Среди имеющихся в России 190 национальностей сходство языковых характеристик выделяет в особую группу финно-угорские народы. В мире насчитывается 25-27 млн. представителей финно-угорских народов, из них около 3 млн. человек проживает в России.
Общая характеристика
Угро-финны являются языковой группой, в которую входят финно-пермские и угорские народы.
К финно-пермской группе народов этнографы причисляют:
- Прибалтийско-финские народы. В них входят финны, карелы, эстонцы, вепсы, ливы, водь, ижора.
- Саамская. Состоит из саамов.
- Волжско-финская. Включает мордву и марийцев.
- Пермская. Входят зыряне, коми-пермяки, удмурты.
К угорской группе причислены венгры, манси, ханты. Представители финно-угорской группы проживают в Западной Сибири и в Европе.
Ученые не пришли к единому мнению о происхождении финно-угорских народов. В научных кругах преобладает версия, что финно-угры населяли леса Предуралья, Урала и Западной Сибири 5000-8000 лет назад, занимаясь собирательством, рыболовством и охотой. Постепенно взаимодействуя с инодоевропейцами и ариями, финно-угорские народы познакомились с земледелием и скотоводством.
3000-4000 лет назад финно-угорские племена расселились до территории Прибалтики и Скандинавии, в это же время начинается выделение прибалтийских и саамских языков в отдельные группы.
Ко II в. н. э. возросшая численность финно-угорских народов привела к разделению на финно-пермскую и угорскую группы. Чуть позже финно-пермская группа разделилась на 3 языковые подгруппы в зависимости от ареала проживания – прибалтийскую, волжскую и пермскую.
Среди народов финно-угорской группы не прослеживаются общие внешние признаки, напротив, им присущи как монголоидные, так и европеоидные черты.
С X-XI в. финно-угорские народы входят в состав средневековых государств (Булгария, Швеция, Русь) и начинают ассимилировать с преобладающими народами. С XI в. начинается христианизация финно-угров, одновременно развивается их письменность.
Однако ряд народов сохранил общинную религию, веря в связь с природой и духов. Финно-угры не строили святилища, а в качестве культовых мест использовали скалы с нанесенными на них петроглифами и рощи.
Считается, что все финно-угорские языки восходят к прафинноугорскому языку. Древнейшим памятником является текст, написанный латиницей на уральском и венгерском языках в XII в. Однако только в XIX в. лингвисты подтвердили единство языков финно-угорских народов.
Финно-угорские народы России насчитывают от 2,3 до 3,7 млн. человек.
Наибольшее количество составляют такие группы:
- мордва (свыше 740 тыс.);
- марийцы (550 тыс.);
- удмурты (550 тыс.);
- коми (320 тыс.);
- карелы и вепсы (65 тыс.);
- ханты (30 тыс.);
- финны (20 тыс.);
- эстонцы (17 тыс.);
- манси (12 тыс.).
Также на территории России проживают венгры, бесермяне, саамы, ижора.
Распределение финно-угорских народов в России представлено следующим образом:
Территория | Народ | Количество человек | % от всего населения РФ | % от населения региона |
Мордовия | Мокшане, эрзя | 534 тыс. | 0,36% | 42% |
Марий Эл | Луговые и горные марийцы | 423 тыс. | 0,29% | 87% |
Удмуртия | Удмурты | 386 тыс. | 0,26% | 28% |
Республика Коми | Коми-зыряне | 137 тыс. | 0,09% | 24% |
Пермский край | Коми-пермяки | 55 тыс. | 0,04% | 59% |
Карелия | Карелы, вепсы, финны | 44 тыс. | 0,03% | 9% |
Тюменская область | Манси, ханты | 43 тыс. | 0,03% | 2% |
По данным переписи населения, проведенной в 2021 г., в России проживают эстонцы (около 8 тыс. человек), финны (7,7 тыс. человек), саамы и венгры (по 1,5 тыс. человек).
Финно-пермская группа
Группа относится к уральской языковой семье. Лингвисты полагают, что около 4 тыс. лет назад языки разделились на подгруппы.
Прибалтийско-финская подгруппа
Финно-угорские народы России представлены карелами и вепсами, которые населяют Республику Карелию и Ленинградскую область. Также в эту группу входят 8 тыс. эстонцев, 8,2 тыс. финнов, и малочисленные народы ижора, водь, сету.
Народ сету, или чудь, исторически заселял Псковскую область и юго-восток Эстонии. Считающие себя сету 234 гражданина России проживают в Псковской области. В деревнях Обиница и Сигово находятся усадьбы-музеи крестьянского быта сету.
Водь известна по летописным свидетельствам с XI в., сначала вступив в противоборство с Новгородом, а затем войдя в состав республики как Водская пятина. Сейчас в деревнях Ленинградской области проживает около 100 человек, называющих себя вожанами.
В д. Лужицы есть музей водской культуры, ежегодно проводится праздник Лужицкая складчина. Чтобы сохранить язык води, в д. Краколье летом открывается школа водского языка, создаются кукольные спектакли и мультфильмы.
Самым многочисленным народом прибалтийско-финской подгруппы являются карелы, которых насчитывается свыше 32 тыс. человек, к ним близки вепсы (4500 человек) и ижора (210 человек). Большинство проживает в Петрозаводске.
В карельском языке насчитывается 3 диалекта, различающихся между собой:
- карельский;
- олонецкий;
- людиковский, близкий к вепсскому.
На карельском языке был создан устный поэтический эпос «Калевала», записанный в конце XIX в. Сейчас карельский, а также вепсский и финский языки пользуются поддержкой государства: в республике карельский и вепсский являются официальными, желающие могут обучаться на этих языках, выпускаются книги и периодика.
Народную музыку карелов и вепсов можно услышать в исполнении ансамбля «Кантале» (Петрозаводск), при ансамбле открыта школа по обучению игре на национальных инструментах.
В Национальном театре Карелии идут спектакли на финском, вепсском, карельском и русском языках. А в любой пекарне можно приобрести популярные национальные пирожки «калитки», изготовленные из ржаного теста.
В этнографических музеях, расположенных в Шелтозере, Кондопоге, Керети, представлена культура карелов и вепсов. Музеи расположены в традиционных деревянных срубах, украшенных орнаментами и резьбой, в них проходят костюмированные представления и мастер-классы.
Тесно связана с именем св. Александра Свирского, вепса по происхождению, история Валаамского монастыря. Карелы, ижора, водь и вепсы приняли христианство уже в XII в.
Саамская подгруппа
Саамы, или лопари, являются одним из малочисленных народов Севера. Около 1,5 тысяч саамов проживает на Кольском полуострове, занимаясь как традиционными промыслами (охота, рыболовство, оленеводство), так и современной деятельностью.
Саамы сохранили отличительные внешние черты, присущие финским народам: у них светлая кожа и светлые глаза, высокий лоб, короткая нижняя часть лица. Саамы отличаются невысоким ростом.
Занимающиеся промыслами саамы предпочитают жить в традиционных жилищах — вежах. Вежи представляют собой сложенные из 6-8 шестов шатры, покрытые шкурами и дерном. Складной шатер саамов называется кувакса.
Язык саамов выделен в особую группу, т.к. большая часть его лексики не имеет аналогов в других финно-угорских языках и осталась от древнейших обитателей северного региона Европы. Основа саамского языка распалась на диалекты западной и восточной группы.
Разница между ними значительна, и некоторые лингвисты считают их отдельными языками. В России распространены 4 диалекта восточной группы.
Большинство саамов используют кильдинский язык, от 2 до 20 человек говорят на бабинском, терско-саамском и колтта-саамском диалектах. В 1934 г. впервые был создан алфавит. Саамский язык преподают в некоторых учебных заведениях Мурманской области.
Саамы компактно населяют Ловозерский район Мурманской области, где их статус коренного народа закреплен официально. Село Ловозеро считается столицей саамов, здесь открыт культурный центр и музей, проходят фестивали и праздники.
Саамы отмечают праздник Полярной ночи и День Чистого снега. Осенью и зимой проводятся спортивные Саамские игры, где участники соревнуются, забрасывая аркан, прыгая через нарты и бегая на снегоступах и лыжах.
Главный праздник – День саамов — проводится в феврале во всей Мурманской области. В с. Ловозеро в этот день шаман зажигает Костер единения, куда бросают записки с пожеланиями.
Волжско-финская подгруппа
Финно-угорские народы России – это занимающие по численности 9 место в стране мордва и марийцы. Считающих себя мордвой в России насчитывается около 500 тыс. человек.
Однако мордва – это внешнее название этнической общности, которая делится на этнографические группы эрзя и мокша, каждая со своим самосознанием, языковыми традициями и антропологическими особенностями. Внешне мордва-мокша характеризуется субуральским типом внешности, тогда как эрзя относятся к балтийской расе.
Сейчас мордва проживает преимущественно в Республике Мордовия, причем запад и центр региона населен мокшанами, а восток – эрзянами. В республике официально признаны эрзянский и мокшанский языки. Также мордва рассредоточена по соседним областям Поволжья.
Пранарод эрзя и мокша сформировался в бассейнах Суры, Оки и Волги в VII в. до н. э.- II в. н. э. К V-IX в. древнемордовское население разделилось по территориальному признаку, что привело к появлению народов эрзя и мокша, говорящих на разных языках.
В языке мокши преобладают заимствования из чувашского, а в эрзя – из русского, при этом оба наречия имеют множество говоров и диалектов.
В XVIII в. на основе кириллицы была создана мордовская письменность. Представители мордвы в большинстве православные, часть эрзян придерживаются двоеверия, сохраняя языческие традиции.
Среди мордвы выделяют этнографическую группу мокшан, которых насчитывается около 12 тыс. человек. Еще одним отдельным этносом являются каратаи, населяющие Камско-Устьинский район Татарстана, они говорят на татарском языке с мокшанской лексикой.
Среди эрзи выделяют проживающих в западной части Мордовии этнографическую группу шокша, которая сформировалась в XVI—XVII в. под влиянием окружающих народов.
Долгие годы бытовые традиции эрзи и мокши различались, при этом культура мокши была близка марийцам, а эрзи – финнам. Различия касались и одежды: мокшанки носили штаны и рубахи, на голову надевали скрученный в чалму платок. У эрязнок было принято надевать длинную рубашку и кафтан-шушпан, на голову — кокошник.
Сейчас Мордовия считается культурным центром финно-угорского мира. Здесь сохраняют традиции плетения из бересты и лозы, резьбы по дереву. В селах и городах Мордовии проводят национальные, гастрономические и музыкальные праздники, один из самых популярных – фольклорный фестиваль «Шумбрат».
В г. Саранск открыт этнографический музей «Мордовское подворье», а в д. Подлесная Тавла – музей эрзянского духовного лидера В. Ромашкина.
Финно-угорские народы России также включают марийцев, или черемисов. Большинство из 420 тыс. марийцев проживает в Республике Марий Эл и в северной части Башкортостана.
По территориальному и языковому признакам среди марийцев выделяют 4 группы:
- луговые;
- горные;
- северо-западные;
- восточные.
Существуют 3 диалекта: луговосточный, горномарийский и северо-западный.
Марийские племена сформировались в I тыс. н. э. в бассейнах рек Ветлуга, Унжа, на правом берегу Волги. Впоследствии марийские земли входили в состав Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства, а после завоевания последнего стали частью Русского царства. С началом христианизации в XVIII в. появляется марийская письменность.
Однако сохранилась традиционная религия марийцев, основанная на почитании природных сил. Часто марийцев называют последними язычниками XXI в. Собрания верующих проводятся в священных рощах. Познакомиться с культурой и бытом марийцев можно в этнокомплексах в с. Шоруньжа, в с. Ким и в г. Козьмодемьянске.
Музеи располагаются в традиционных марийских избах, а посетителям предложат научиться национальной вышивке и лозоплетению.
Марийский язык используется в Республике Марий Эл наравне с русским, на нем выпускают периодику, печатают книги, снимают фильмы.
В Йошкар-Оле регулярно проходят фестивали национальных праздников Шортьол и Угинде пайрем, посвященные урожаю, и связанный с началом сельхозработ Ӱярня. Популярны среди марийцев национальные блюда подкоголь (пирожки) и отварная колбаса шырдан.
Пермская подгруппа
В четвертую подгруппу включают такие народы:
- удмурты (386 тыс. человек);
- коми-зыряне (143 тыс. человек);
- коми-пермяки (55 тыс. человек).
В национальной автономии Республике Удмуртию удмурты, или вотяки, составляют почти 30% населения. Во внешнем облике характерны европеоидные черты, многие имеют рыжие волосы.
Народ является коренным населением в Прикамье и среднем Предуралье, заселив эти территории 6-8 тыс. лет назад. Удмуртский этнос и культура сформировались в X-XII в.
В древности в каждом удмуртском доме имелось святилище духов – куала. Сейчас святилище можно увидеть в этнопарке «Лудорвай». Также удмурты совершали моления в священных рощах, развешивая на ветках подарки духам.
Хотя в XIV в. народ принял православие, однако в культуре присутствуют традиционные обряды. К примеру, перед пасхальными праздниками отмечают Акаяшку — в этот день жертвуют богам домашнюю птицу и стригут овец.
Удмуртский язык делится на 3 наречия: северное, южное и бесермянское. Также лингвисты выделяют в нем 5 территориальных диалектов. Бесермянское наречие отличается заимствованиями из чувашского языка, а в культуре имеется влияния ислама.
Коми, или зыряне, являются коренным народом одноименной республики, всего в России насчитывается 143 тыс. зырян. Со II тыс. до н. э. предки зырян расселялись от Камы на север, взаимодействуя со славянами, вепсами, карелами.
В этносе зырян выделяют этнографические группы:
- ижемцы;
- вымичи;
- верхне- и нижневычегодцы;
- прилузцы;
- удорцы;
- сысольцы;
- печорцы.
Каждой группе соответствует свой диалект, который другие зыряне понимают с трудом. Коми-зырянская лексика сложилась из заимствований из карельского, вепсского, булгарского, иранского, ханты-мансийского. Первая письменность «анбур» появилась в XIV в.
Впоследствии язык перешел на кириллицу, а анбур использовали для секретных посланий как шифр. Зырянский язык является одним из официальных в Республике Коми. Внешне зыряне отличаются высоким ростом, темными глазами и волосами.
Хотя коми приняли христианство с XIV в., коренные жители сохранили древнейшие верования. К примеру, в с. Усть-Цильма отмечают праздники Петровщина и Горка. Масштабно празднуется в Ижевском районе «Луд» — начало сенокоса. Зыряне придерживаются традиционной кухни, популярным блюдом в которой являются пирожки «шаньга».
Численность коми-пермяки, или пермян, составляет 55 тыс. человек, большинство проживает в Коми-Пермяцком округе Пермского края, где коми-пермяцкий язык признан официальным.
Этнос начал складываться в V в. н. э., а с момента вхождения территории коми-пермяков в Московское княжество (XV в.) православные коми быстро обрусели. Исторически занимаются земледелием, рыболовством и охотой. Отдельно выделяют язык язьвинских пермяков.
Угорская группа
Малые народы Севера манси и ханты являются ближайшими языковыми родственниками венгров, создавших национальное государство на Дунае.
Дунайская подгруппа
К финно-угорским народам причисляют венгров, составляющих в России этническое меньшинство. В Краснодарском крае и Республике Коми проживает около 1,4 тыс. венгров.
История венгров началась в Зауралье. Ведя кочевой образ жизни, венгры дистанцировались от языковых родственников манты и ханси и из степей за Уралом перекочевали сначала в Прикамье, а затем на Дунай. В X-XI в. венгры ассимилировали с западными славянами, аварами и валахами, осели, создав Венгерское государство.
Испытав разнообразное влияние, венгерский язык отличается разнообразием тюркизмов и славянизмов. Смешение разных субэтносов привело к образованию внутри венгерской нации множества этнографических и языковых подгрупп.
Обская подгруппа
Ханты и манси населяют Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа Тюменской области, где составляют около 2% населения, также проживают в Томской области. Ханты относятся к монголоидной расе, в их внешности выделяется худощавое телосложение, выступающие на широком лице скулы, расширенный короткий нос и складка во внутреннем уголке глаза.
В России проживает около 31 тыс. представителей малочисленного народа ханси, или остяков. По языковым признакам выделяют северную, южную и восточную группу ханси.
Попытки создать письменность для разнообразных диалектов ханси предпринимались с середины XIX в., в 1933 г. на основе казымского диалекта был создан алфавит. Однако до сих пор литературный язык ханси не сложился, а литературу издают на 4 диалектах.
Ханты занимают бассейн р. Обь и ее притоков, соседствуя с ненцами, коми, эвенками, татарами. Низовья Оби ханси заняли в I тыс. н. э., а уже в XVI в. вошли в состав Московского княжества.
Занимаясь скотоводством, охотой и рыболовством, ханты ведут кочевой образ жизни. В качестве переносных летних жилищ используются юрты и чум, на зиму строятся срубы или полуземлянки.
Среди традиционных промыслов сохранились плетение из бересты и прутьев, резьба по дереву и кости.
Олень имел большое значение в жизни ханси: животное использовали как транспорт, шкуру применяли для пошива одежды и создания жилища. Оленье мясо и рыба составляли основу рациона. Одежду из оленьих шкур ханты богато отделывали орнаментами. Ханты носят удобную для холодного региона обувь: сшитые наружу мехом кисы и унты, где мех находится внутри.
Хотя с XVI в. ханты являются христианами, в народе сохранилась традиция шаманизма. Праздничный календарь хантов связан с культом животных, основной праздник посвящен медведю. Этот комплекс обрядов, игрищ, песен является объектом культурного наследия. Не менее красочны праздники, посвященные Луне или Ворону.
Преимущественно в Тюменской области проживает около 12 тыс. манси, или вогулов. Этнос сложился в результате ассимиляции угорских народов и местных племен, заселявших леса и степи северной части Казахстана и Западной Сибири. Этнографически манси делятся на северную и восточную группы, различающиеся бытовыми и культурными обычаями, а также языковыми особенностями.
В языке манси насчитывается 8-10 диалектов. Обращенные с XVIII в. в православие манси сохраняют веру в шаманов и духов. Одним из почитаемых духов является медведь.
Издавна манси занимались рыболовством, в XIII-XIV в. заимствовали у хантов навыки оленеводства, а в XVI-XVII в. научились у русских земледелию. Часть манси и сейчас придерживается старинных привычек и кочует с оленями. Зимой родственные семьи собирались на постоянные поселения, проживая в срубных домах или избах.
Летом обитали в чумах рядом с местами промыслов. Увидеть традиционные жилища, а также святилище и охотничью тропу можно в музейном комплексе под открытым небом «Торум-Маа».
Финно-угорские народы являются одним из субэтносов в многонациональной России. Представители других национальностей испытывают живой интерес к традициям и культуре финно-угорских народов, поэтому сохранение аутентичности малочисленных и коренных народов является одной из задач государства.
Видео о финно-угорских народах
10 крупнейших финно-угорских народов: