ГИМ в настоящее время значится одним из самых крупных музеев России. Его экспозиция представляет собой более 20 тысяч предметов воинской славы, быта и жизни Государства Российского от древних времен до современности, выставленных в 40 залах. Фонды музея насчитывают свыше 5 млн. экспонатов и 15 млн. писем и исторической документации.
Адрес Государственного исторического музея в Москве
Адрес музея: Красная Площадь, 1.
Как добраться на машине, общественном транспорте
На метро: станции | Охотный ряд (Сокольническая линия), Александровский сад (Филевская линия), Театральная (Замоскворецкая линия). |
На автобусе: маршруты |
|
На машине: улицы |
|
История музея
Промышленная выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения первого российского императора — на которой также были выставлены трофеи, привезенные с Крымской войны — явилась стимулом для осуществления мысли, несколько лет обсуждаемой в кругах ученой знати. Граф Уваров А.С. предлагал организовать выставку о жизни народа до Петра I в рисунках.
Цесаревич Александр, посетив Данию и музей древности в бывшей резиденции короля, загорелся идеей основать в России что-то похожее, а по возвращении всерьез занялся археологическими исследованиями.
Генерал-майор Николай Чепелевский, читавший публичные лекции об обороне Севастополя, так же долгие годы вынашивал идею об организации места, где не только хранились бы выставочные экспонаты, но и постоянно проводились бы работы по сбору нового материала. В январе 1872 года, на одном из приемов, Цесаревич Александр получил записку от Чепелевского, с прошением об обосновании галереи.
Великий князь с энтузиазмом отнесся к идее устройства подобного места, которое может посетить каждый и убедиться, что не вчера появился человек разумный на земле русской. В феврале Александр Александрович передал прошение императору, который оформил указ об основании музея.
По указанию Александра II организовали комитет, который возглавил Уваров. В состав комиссии вошли выдающиеся историки, такие как Василий Ключевский, Иван Забелин, Дмитрий Иловайский. Алексей Сергеевич Уваров разработал и представил в августе 1874 года Устав музея, где упорядочивал все моменты, связанные с расширением фонда и хранением экспонатов.
В начале 1875 года комитетом обнародованы условия конкурса для архитекторов на разработки возведения здания музея. Будущий музей планировался в раннем русском стиле и должен был дополнить общую архитектурную композицию.
В августе этого же года был принят проект «Отечество», разработанный Шервудом и Семеновым. Отлично разработанный план строительства был усилен различными пояснениями и поражал членов комиссии основательностью и силой познаний русской архитектуры.
Начиная разрабатывать строительство музея Уваров и его подручные, полагали, что это будет общественное место, построенное на благотворительные взносы. Но сбор средств провалился, и пришлось взять ссуду более миллиона руб.
Концепция музея
Государственный Исторический Музей через год после подписания указа о его создании определил центральную концепцию — показать посетителям историю родины в главных эпохах.
Хотя разногласия не прекращались до окончания строительства: Уваров и Забелин утверждали, что ключевым элементом экспозиции должны стать подлинные экспонаты; Шервуд рекомендовал представлять также картины и другие работы современников на темы истории. Чепелевский же предлагал основную экспозицию посвятить воинской славе.
Строительство
Торжественная закладка первого камня проводилась 1 сентября 1875 года, император лично присутствовал на церемонии. Изначально полагалось возведение около кремлевской стены, но в апреле 1874 года ученая комиссия получила под ГИМ территорию, где ранее располагался Земской Приказ.
Строительство длилось 6 лет. В 1879 году стройку приостановили — не хватало финансов, но в 1881, после получения кредита, удалось завершить постройку ратуши.
Архитектор и архитектура здания
Владимир Шервуд разрабатывал проект в течение семи лет, постоянно меняя и дополняя концепцию архитектуры и наружного оформления. Особенно Шервуд обращал внимание на фасад, обращенный к собору Василия Блаженного.
По задумке общий вид здания должен был соответствовать стилю русского зодчества: непременно наличествовать кокошники, ширинки, шатры и другие составляющие. Владимир Осипович переделывал готовый проект четырежды, пока не разработал идеальный вариант. В 1878 году Шервуд прекратил возглавлять строительство, на этом посту его сменил А. П. Попов.
Внутреннюю планировку здания ГИМ разрабатывал Анатолий Александрович Семенов, по образованию военный инженер.
Строительство велось новаторски – впервые для каменной кладки использовался цемент, перекрытия изготавливались из металла, также ратуша оборудовалась воздуховодами и водостоками. А.А. Семенов четко следил за выполнением работ и лично отбирал материалы для стройки. Под его руководством трудилось более 250-ти каменщиков и около 400 подсобных рабочих.
Александр Протогенович Попов завершал наружную и внутреннюю отделку здания. На башнях он установил геральдические символы Романовых, на 4 поместил двуглавых орлов. Позолоченные скульптуры выполнены по его эскизам особым образом, для лучшего обзора с Манежной и Красной площадей – они поворачиваются к ветру не ребром, а широкой стороной.
Также башенки ГИМ украшают позолоченные единороги, борющиеся со львами. Под руководством Попова проведены художественные работы в помещениях. Для оформления приглашались известные художники Айвазовский, Репин, Серов, Васнецов и другие.
Интерьер
К открытию музея 11 залов были полностью обустроены. Последующее оформление велось на протяжении десятков лет, сейчас выставочных залов 40. Вся архитектура здания и внутреннее исполнение элементами скопировано с существующих на момент строительства памятников архитектуры, храмов и соборов.
Первоначально предполагалось оформление комнат в духе эпох, соответственно названию и экспозиции, выставленной в нем. Эта идея была уникальной для Российской империи. Помещения внутри ГИМ следуют друг за другом, в стиле анфилады. Залы плавно проводят посетителей хронологически – начиная от эпохи палеолита и завершаясь новой историей.
Двери изготавливались специально в мастерских Полякова из сосен и дубов, там же изготавливались двойные витрины для экспонатов. Артель Седова предоставила мастеров для мозаичных работ с полами на первом этаже. А.П. Попов разработал дизайн окон, они похожи на слюдяные переплетения древних русских теремов, и мебели. Помещения ГИМ украшают арки, колонны, уникальные лепнина и росписи.
Встречают гостей Парадные Сени. Стены, расписанные в древнерусском стиле, два ряда колонн по краям зала, образуют собой коридор, своды которого украшены гербами 78 губерний, входящих в состав Российской Империи.
Свод Сеней украшает генеалогическое древо, вмещающее 68 правителей, Рюриковичей и Романовых. В основании изображены княгиня Ольга и князь Владимир, завершают родословную портреты императорской четы: Александр III и Мария Федоровна. Генеалогическое древо не отражает полностью всех правителей, занимавших престол – в нем указаны только те, кто внес наибольший вклад в историю и развитие Руси.
Парадный вход, который сегодня используется редко, с внутренней стороны здания украшает резной деревянный портал. При главной лестнице из каррарского мрамора установлены бронзовые львы, держащие щиты с вензелями Александра II и Александра III. С 1875 года главные идейные вдохновители проекта Уваров и Забелин начали сбор экспонатов и предметов культурного наследия для выставок.
Граф Уваров разыскивал и приобретал по всей империи уникальные предметы старины, они сами внесли немалый вклад в собрание коллекций из личного имущества, и показали пример многим дворянским фамилиям. Так Оболенские, Голицыны, Кропоткины, Щербатые одни из первых передали часть фамильных ценностей в коллекцию ГИМ.
В 1881 году, через несколько месяцев после вступления на престол, Александр III подписал указ о государственном финансировании музея. Тогда же император назначил графа Уварова директором, а князя Сергея Александровича председателем.
Открытие музея
Так как отделочные работы не были закончены, то официального торжественного открытия не проводилось. В конце мая 1883 года музей впервые посетила августейшая чета. Получив одобрение Александра III, устроители пригласили митрополита освятить здание, и 2 июня музей открылся для широкой публики. 11 готовых залов представляли Русь с древних времен до XIII века.
Уваров скончался через год после открытия ГИМ и фактическим директором стал Забелин.
По его настоянию в 1887 году Министерство финансов выделило ежегодную субсидию в размере 10 тысяч рублей для увеличения музейного фонда и проведения исследовательской деятельности.
При Забелине подготовлено и введено в эксплуатацию еще 10 залов первого этажа, помимо этого Иван Егорович регулировал штатные и финансовые дела.
Вплоть до своей смерти, в 1908 году, Забелин занимался организационными и правовыми вопросами, упорядочивал жизнь музея, собирал экспонаты для коллекции и исследовательский материал.
Многие знаменитые фамилии передавали в дар и на хранение музею свои коллекции, так вдова Тургенева передала все рукописи и материалы мужа. Многие купцы, художники и ученые являлись наполнителями коллекции ГИМ. Самый примечательный подарок сделал купец-меценат П. И. Щукин, передавший свое собрание, насчитывающее более 300 тысяч экспонатов.
В 1912 году была устроена выставка, посвященная столетию победы над Наполеном. Для ее организации были собраны экспонаты со всех уголков империи. Большинство предметов так и осталось храниться в музее.
При проектировке Шервуд не рассчитывал, что будут необходимы большие запасники, поэтому уже в начале XX века хранилища не вмещали огромный фонд музея. Многие предметы хранились в ненадлежащих условиях. Это и явилось одним из оснований присоединить к ГИМ ратуши городской думы и Губернского правления. Окончательное принятие решения было отложено из-за начала Октябрьской революции.
История после революции
С 1917 года многие предметы музея подверглись риску быть уничтоженными. Новая власть организовала специальный комитет по выявлению и уничтожению антисоветских ценностей.
Тем не менее, за первые годы Советов коллекция предметов увеличилась более, чем в два раза, и продолжала расти за счет расформированных музеев, разоренных церквей и усадьб. За 5 лет официальное название менялось дважды, в 1921 году музею присвоили имя – Государственный Исторический Музей.
Возле здания регулярно проходили митинги и стычки. О самом первом сражении, революционеров-двинцев с юнкерами, установлена мемориальная табличка на стене ГИМ.
С 1922 года к музею начали присоединять филиалы, в том числе Дом Боярского быта, Собор Василия Блаженного, Усадьбу Коломенское и другие исторические объекты. Работу музея переориентировали, ученые были вынуждены заниматься коммунистической пропагандой.
В 1936 году было принято решение о переоформлении внутреннего убранства музея в честь 20-летия революции. Архитекторы получили задание убрать все элементы царской России, в результате чего были полностью переделаны Парадные Сени и залы, посвященные княжению и царствованию на Руси.
В Сенях были полностью перекрашены стены и забелены своды, по всему зданию отломана уникальная лепнина, с башен сняты и переплавлены геральдические символы. Многие элементы декора утрачены безвозвратно.
Государственный Исторический Музей с 1937 года снова начал заниматься научными исследованиями. К этому времени было открыто 28 выставочных комнат, охватывающих историю до XVII века.
Послевоенные годы
Сразу же после начала Великой Отечественной Войны самые ценные экспонаты были перевезены, изначально на Волгу, а затем в Казахстан, где и находились до победы. Сама галерея продолжала работать и за все время борьбы с фашизмом закрывала свои двери на 8 дней только раз – в следствии бомбежки осенью 1941 года появился разлом в основании здания и разбилось несколько оконных стекол.
В 1942 году, по горячим следам, открылась выставка, занимающая 3 зала, посвященная осаде Москвы фашистской Германией. В 1943 году экспозиция занимала уже 6 помещений и посвящалась сопротивлению немцам с княжения Юрием Долгоруким по настоящее время. Более 12 тыс. экземпляров и военных трофеев, а также писем и исторических документов было собрано за время войны.
К 1957 году открыли залы на втором этаже музея. Общая экспозиция охватывала историю Российского Государства от древнейших времен до 1917 года.
В 1963 году количество экспозиционных залов составляло уже 37, большая часть комнат второго этажа использовалась для тематических коммунистических выставок. Велись научно-исследовательские работы, музей был признан крупнейшим музееведческим центром СССР.
История после распада СССР
В начале 80-х годов остро встал вопрос о реставрации и реорганизации Государственного Исторического Музея, здание не обновлялось сто лет. Каждый год происходило около 15-ти аварий, связанных с нарушением и износом коммуникационных сетей.
В 1981 году выделили бюджетные средства на капитальный ремонт ГИМ. В течение последующих 5 лет коллекция переправлялась в филиалы, и в 1986 году музей закрыли на реставрацию. Однако деятельность на время ремонта не была остановлена – руководство организовывало тематические выставки, проходящие в различных городах России и зарубежья.
В здании на Красной Площади проводились масштабные инженерно-технические работы, направленные в первую очередь на улучшение сохранности древних и ценных экспонатов. Также, на основании подлинных записей и документов, внутренней отделке был предан первоначальный, дореволюционный вид.
Некоторые элементы декора удалось сохранить, их вернули на свои места, утраченные безвозвратно изготавливались заново, руководствуясь записями из архива. В 1997 году вновь отлили и установили двуглавых орлов. Подлинные фигуры львов и единорогов вернули в 2002 году.
Государственный Исторический Музей в 1997 году открыл свои двери посетителям в таком же виде, как и проецировался изначально. Для экскурсий были предоставлены 8 экспозиционных и 3 выставочных зала. В начале XXI века во владение музея переданы ближайшие здания, в которых организованы постоянные выставочные экспозиции.
Деятельность музея сегодня
В настоящее время центральное здание ГИМ ежегодно посещают более миллиона гостей. В штате насчитываются более 800 сотрудников. Музей продолжает научно-исследовательскую и просветительную деятельность. Организованы около двух десятков различных клубов и кружков, которые посещают почти 700 детей.
Ежегодно на стажировку принимаются около 1000 студентов со всех регионов России и зарубежья. Каждый день читаются по несколько лекций и семинаров, проводятся десятки экскурсий. Благодаря использованию библиотеки ГИМ и его читальных залов, ежегодно пишутся тысячи научных и исторических работ.
Еще в начале 90-х годов прошлого века были разработаны несколько настольных и электронных интеллектуальных игр, в которые до сих пор играют дети и взрослые. В соответствии с современными технологиями сегодня в музее активно используется аудиогид, а также в каждом зале находятся интерактивные информационные стойки.
С 2016 года музейную экспозицию можно увидеть, посетив виртуальный тур на сайте ГИМ.
Режим работы
Музей открыт для посещения ежедневно, кроме вторника. В будни с 10:00 до 18:00, в субботу и воскресенье с 11:00 до 20:00. Во время каникул Государственный Исторический музей работает без выходных. Санитарный день — первый понедельник месяца. Касса прекращает работу за час до закрытия ГИМ.
Залы музея
Наиболее богатую отделку и декорирования получили литерные залы и залы первого этажа. Убранство этих помещений является произведением искусства и культурным наследием. Каждая из комнат несет в себе мотивы памятников архитектуры, некоторые из которых не подлежат восстановлению.
Залы первого этажа
Зал древнего каменного века, или нижнего палеолита является начальным элементом экскурсионной программы. В нем представлены макеты человеческих голов, выполненные на основании материалов, полученных при раскопках. Стену украшает полотно, на котором предполагается вид России 30000 лет назад. Также в зале выставлены останки древних животных и орудия труда.
Следующий зал представляет начальный первобытно-общинный строй. Под потолком круглого зала расположен легендарный фриз Васнецова «Ледниковый период». Для создания этой картины была построена специальная мастерская, а позировали художнику многие представители дворянских фамилий.
Полотно изображает жизнь первобытных людей, в том представлении, какое было у историков. Также выставлены в этом зале подлинные бивни мамонта, копии пещерной живописи и предметы, обнаруженные на первобытных стоянках людей. Ключевой фигурой экспозиции является захоронение, найденное на реке Сунгирь.
Девочка и мальчик лежат в одну линию, соприкасаясь головами. С Сунгирским погребением связано много загадок и оно не исследовано окончательно. Достоверно известно, что это единственное найденное захоронение в подобном роде.
Центром выставки 3-го зала, отражающим эпоху нового каменного века, является выполненный из цельного ствола челн. Лодка, найденная в верховье Дона, была изготовлена более 5 тыс. лет назад из дуба.
Она сохранилась без повреждений, в результате того, что пролежала на дне несколько тысяч лет без доступа воздуха. В зале представлены элементы орудий для охоты, наконечники копий, каменные рыболовные крючки и первая глиняная посуда. Представлена копия древнего идола, найденного на месте святилища.
Зал No4 посвящен бронзовому веку. В центре зала стоит дольмен «Колихо», найденный в Адыгее. Дольмен весит более 7 тонн, и для его установки в музее потребовалось специально укреплять перекрытия. Место массового мумифицированного захоронения было найдено случайно – неожиданно открылось после оползня.
В нем найдено более 70-ти мумий, которые сейчас находятся в Санкт-Петербурге. Помимо дольмена, в зале бронзового века можно рассмотреть Бородинский клад и предметы, найденные в Майкопском захоронении.
Ключевым экспонатом 5-го, скифского зала, выставлены оленные камни – устанавливающиеся на местах погребения в Забайкалье и Алтае. В зале можно рассмотреть коллекцию Кобанской культуры и предметы, найденные в захоронении скифского царя.
Следующий зал посвящен восточной Европе. В центре располагается мраморный саркофаг, найденный в Краснодарском крае. Также представлена экспозиция, найденная при раскопках в Крыму.
7-й зал изначально был посвящен эпохе Древней Руси, о чем свидетельствуют характерные росписи стен, но в настоящее время экспозиция посвящена Великому Переселению Народов. Здесь собрана большая коллекция предметов и карт, обнаруженных на местах стоянок переселенцев.
8-й зал отображает эпоху зарождения Древнерусского Государства. Стены зала украшают 2 полотна Генриха Семирадского: «Похороны руса» и «Ночное жертвоприношение». Картины насыщенно отражают традиции и ритуалы народа в момент становления Руси. В этом зале помещены предметы, принадлежащие первым княжеским дружинам; украшения и предметы финно-угорского быта.
Следующий зал продолжает отражать становление Древнерусского Государства и наглядно свидетельствует активный рост городов. Так в одной из витрин реконструирован дом жителя Новгорода, а центральная витрина представляет торговые отношения того времени.
Зал № 10 изображает жизнь народа в эпоху феодальной раздробленности. Ключевой скульптурой является Половецкая Баба – каменная скульптура идола.
11-й зал посвящен культуре Древней Руси. Главный экспонат представлен в центре зала – Евангелие князя Мстислава, его написание датируется 1117 годом. Также в этом зале примечательна копия Южных Врат Рождественского Собора.
12-й зал посвящен Монгольскому Нашествию на Русь и борьбе с захватчиками. Представлены предметы быта и оружие. Левую стену занимает художественная карта, отражающая масштаб монгольских походов и завоеваний.
Следующий зал называется «Московским» и отражает становление Московского Княжества над остальными, и как результат – образование Российского Государства.
Зал № 14 наглядно иллюстрирует состояние русской культуры в XIV-XVI вв. В это время активно развивается иконопись. В экспозиции представлены рукописные книги, уникальные вышивки и иконы.
15-й зал отображает быт города и деревни в XVI-XVII вв. Примечательно, что здесь впервые представлены элементы одежды женщин допетровских времен.
В 16-м зале выставлены предметы ремесла и торговли того же времени, представлены собирательные образы мастерских и лавок. Экспозиция 17-го зала посвящена освоению Сибири. Там же расположен костюм первых русских мореходов, найденный на полуострове Таймыр. Собранные в 18-м зале экспонаты в большинстве своем подлинные и показывают убранство и предметы быта Государева Двора.
19-й зал освещает состояние Русской Православной Церкви в XVI-XVII вв. С одной стороны следующего зала так же находятся иконы того времени, а с другой стороны – гигантский глобус, привезенный Петром I из Голландии. Подобное оформление зала символизирует противостояние религии и науки.
Последний зал первого этажа посвящен внешней политике и воинской подготовке того времени. В зале No21 представлены элементы вооружения и одежды стрелецкого войска.
Залы второго этажа
Государственный Исторический Музей на втором этаже вмещает выставочные залы, с 25-го по 36-й. Так как оформлялись они во времена Советской власти декор очень выдержанный. Экспозиция в этих комнатах начинается с описания жизни при Петре I и в хронологическом порядке охватывает предметы жизни и культуры при следующих императорах.
Литерные залы
Литерные залы ГИМ выставляют изделия из золота в различных его применениях. Первый зал (А) представляет коллекцию церковного и религиозного убранства из золота и драгоценных камней.
Второй зал (Б) показывает драгоценный металл, как символ власти – экспозицию составляют монеты, ордена, самородки, а также эталоны веса и длины. В третьем литерном зале (В) золотом описывается роскошь богатство, здесь демонстрируются ювелирные изделия от древнейших времен до начала ХХ века.
Экспонаты музея
Коллекционный фонд музея продолжает пополняться и в наши дни. Ежегодно, благодаря частным дарителям и археологам, собрание экспонатов увеличивается на 10-15 тысяч единиц. Для сохранности предметов в музее выдерживается подходящая для хранения экспонатов влажность и температура.
Научно-хранительские отделы
С 1914 года подписан приказ о разделении музея на отделы. Этой структуры придерживались и все последующие годы существования музея.
На настоящий момент ГИМ разделяют на:
- Отдел изобразительных материалов.
- Картографический отдел.
- Отдел оружия.
- Отдел археологических памятников.
- Отдел металлов и современных синтетических материалов.
- Отдел тканей и костюма.
- Отдел книжного фонда.
- Отдел дерева и мебели.
- Отдел нумизматики.
- Отдел древнерусской живописи.
- Отдел рукописей и старопечатных книг.
- Отдел драгоценных металлов.
- Отдел письменных источников.
- Отдел керамики и стекла.
События в музее
Государственный Исторический Музей в 2022 году празднует 150-летний юбилей, планируется открыть филиал-хранилище в Новой Москве. Музей регулярно устраивает тематические выставки, которые проводит во многих городах России и за рубежом.
Цены детских и взрослых билетов
- Взрослые – 400 руб.
- Студенты – 150 руб.
- Пенсионеры – 150 руб.
- Семейный – 600 руб.
- Дети до 16 лет – бесплатно.
Государственный Музей следует непременно посетить, находясь в Москве. Каждый человек хочет знать больше об истории своей родины, и музеи помогают приобрести эти знания, раскрывая от первого лица все тайны и загадки прошлого.
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео про ГИМ в Москве
Документальный фильм о ГИМе: