Дацан Гунзэйчойнэй – крупнейший российский буддийский храм, находящийся в Санкт-Петербурге. Впервые его освятили и раскрыли двери для посетителей в 1915 году. Дацан сохранился и по сегодняшний день.
Где находится буддийский храм и как до него добраться?
Буддийский храм Дацан Гунзэчойнэй находится в центре Санкт-Петербурга на улице Приморской, дом № 91. Доехать до храма возможно на общем городском транспорте – на метро до станции «Старая деревня» (от остановки «Старая деревня» следует пройти до Липовой аллеи, затем — до Приморской улицы. Путь занимает примерно 5 мин времени).
Другой наиболее близкой остановкой является станция «Черная речка». До храма имеется возможность добраться на трамваях №21 и №48, на автобусах №211 и №32 и на огромном количестве маршруток.
История создания
История зарождения буддизма в России начинается с бурятов и калмыков, вступивших в Российскую империю в XVIII веке. Уже в 1915 году на территории Санкт-Петербурга насчитывалось свыше 150 буддистов.
Огромного распространения на территории России буддизм не приобрел вплоть до конца XIX века. После популярности буддизма в Европе данное религиозное течение стало широко распространяться и в Российской империи среди аристократов и дворян, стремившихся подражать Европе.
«Следы» буддизма можно уловить в произведениях таких русских поэтов, писателей и творческих деятелей как Максимилиана Волошина, Иннокентия Анненского и Осипа Мандельштама. Большую роль в стремительном росте популярности буддизма на территории Российской империи способствовали и налаживающиеся отношения с Тибетом – государством, уже долгое время практиковавшим буддизм.
В конце XIX века было выдвинуто решение построить первый буддийский храм на территории России бурятским ученым, буддийским лама и общественным деятелем Агваном Лобсан Доржиевым.
Эта идея встретила, в основном, поддержку и одобрение, поэтому уже в 1900 году Агван Лобсан получил разрешение на постройку дацана в Санкт-Петербурге. На проект были выделены деньги Далай-ламой XXI, Богдэ-гэгеном VIII, самим Агваном Доржиевым и из общих пожертвований, собранных с буддистов, проживающих на территории России, в частности, Бурятии и Калмыкии.
На полученные деньги Агван Доржиев купил участок на северной части Санкт-Петербурга, все необходимые материалы и в будущем финансировал строительство будущего дацана. В создании храма принимал участие целый ряд ученых, длительное время занимающихся изучением восточной культуры.
Борис Владимирцов | Ученый-востоковед. На протяжении долгого времени изучал монгольский язык и литературу. По вероисповеданию – буддист. |
Василий Радлов | Российский археолог. Изучал этносы, проживающие на Востоке, одним из первых занялся сравнительным изучением тюркских языков. |
Сергей Ольденбург | Тюрковед, сравнительный философ, академик АН СССР и РСФР, является одним из учредителей индологической школы в СССР. |
Эспер Ухтомский | Российский поэт, переводчик и политический деятель. |
Владислав Котвич | Тюрколог, монголовед. Является автором более 150 научных трудов, член Польской академии знаний |
Николай Рерих | Является общественным деятелем, публицистом, художником, археологом и философом |
Андрей Руднев | Ученый-монголовед. Изучал фольклор бурятских, калмыцких и монгольских народностей |
Разработкой проекта занимались в 1909 году Николай Березовский (студент Института гражданских инженеров) и известный по созданию Елисеевского магазина архитектор Гавриил Барановский, согласно всем стилям существовавшей тогда тибетской архитектуры.
Буддийский храм в Санкт-Петербурге потребовал на свое строительство огромных вложений – более 151694 руб. Храм остался известным на весь мир своими расписанными на витражах изображениями 8 благоприятных символов счастья (другое название — аштанмангала).
За проект витражей нес ответственность Николай Рерих – академик Императорской Академии художеств, фотограф, художник и общественный деятель. Другая гордость дацана – статуя Будды – была преподнесена в подарок храму со стороны правителя Сиама Рамы V.
Наименование свое храм получил как «Гунзэчойнэй», которое переводилось с тибетского языка как «Источник Святого Учения Будды, который сострадает всему живому».
Однако грянувшие в XX веке всевозможные восстания, войны и террор, знаменующие распад Российской империи и Октябрьскую революцию, вынудили монахов и религиозных служителей, чья религия отвергала любые способы насилия, спешно покинуть стены храма. Вскоре в 1919 году дацан был разграблен неизвестными лицами.
Советское время ознаменовало для буддистов не счастливое будущее, а многочисленные репрессии. Всякая религия противоречила сложившейся тогда советской идеологии, поэтому во времена СССР буддистов отправляли в ссылку на Сибирь, подвергали гонениям или даже приговаривали к расстрелу. На территории храма обосновывались военная станция, физкультурные базы и даже лаборатория
Зоологического института. Только в 1990 году на закате Советской эпохи буддистам вернули Дацан Гунзэчойнэй под покровительство Ленинградского общества буддистов. Зданию потребовался большой ремонт: были восстановлены фасад здания, узоры, витражи. В собственность храма были реверсированы множество утерянных после разграбления вещей, к примеру, статуя «Сидящий Будда».
Общие особенности храма
Буддийский храм в Санкт-Петербурге резко отличается на фоне построенных тогда дацанов на территории России. Храмы в Бурятии, чаще всего, были созданы из кирпича или древесины тем временем, как Дацан Гунзэчойнэй был полностью сделан из колотого гранита без каких-либо растворов.
В дацан может прийти любой желающий независимо от вероисповедования. В храме на постоянной основе проводятся лекции и молебны. В дацане ведут прием целители, практикующие традиционную тибетскую медицину, врачи-тибетологи и даже астрологи.
Регулярно на занятия приглашаются видные буддийские деятели и учители геше и ринпоче, которые проводят уроки у посетителей. В храме неизменно проводятся молебны, приношения, занятие по медитации. В дацане, как в религиозном святилище, возможно попросить о прибежище.
Буддийский храм в Санкт-Петербурге включает себя алтарный зал, верхние этажи, двор и столовую. Архитектурный стиль храма – модерн. В отличие от других строений ступа здесь была поставлена лишь в 2012 году. Она считается первой мемориальной ступой, установленной на территории храма. Посвящена данная ступа первым лама, исповедующим в храме.
Ее навершие когда-то украшал памятник в виде ступы, побывавший на могиле гелонг-ламы Данчжи Ирданиева. На данный момент ведутся пожертвования на постройку второй ступы. Дацан Гунзэчойнэй является на данный момент самым большим и самым северным буддистским святилищем в Европе среди всех буддистских храмов, а до недавнего времени считался самым северным в мире.
Двор
Территория храма огорожена крепким забором. К каждому дереву, находящемуся во дворе, привязаны всевозможные ленты и лоскутки ткани. Это не просто оригинальные украшения, но и особый ритуал. Каждая лента олицетворяет собой чьё-либо заветное желание. Согласно поверьям буддистов, желание должно обязательно претвориться в жизнь.
Центральные ворота храма закрыты, а попасть на территорию возможно через боковую калитку. Во внутреннем дворе установлены скульптуры китайских львов-стражей – традиционный атрибут буддийских храмов, расположенных в России, Китае, Японии, Корее и Монголии.
В основном, львы расположены попарно. Один из львов придерживает лапой шар, что буддисты именуют как «тама». Тама по буддийским представлениям – это воплощение света, разгоняющего тьму. Один из львов изображён с открытой пастью, другой – с закрытой.
Лев с открытой пастью призван отпугивать злобных духов тем временем, как лев с закрытой пастью – притягивать добрых. Храм обходят так же, как и крутят молитвенные барабаны, которые находятся на территории храма, — по часовой стрелке. Кстати, согласно поверьям буддийцев всякого человека, который покрутит молитвенные барабаны, ожидает счастье и удача.
Стены здания обиты красным гранитом, окна окаймлены серым гранитом. Верхушку башни, соединяющей храм, украшает ганчжир. Над входом можно заметить висящие таблицы с надписями на тибетском языке. Их смысл сводится к обязательной чистоте помыслов каждого, входящего в этот храм. Поднимающегося по ступенькам посетителя встречает сидящая там кошка.
Алтарный зал
Буддийский храм в Санкт-Петербурге включает в себя алтарный зал. В алтаре расположено одно из главных достояний храма – статуя Будды (другое название — Шакьямуни).
Она была создана в 1994 году мастерами из Монголии в традиционном для них стиле. Выполнена статуя была из папье-маше, после чего она была покрыта сусальным золотом. Высота статуи, учитывая нимб и пьедестал, составляет, примерно, 5 м.
Рядом со спинкой трона просветленного продемонстрированы различные существа из мира мифов и легенд. Помимо основной статуи Будды в алтарном зале имеются скульптуры и изображения других существ, достигших просветления, а также более мелкие изображения самого Будды.
В помещении расположены низкие столики со священными книгами и необходимыми для различных ритуалов предметами. Они предназначены для лам. Посетители обычно располагаются в боковых нефах помещения.
В честь реставрации дацана прихожане и буддисты со всей России решили пожертвовать храму деньги, чтобы преподнести в виде подарка высококачественные цветы искусственного происхождения.
По словам руководства храма, им «самим будет неловко выставить на только что отремонтированный алтарь прошлые цветы – поблекшие и потрепанные в то время, как цветы же являются непременным элементом подношения Трем Драгоценностям».
Верхние этажи
Верхние этажи храма содержат в себе помещения для приема и консультации у различных мудрецов, целителей, философов и астрологов. Там принимает и сам настоятель дацана. Лекари, работающие в храме, излечивают пациентов, основываясь на догмах тибетской медицины. Тибетская медицина включила в себя основные понятия из китайской и индийской.
Большое внимание уделяется различным смесям, растворам и настоям из трав, солнечному свету, свежему прохладному воздуху и правильному поддержанию сил организма и разума.
На верхних этажах можно попасть на лекции, на которых объясняется основная философия буддизма и история ее зарождения. Посетитель может задать вопросы касательно религии, что становится отличным выходом для тех, кто только захотел примкнуть к данному религиозному течению.
Найдутся здесь и мудрецы, которым посетитель может рассказать о тайнах и явлениях, тревожащих его душу и разум, и попросить в ответ совета. У астрологов возможно составить гороскоп на день, неделю и месяц и получить рекомендацию. Все консультации бесплатны.
Столовая
Одним из других достояний храма можно отметить местную столовую. Многие посетители приезжают в храм лишь за тем, чтобы насладиться бурятской кухней. Помещение выглядит просто, но практично: пластмассовые столы и стулья, и относительно старый интерьер. Стены украшены картинами, изображающими жизнь и быт бурятов в прошлом.
В столовой практикуется метод самообслуживания. Следует подойти окошку, дозваться до персонала в лице бурятских девушек при помощи колокольчика ветров (другое название – китайские колокольчики) и назвать интересующее блюдо. В ассортименте местной кухни представлены блюда бурятского происхождения — множество видов супов и салатов. В качестве напитка выступает чай.
Вся еда готовится вручную. Главным блюдом столовой по неофициальному мнению являются буузы – блюдо народной бурятско-монгольской кухни, получившее среди русскоговорящего населения неофициальное название — позы. Оплата принимается исключительно наличными. Единственным выходным в столовой является только среда, в остальные дни она принимает посетителей с 11:00 до 19:00.
Киоск
Буддийский храм включает в себя местный киоск. Оплата также производится только наличными. Большую часть ассортимента составляют буддийские книги, четки, различные религиозные атрибуты, которые трудно найти или купить в остальных торговых пунктах в Санкт-Петербурге.
Литература, продающаяся в магазине, посвящена буддистской тематике. Некоторые книги эксклюзивны и продаются только в данном киоске за редким случаем.
К примеру, книги «Воззрения четырех буддийских философских школ» за авторством Геше Джампа Тинлея. Продающаяся в киоске литература будет полезна новичкам, так как отвечает на многие вопросы, сообщает и рассуждает о философских течениях и направлениях буддизма.
Режим работы
Буддийский храм в Санкт-Петербурге работает каждый день с 10:00 до 19:00 помимо среды, так как среда является выходным днем. Каждый день и каждый месяц (согласно лунному календарю) в дацане проводятся хуралы (другое название – молебны).
С 10:00 до 12:00 обычно состоится Балдан Лхамо (другое название – Шрам Дэви). С 15:00 до 16:00 проводится мольба, посвященная восхвалению всех Будд прошлого, настоящего и будущего времени.
Все данные хуралы проводятся только, если в этот день не было запланировано других мероприятий. Узнать их точное расписание можно на официальном сайте руководителей храма, в группах социальных сетей. Также в дацане на постоянной основе проводятся мероприятия, фестивали и курсы, носящие самый различный характер.
За более точными и подробными объяснениями, условиями и расписаниями следует обратиться также либо к официальным представителям Дацана Гунзэчойнэя в интернете, либо позвонить по телефону и задать интересующий вопрос.
Правила посещения дацана
Чтобы провести в храме время с максимальной пользой и комфортом, следует соблюдать следующие указания:
- При входе в храм надевать на обувь бахилы (стоимость одной пары бахил составляет 5 руб.).
- При входе в дацан поставить телефон в режим «Беззвучный».
- Во время хурала сидеть либо на коврике, либо на скамье в позе лотоса.
Запрещено:
- Фотографировать и снимать видео.
- Проникать на территорию дацана в состоянии наркотического эффекта и алкогольного опьянения.
- Портить чужую собственность (разрисовывать заборы и стены здания, срывать флажки, ломать принадлежащее чужим лицам имущество).
- Разговаривать по телефону, переписываться со знакомыми, ставить музыку в алтарном зале.
- Заниматься незаконной деятельностью на территории дацана.
- Громко разговаривать и петь во время молебна.
- Скрещивать и вытягивать ноги во время хурала.
Экскурсии
Каждую неделю в субботу в 17:00 на территории храма проводится экскурсия по храму двумя священнослужителями – лама. На экскурсии они сообщают об истории строительства и воссоздания храма и его отличительных качествах и особенностях перед другими подобными строениями.
Также рассказывается о глубоких «корнях», куда уходит каждая частичка дацана, его реконструкции, тяжелом времени для всех буддистов в России, о том, сколько сил было и будет вложено в максимально возможное улучшение храма.
На экскурсии активно обсуждаются и служат предметом дискуссий и основные понятия буддизма, философия, которую проповедует данное религиозное течение, настолько глубоко, насколько возможно уложиться в одну экскурсию. Лама также максимально подробно отвечает на все интересующие вопросы от любопытных касательно религии и храма.
Достопримечательности рядом
Поблизости от Дацана Гунзэчэйнэя расположился Елагин остров. Наибольшая часть острова состоит из леса и двух недавно созданных озер. Елагина роща не включает в себя мощеные дорожки и опоясана ими только снаружи. Предназначение Елагиного острова по словам правительства Санкт-Петербурга заключается в массово доступном и культурно-просветительном месте отдыха с богатой историей.
Большую часть Елагина острова включает в себя Центральный парк культуры и отдыха имени Кирова. На территории острова часто проходят выставки, творческие мероприятия, акции и развлечения.
Именно там расположены музеи, оранжерея, библиотека, школа по ландшафтной архитектуре и даже Елагино-островский дворец. Остров Елагин пользуется большой популярностью среди туристов и творческих людей благодаря всему вышеперечисленному.
Буддийский храм Дацан Гунзэчэйнэй является одним из самых посещаемых мест в Санкт-Петербурге и объектом пристального внимания со стороны туристов. По словам губернатора и общественных деятелей, его богатое историческое и культурное наследие нельзя уменьшить. На данный момент Дацан Гунзэчэйнэй служит одним из самых важных строений для российских буддистов.
Оформление статьи: Мила Фридан
Видео о Буддийский храм в Санкт-Петербурге
Экскурсия в Дацан Гунзачонэй в СПб: