3 года. Проект нового здания разработал архитектор Олег Журин. Ему удалось восстановить первоначальный вид здания по старым фотографиям, описаниям и чертежам. Внутри стены расписали по традициям и стилю XIX столетия.
Освятили постройку осенью 1993 г. Возведенный храм стал первым возрожденным в России собором, разрушенным большевиками. В его алтаре хранится особый предмет – образ Казанской Божьей Матери. Храм считают символом героизма, изгнания из Москвы литовских и польских солдат.
Архитектура храма и его внутреннее убранство
Казанский собор в Москве первоначально выглядел как деревянные здания XIV в. Своим видом напоминал строения в Донском монастыре и главную церковь в Рубцовске. Отличался храм от остальных церквей только асимметрией. Целостность композиции нарушал придел, выстроенный с одной стороны здания. Затем пристроили второй придел, и появилась колокольня в виде шатра.
Потом ее сменила колокольня из двух ярусов, а спустя некоторое время – из трех. Верх храма украшали кокошники разных размеров, расположенные в 4 ряда. Маленькие чередовались с большими, тем самым придавая зданию праздничный, нарядный вид. Главный купол собора сверкал золотым покрытием.
В 60-х гг. XIX столетия по инициативе архитектора Козловского фасад вновь изменили. Собор потерял индивидуальность и необычность. Верующие были недовольны видом церкви, писали жалобы верховному духовенству и просили вернуть храму прежний облик. Архитектор и реставратор Петр Барановский возродил утраченный вид собора.
Сейчас здание представляет сооружение в форме квадрата. По верху также размещены кокошники.
На первом этаже множество ложных арок, создающих эффект пространства и легкости. За арками выстроена галерея с крышей для прихожан, не поместившихся в соборе. Стены фасада украшены иконами из мозаики. Справа от главного входа – изображение Казанской Божьей Матери. Слева – Георгия Победоносца.
На своде южной пристройки видим лик великомученика Ермогена, патриарха Москвы в Смутное время. Потолки внутренних помещений расписаны фресками и орнаментами, поясняющими появление чудотворной иконы и рассказывающие о событиях далеких времен.
Святыни
В соборе находятся три важные святыни:
- Казанская икона Божьей Матери – представляет собой изображение Божьей матери с ребенком Иисусом. Считают, что Богоматерь служит связующим звеном между Христом и людьми. Голова женщины немного наклонена к сыну, сам же младенец смотрит прямо. Пальцы правой руки сложены в двуперстие, благословляющее прихожан. Несколько веков назад по великим праздникам икону украшали драгоценными камнями и золотом. В будние дни риза святыни скромнее, но также покрыта жемчугом. Главное значение иконы – явление миру Христа. Праздник святыни отмечают 2 раза: 21 июля, в день явления иконы и 4 ноября, в день изгнания из Москвы поляков в 1612 г.
- Воспитание – икона, изображающая Деву Марию, пришедшая к нам из Византии. Названа так потому, что именно к этому изображению обращались верующие с молитвами и просьбами помочь в отношениях с детьми. На иконе видно Богородицу, держащую левой рукой младенца. Дева в красных одеждах с золотой вышивкой. Иисус одет очень скромно, в плащевидную материю, которую считают будущей плащаницей — символом страдания. Икона помогает в понимании и воспитании детей. Уберегает их от соблазнов, злых людей, обид, жестокости. Укрепляет веру и духовную стойкость. Праздник иконы по церковному календарю отмечают 18 марта.
- Мощевик – в нем лежат мощи 83-х святых: праведников, благоверных князей, равноапостольного царя, мучениц, великомучеников, блаженных. Мощи считаются святыми потому, что после смерти эти люди были прославлены Богом. Верующие ощущают их постоянное присутствие в религиозном мире. После молитв возле мощевика уходят болезни, неприятности, наступает просветление и благодать.
Современное состояние собора и режим посещения
Сегодня Казанский собор предстает перед прихожанами во всей красе. Он восстановлен окончательно и выглядит, как в 1625 г. Ежедневно его посещают верующие, паломники, путешественники и туристы. В субботу, воскресенье и дни христианских праздников в соборе идут службы, литургии. Проводятся причастия и крещения.
Храм открыт:
- все дни недели с 8.00 – 20.00;
- службы проходят в выходные с 9.00;
- беседы с желающими принять крещение проводят по субботам в 15.00.
Сравнительно небольшой, но очень уютный Казанский собор на Красной площади в Москве привлекает людей, проходящих мимо. Его величавое спокойствие располагает к раздумьям, размышлениям и молитвам. Внутри всегда тихо, умиротворенно. Он стал символом тяжелой, смертоносной борьбы русских воинов за независимость и свободу России.
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о Храме казанской Иконы Божией матери
История возникновения храма казанской Иконы Божией матери: