В основе индийской философской и религиозной мысли с древности лежит такое сложное многоаспектное понятие как Дхарма. Часть религии с её богами и ритуалами; часть истории и культуры, отражённая в исторических памятниках и жизненном укладе прошлого и нынешнего; практика в обыденной жизни – всё это Дхарма.
Понятие Дхармы в буддизме и ее виды
Дхарма – это в Древней Индии переводится как «закон» или «учение», «то, что удерживает». В буддизме она и учение, и универсальный закон, механизм, определяющий бытие в целом, и минимальный элемент самого существования.
По индийским преданиям, основы учения сформулировал сам Будда, озвучив их в своей 1-й проповеди перед учениками. Именно эта проповедь легла в основу философско-этнической базы буддизма и получила название поворота колес дхармы.
Дхарма как учение описывает истину и открывает путь к её реализации. Истина в ней понимается как постижение подлинных закономерностей, по которым движется всё в мире – от космических законов, до человеческих горя и радости, достижений и неудач, того, что только кажется случайным.
Продвижение в сторону просветления, избавления от страстей, гнева, зависти, всего, приносящего страдания, – это и есть следование Дхарме. Понимаемая как закон, Дхарма объединяет в себе все аспекты бытия от космических до социальных (правовых, моральных и нравственных).
В более приземлённом аспекте дхарма (в этом случае она обычно пишется со строчной буквы) выступает как любой элементарный предмет, явление, мысль или качество. Успокоение непрерывного потока дхарм и достижение нирваны является одной из целей буддизма.
Дхарма и Карма
Тесно сплетено с Дхармой понятие Кармы. Если первая является универсальным космическим законом, то вторая представляет собой внешнее проявление человека в мире вместе с последствиями всех его поступков. Карма представляет собой индивидуальный закон: то, какие задачи и трудности возникают перед человеком вследствие его личных осознанных решений и действий.
И если Дхарма универсальна и едина, то Карма предполагает определённый баланс: она может быть положительной (хорошие плоды у хороших намерений), либо отрицательной (соответствующее воздаяние для негативных намерений).
Карма связана с индивидуальным выбором и индивидуальной ответственностью за выбор. Следование дхармическому пути предполагает преодоление кармы и нацелено на поддержание и восстановление мирового порядка.
Виды Дхармы
Соответственно многоаспектности понятия, многочисленными оказываются классификации Дхарм.
Так, в одном из учений, 72 элементарных дхармы (понимаемые как элементарные элементы бытия) разделяются по разным основаниям. Выделяют обусловленные, они же изменчивые, зависящие от каких-либо факторов, и необусловленные, постоянные. По включенности в процесс индивидуальных страстей: омрачённые (загрязнённые) и неомрачённые (те, которые не принадлежат обыденному опыту).
Более подробная классификация по стадиям познания истины:
- волнение;
- осознание причины волнения;
- достижение покоя;
- путь или обоснование покоя.
Развёрнутое деление дхарм сразу по трём сущностным аспектам представлено в таблице:
Субъективные или воспринимаемые органами чувств | Объективные или присущие объектам | Воспринимаемые сознанием |
Глаза | Цвет и форма | Осознавание цвета и формы |
Уши | Звучание | Осознавание звука |
Нос | Запах | Осознавание запаха |
Язык | Вкус | Осознавание вкуса |
Органы осязания | Ощущаемое тактильно | Осознавание осязаемого |
Ум или сознание | Внечувственное | Осознавание внечувственного |
Эти мимолётные дхармы непрестанно возникают и прекращаются, образуя весь вещный мир и того, кто его воспринимает.
В более глобальном понимании Дхармы выделяют 4 подраздела в зависимости от того этапа жизненного пути, на котором находится человек:
- Дхарма вселенских законов;
- Дхарма принадлежности к социальной общности;
- Дхарма человека;
- постижение индивидуальной, личной Дхармы.
Кроме того, в кастовом обществе для разных каст будут различные Дхармы: если кшатрию (воину) предписаны честь и доблесть, верность слову и поддержание репутации, то для брахмана (жреца) долгом будут сострадание, учёность, соблюдение обетов.
Бог Дхармы
В индуизме упоминается божество Дхармы – Дхармараджа, или «повелитель закона», который впоследствии сливается с образом бога подземного мира, повелителя мёртвых Ямы. И уже Яма сочетает в себе 2 функции, являясь одновременно персонифицированным космическим законом и «Царём правосудия», тем, кто записывает добро и зло: он закон, и он же судья.
Приписываются в древнеиндийском эпосе Яме и человеческое воплощение, и сыновья, один из которых – Юдхиштхира, «царь справедливости».
В тибетской вариации буддизма Дхармараджа рассматривается как проявление одного из сподвижников Будды Гаутамы, божества, обеспечивающего защиту и покровительство.
Колесо Дхармы
Дхармачакра, оно же «колесо закона» – символ буддизма, одна из его 8 драгоценностей с 8-ю же спицами. Каждая из спиц служит напоминанием этапов восьмеричного Пути, направленного к освобождению от страданий и остановке колеса перерождений.
Этот путь, пройденный Буддой и указанный им другим людям, включает в себя правильное развитие в трёх областях – ума, нравственности и духовной дисциплины.
Развитие происходит по спирали, где одна стадия перетекает в другую, и, как для колеса нужны все спицы, так и правильное поведение невозможно без правильных намерений или воззрений. В истории буддизма упоминается 3 поворота колеса Дхармы в соответствии с 3 циклами проповедей Будды.
Это:
- 4 благородных истины и учение о карме;
- концепция причинности и пустоты;
- учение о Природе Будды и аспектах восьмеричного пути.
Символично колесо Дхармы и для некоторых направлений индуизма и даосизма.
Историческое развитие концепции Дхармы в индуизме
Дхарма – это в Древней Индии основополагающее понятие веры и бытия, которое прошло длительный путь развития. Основы концепции Дхармы обнаруживаются в литературе, начиная с середины 1-го тысячелетия до н. э. В «Ригведе» предшествует идее Дхармы концепция риты – совокупности мировых законов, вселенского миропорядка.
Позже Дхарма перенимает на себя это значение космического закона, позволяющего богам созидать упорядоченность из хаоса.
И уже далее, в Ведах, Упанишадах, эпосе, область действия космической Дхармы расширяется и на мир человеческих законов и взаимоотношений – Дхарма становится моральным и социальным законом, сводом правил поведения, указанием пути к истине и духовному развитию.
Махабхарата фиксирует для Дхармы область действия как в материальном, так и в духовном измерениях. Бхагавадгита разделяет индивидуальную, личную и чужую Дхармы.
Многочисленные тексты формулируют принципы и законы Дхармы, определяют её суть и содержание, порой полемизируя друг с другом. Так, в школе миманса Дхарма может быть познана только через авторитетное наставничество в ведах, тогда как в адвайта-веданте познание является результатом собственных действий и опыта.
Закон и суть Дхармы на примерах
Суть Дхармы – в её всеобщности: она космический закон и истина, она же и путь к истине для каждого человека. Понимание своей Дхармы и следование ей – путь к избавлению от страданий, в этом смысле Дхарма идентична 4-м благородным буддийским истинам.
В числе универсальных законов Дхармы:
- Изучение и соблюдение морально-нравственных норм. Вознаграждение получит тот, кто будет нарабатывать положительную Карму, избегая насилия, лжи, проявлений гнева и жадности, помогая другим и выполняя свои обязанности как члена общества.
- Следование своему предназначению и своей Дхарме. Этот закон может быть нарушен лишь в экстремальных обстоятельствах, когда это необходимо для выживания. Тот, кто проходит чужой путь, вредит сразу двоим: себе, так как не даёт развиться своей подлинной природе и талантам, и другому – не позволяя уже ему решить свои кармические задачи и развить уже его подлинность.
- Упорство на пути вне зависимости от успехов или неудач: прекрасно, если есть поддержка и понимание со стороны близких, но, если её нет, – такова задача индивидуального пути человека на данным момент. Трудности и препятствия, как в любом навыке, лишь тренируют умение следовать Дхарме.
- Дхарма индивидуальна и зависит от характеристик и природы человека, а не от статуса, профессии и тому подобное. Действительно, не всегда человек обладает свободой выбора окружения, обстоятельств, порой ошибается в решениях. Но следование Дхарме представляет собой осознанное намерение, предполагающее познание себя.
- Основа Дхармы состоит в следовании чувству долга, а не поиск сиюминутных вознаграждений и удовольствий. Вознаграждение здесь – сопутствующий фактор: тот, кто нацелен на быстрые улучшения в жизни, вряд ли выберет длительный путь самопознания и самосовершенствования.
- Признание существования Верховного Господа, в руках которого Дхарма каждого человека. Этот закон тесно переплетается с концепцией смирения: для каждого человека есть области, в которых стоит и необходимо проявлять упорство и настойчивость, и есть то, что нужно просто принять.
Увеличивает свои страдания, идя против Дхармы тот, кто выбирает образ жизни и сферу деятельности из соображений престижа, не обращая внимания на то, в чём действительно талантлив, кто ищет удовольствия в ущерб обязанностям, кто избегает ответственности, действуя из прихотей и мимолётных желаний.
Дхарма в современной культуре
Дхарма – это одна из 3-х буддийских драгоценностей в Древней Индии, пребывающая неизменной и в современности.
Следование Дхарме (как совершение верных поступков в правильное время должным образом и с благими намерениями) остаётся вневременной ценностью из-за своей общечеловеческой универсальности. Не только в современной Индии буддизм переживает своё возрождение, но и для всего мира его концепции, сохраняют актуальность.
Уравновешивая постмодернизм с его раздробленностью, отсутствием смысла, отрицанием целеполагания, концепция Дхармы как бы говорит о том, что есть закон, есть правила, есть смысл прикладывать усилия. Жизнь приносит страдания, но существует путь, позволяющий понять их причины и избавиться от них.
Из духовных практик и философии буддизма вырастает такая современная концепция, как осознанность или mindfulness (с соответствующей литературой и даже исследованиями) с позитивными эффектами уменьшения беспокойства, тренировкой внимательности и эмоциональной устойчивости при применении на практике.
Не обходится здесь без перегибов: продвижение Дхармы методами маркетинга, реклама практики медитаций как универсальной панацеи. Здесь открывается опасность отрыва исходного понятия от общей культуры – многовековых практик наставничества, от глубокого изучения основ.
Буддизм и его концепции уже обретают в России свою форму и нюансы, пусть это длительный и не всегда прямолинейный процесс. И здесь благом является возможность соприкоснуться с отражением изначальных концепций во всём их многообразии и полноте в живой культуре современной Индии.
Как постичь свою Дхарму?
Существует несколько источников постижения дхармического пути:
- путь познания, включающий изучение Вед, Упанишад, иной санскритской литературы;
- путь наставничества – не только следование указаниям и наставлениям мудрого учителя, но и наблюдение за образом жизни благих людей и подражание их примеру;
- прочное и осознанное намерение следовать пути Дхармы, без которого невозможно осуществление следующего пункта;
- ежедневная практика и поддержание праведного образа жизни.
Но есть ещё один путь, когда нет возможности найти наставника, изучать книги, когда нет даже знания о концепции Дхармы: хороший человек может следовать собственному внутреннему чувству – голосу совести или нравственности, тому, к чему он чувствует побуждение, что соответствует его внутренней природе и актуальному этапу духовного развития.
Это та самая осознанность, которая важна для постижения индивидуальной Дхармы.
Как практиковать Дхарму в обычной жизни?
Дхарма – это в Древней Индии не только общий закон всего сущего, но и индивидуальный путь человека. Практика дхармического пути в современном мире может казаться непростой задачей. Но она вовсе не требует кардинальных перемен в жизни, ухода в монастырь, ежедневного подвижничества.
Минимально достаточными являются соответствующее намерение, упорство и постоянство практики. И ещё в учении Будды указано на необходимость приспособления Дхармы к месту и времени.
Как в любом учении, в следовании Дхарме есть внешнее и внутреннее. Внешние предписания и правила дают структуры, задают образец, которому необходимо следовать.
В буддизме это восьмеричный путь, предполагающий освоение трёх ступеней:
- развитие мудрости – изучать соответствующую литературу, слушать мудрых людей, взращивать в себе доброе отношение ко всему живущему;
- развитие нравственности – конкретные предписания прописаны в ведах и сутрах, но они близки ценностям гуманистических религий – не лгать, не завидовать, не причинять вреда, не следовать страстям;
- развитие духовности – включает в себя медитации, чтение мантр, развитие осознанности.
Именно последняя ступень может быть трудна для достижения в обыденной жизни, но концепция Дхармы, понимая несовершенную природу каждого человека, не требует от него идеальности. Достаточно заходить в практике настолько далеко, насколько это возможно.
Здесь на первый план выступает внутренняя сторона, дух следования пути, соответственно, можно ошибаться, можно быть несовершенным в практике. Если Дхарма обязывает желать добра всем живущим, то она не может требовать жестокости к себе.
Достаточно быть на своём месте, выполнять своё дело, не бежать от ответственности. Не более того, что требуется от понятия «быть хорошим человеком»: не нарушать моральных запретов, поддерживать порядок вокруг себя, оказывать поддержку другим на их пути, оказывать уважение и благодарность учителям и тем, кто становится примером.
Что в конечном счете Дхарма дает человеку?
Ответ на этот вопрос зависит от того, что ищет человек, обращаясь к мудрости Древней Индии:
- Это может быть удовлетворение интереса через приобщение к древней, но живой и обширной традиции.
- В условиях культурного релятивизма и непостоянства современного мира Дхарма задаёт правила, нормы, даёт внешние опоры.
- Тем, кто нуждается в осмысленности – позволяет определить своё место и роль в мире, соотнести свои частные, индивидуальные смыслы с космическим законом.
- Ощущение преемственности, принадлежности к глобальной общности тех, кто так же стоит на пути Дхармы, тем, кто переживает одиночество.
- Утешение и избавление от страданий через осознание конечности и изменчивости всего сущего для практикующих духовное самосовершенствование.
- Более глубокое и полное понимание себя, своей подлинной сущности и обнаружение в себе природы более высокого уровня.
- С каждым, даже самым маленьким шагом в следовании Дхарме, осознание своего вклада в поддержание и установление мирового порядка.
Как значимая концепция для Древней Индии, Дхарма отражена в памятниках, жизненном укладе прошлого, том, как этот уклад преломляется в живой традиции современной Индии. Как философия и образ жизни Дхарма с любого момента открыта для постижения каждому человеку в любой культуре.
Видео о дхарме
История мировых цивилизаций: ведическая культура Индии: