Большая Ступа — это выдающийся памятник не только индийского искусства и архитектуры, но и мировой религии. Еще одно название достопримечательности в г. Санчи – Ступа №1. В старейшем на территории Индии каменном святилище хранятся кремированные останки Будды, жившего 2500 лет назад.
Где находится Ступа
Уникальный религиозный памятник находится в 600 км от столицы, г. Нью-Дели, в небольшой деревне Санчи, штат Мадхья-Прадеш округа Райсен. Координаты 23°28′50″ с. ш., 77°44′11″ в. д.
В 46 км от д. Санчи находится административный центр штата г. Бхопал, в нем работает аэропорт, принимающий местные рейсы. В Санчи из Бхопала можно доехать поездом и автобусом. Поездка на автобусе занимает 1,5 ч и стоит 25 рупий. По железной дороге переезд из Бхопала в Санчи займет менее часа, электрички отправляются 6 раз в день, начиная с 8 ч. Стоимость проезда 7-21 рупий.
Общие сведения
Большая Ступа в Санчи – это святилище, относящееся к религиозно-философскому учению буддизму. Большая Ступа является древнейшим культовым объектом в буддизме.
Сложная конструкция ступы и каждый элемент декора имеют определенное символическое значение. Архитектурное сооружение своей формой обозначает путь Просветления, которым должен двигаться каждый сторонник буддизма.
Согласно легенде, форму ступы определил сам Будда, отвечая на вопрос о том, каким ему видится место погребения. Будда свернул свой плащ, сверху поставил круглую миску, в которую собирал подаяния, и положил на нее посох. Именно такую форму имеют большинство индийских часовен.
История Ступы в Санчи
Большая Ступа в Санчи датируется III в. до н. э. Строительство осуществлялось по решению Ашоки, правителя огромной по занимаемой площади империи Маурьев. Ашоки призывал народ к веротерпимости и покровительствовал буддизму.
Ашоки не случайно выбрал деревню Санчи для возведения грандиозной часовни-святилища. В III в. до н. э. деревня Санчи являлась крупным центром торговли на караванном пути, к тому же она была родиной жены императора. Деви была дочерью торговца.
Ашоки повстречался с дочерью торговца из Санчи, Деви, когда направлялся в один из регионов Индии. После свадьбы Деви родила мужу 2 сыновей и дочь. Жена императора покровительствовала своей малой родине и поощряла строительство Ступы в Санчи.
Император Ашоки поместил в Большую Ступу прах Будды, ранее поделенный на 8 частей между 8 королевствами. По распоряжению Ашоки прах из 8 урн извлекли и поделили на 84000 частей в соответствии с количеством чудес, совершенным Буддой. Все частицы поделили между построенными часовнями-ступами.
Также Ашоки установил около Большой Ступы 13-метровую отполированную известняковую колонну, на которой был высечен указ о запрещении раскола в буддийской общине.
Однако буддизм не был государственной религией, поэтому после смерти Ашоки строительство новых культовых объектов прекратилось. Когда во II в. до н. э. к власти пришел правитель Шунга, религиозные святилища буддистов были уничтожены или подверглись поруганию. Не миновала эта участь и Большую Ступу, ученые полагают, что святилище могло быть полностью разрушено.
Но уже во II- I в. до н. э. Большую Ступу перестроили, увеличив здание вдвое. В конце II в. до н. э. Гелиодор, посол индо-греческого царя в Индии, в знак уважения к местной религии поставил недалеко от Ступы колонну с посвящением божествам.
В правление Сатавахана (I в. до н.э. – I в. н.э.) Большую ступу дополнили перилами и воротами, рядом построили еще несколько святилищ. Все последующие изменения в архитектуру ступ, расположенных поблизости от Ступы №1, осуществлялись частными лицами – монахами, купцами, ремесленниками, торговцами. Люди обозначали свои имена на подаренных храму элементах декора.
Деревня Санчи оставалась центром буддизма до XII в., когда в Индии повсеместно установился ислам. Деревня была заброшена, архитектурные памятники разрушались. Только в 1818 г. экспедиция британского армейского корпуса обнаружила в джунглях полуразрушенные сооружения. Генерал Г. Тейлор сообщил властям Королевства о находке.
В 1822 г. государственный служащий сэр Г. Мэддок отправился изучать святилища. Пытаясь добраться во внутренние помещения ступы, Мэддок практически разрушил ее, но попасть внутрь так и не смог. Первое официальное исследование в 1851 г. провели инженер британской армии, ученый-историк А. Каннингем и офицер, художник и археолог Ф. Ч. Мэйзи.
Был расчищен холм и освобождены от зарослей около 50 строений. Реликвии, обнаруженные Мэйзи и Каннингемом, были вывезены ими в Британию. Семья Мэйзи позже продала находки музею Виктории и Альберта. В 50-е годы XX в. некоторые из реликвий были возвращены Индии, для их хранения был построен храм.
В 1912 г. археолог Д. Маршалл начал работы по планомерному изучению строений Санчи. Средства на консервацию сооружений выделил султан Бхопала. Маршалл изготовил гипсовые копии ворот и ступ, которые направлялись в музеи Англии и Европы. С 1919 г. в Санчи действует археологический музей.
Архитектурные особенности
Большая Ступа в Санчи построена в виде главного символа буддийского учения — Колеса закона, обозначающего непрерывность рождений и смерти. Оно кажется вылепленным из глины, хотя на самом деле построено из серого кирпича и камня.
Здание
Изначально здание представляло собой небольшую полусферу, размещенную на круглом фундаменте. Внутри здания замурована частица праха Будды. Во II в. до н. э. Ступу №1 расширили вдвое, обложив камнем.
Теперь диаметр цоколя составляет 36,6 м. На цоколе сделана терраса, на которой проводились церемонии. На куполе расположена квадратная надстройка-дарохранительница с 3 балкончиками (хармика).
Обходить Большую Ступу можно по нижнему круговому обходу и по верхней террасе вокруг купола. Нижняя дорожка вокруг здания ограждена каменной балюстрадой. Верхнюю часть окаймляют каменные перила, имитирующие дерево. Пройти наверх можно только по лестнице с южной стороны святилища. Попасть в надстройку-дарохранительницу невозможно.
Изучая Большую Ступу, необходимо принимать во внимание, что символическое значение вложено в форму и пропорции индийского здания:
- в архитектурном плане святилище образует солярный символ — свастику;
- цоколь означает страсти и искушения земной жизни;
- полусферическая форма купола обозначает небо и мир богов;
- надстройка-дарохранительница – символ горы Меру;
- сквозь все сооружение – от основания до хармики – проходит каменный шпиль-чатра, он означает Мировое Древо;
- на шпиль над хармикой надеты 3 зонтика – символ 3 уровней священного неба, а также монашеской общины, Дхармы и Будды.
Высота Большой Ступы составляет 16,5 м, расстояние до верхнего зонтика почти 24 м. Конструкция Ступы означает стремление человека преодолеть земные испытания и искушения и достичь гармонии и просветления. Паломник или монах, обходя Ступу по дорожке против движения солнца, включает свою энергию в общий поток мироздания.
Предполагается, что при возведении Ступа была окрашена белой краской, а терраса красной. Деревянные строения буддийского монастыря, некогда окружавшие святилище, до наших дней не сохранились.
Ограда и ворота
Большая Ступа (в Санчи, Индия) окружена массивным ограждением, которое символизирует охрану священного древа Бодхи. Сначала ограждение было выполнено из дерева, но в I в. до н. э. его заменили каменной балюстрадой, однако конструкция по-прежнему имитирует сооружение из бревен.
Балюстрада лишена декоративных рельефов и скульптур, только на некоторых плитах имеются надписи-посвящения дарителей.
Сплошная ограда прерывается отдельно стоящими декоративными воротами-торанами, ориентированными по 4 сторонам света, т.к. тораны обозначают символическую связь с мирозданием. Монахи и паломники начинали торжественное шествие через ворота высотой 8 м, затем совершали обход вокруг Большой Ступы и поднимались на террасу.
Ворота Ступы №1 являются уникальным произведением древнеиндийского искусства и архитектуры. Их конструкция имитирует бревенчатую архитектуру: 2 квадратных столба соединены 3 горизонтальными перекладинами, которые заканчиваются спиральными наконечниками, имитирующие священные свитки с молитвами.
Ворота представляют собой сборник легенд и преданий о жизни Будды и его учении. Поверхность колонн и перекладин полностью покрыты резьбой и скульптурами, что создает визуальный контраст с гладкими стенами Большой Ступы. На каменных рельефах присутствуют разнообразные символы буддизма – лотосы, деревья, колесо. Скульптуры природных божеств и животных дополняют оформление перекладин.
Основными темами рельефов на воротах стали:
- Нравоучительные рассказы о событиях из человеческой жизни Будды-Бодхисаттвы.
- Чудеса, которые совершал Будда, в том числе хождение по воде.
- Искушения, которым подвергался Будда, обретая просветление.
- Война королевств Индии за обладание реликвиями-мощами Будды.
- Действия императора Ашоки по распространению буддизма.
Главным входом к Большой Ступе и старейшими по времени создания считаются Южные ворота. Впоследствии были созданы Северные и Восточные ворота, последними поставили Западные, это определяется стилем каменной резьбы. Между возведением ворот на южной и западной стороне прошло 30-40 лет.
Южные ворота расположены напротив лестницы, ведущей на террасу Большой Ступы. Некоторые рельефы на перекладинах и колоннах утрачены. В 1882-1883 г. британский офицер, историк Коул попытался их реконструировать, ошибочно установив скульптуры на перемычках лицом в сторону Большой Ступы, а не навстречу входящим.
Капители колонн Южных ворот декорированы 4 львиными фигурами.
Архитравы Северных ворот практически не повреждены, на них расположены символы буддизма, львы и якшини. Верхняя часть ворот украшена слонами, которые поддерживают наличники.
Капители колонн декорированы листвой и танцующими якшини. Многочисленные панно на Северных воротах повествуют о жизни Будды до просветления. На правой колонне изображены 18 иностранных подданных, пришедших поклониться Большой Ступе.
Также в I в. до н. э. – I в. н. э. были возведены Восточные ворота, резьба и скульптуры на них рассказывают об исторических событиях, произошедших при Будде, и о совершенных им чудесах.
Архитравы увенчаны знаками Шриватса, на перемычках размещены слоны и львы. На переднем центральном архитраве находится знаменитая скульптура якшини, ставшая одним из символов древнеиндийского искусства.
На колоннах вырезаны слоны, которых ведут воины со знаменем. На правой стойке изображены 6 нижних небес, что является частью буддийской космологии. Последними были построены ворота с западной стороны Большой Ступы. Хотя наличники остались почти не поврежденными, но украшения на перемычках стерты.
Другие достопримечательности Санчи
В деревне Санчи сохранились еще несколько ступ, храмов, колонн и монастырей, представляющие интерес для туристов. Религиозные сооружения добавлялись к святилищу до XIIв., всего их насчитывается 50. Уникальные объекты пребывают в разной степени разрушения.
С правой стороны от Большой Ступы на западном склоне холма находится Ступа №2. На перилах окружающей ее балюстрады вырезаны барельефы-медальоны, на которых изображены животные и мифические существа (грифоны, кентавры), люди и растения.
На северо-восточном склоне находится Ступа №3, ее архитектура повторяет Большую Ступу в уменьшенном виде. В ней хранилась шкатулка, в которой были помещены кости учителей и проповедников буддизма, в XIX в. останки вывезли в Лондон.
Около Ступы №3 сохранились только одни ворота, богато украшенный резьбой. 455 медальонов были созданы в II в. до н. э., на них изображены сюжеты из жизни Будды, а также цветы лотоса – символа Будды.
Также в Санчи сохранились несколько ступ и колонны, установленные в разные периоды правителями региона. Одна из самых примечательных названа в честь императора Ашоки. Нижняя часть колонны находится около главных ворот Большой Ступы (верхняя выставлена в археологическом музее Санчи). Колонна выполнена из отполированного песчаника, ее высота почти 13 м.
Колонну венчала колоколообразная капитель, сохранился орнамент из 4 львов, гусей и пальмовых листьев. На колонне иероглифами выгравирован указ императора Ашоки о наказании за раскол в буддийской общине. Еще одна колонна относится к эпохе Сунгу (II-I в. до н. э.). На 4,5-метровой граненой колонне сохранилась капитель, украшенная листьями лотоса, бусинами и ромбами.
Большая Ступа внутри
Большая Ступа в Санчи не имеет внутренних помещений. Внутри нее, в центре, замурована квадратная урна, в которой хранится частица праха Будды. Такая планировка определяется индийским обычаем скрывать от глаз посторонних сакральные объекты. Побывать внутри Большой Ступы невозможно.
Музей
С 1919 г. при раскопках в Санчи был создан археологический музей, его первым директором стал британский археолог Д. Маршалл. Музей занимает небольшой особняк, расположенный у подножия холма, на котором находится Большая Ступа. Экспозиция представлена в Главном зале, 4 галереях и веранде.
Посетители входят через Главный зал, где представлены находки, иллюстрирующие искусство Индии с III в. до н. э. до VI в. н. э. В 4 галереях выставлено 16 экспонатов, на веранде – еще 9.
Самыми ценными предметами в коллекции археологического музея Санчи признаны:
- капитель ашоканского столба, украшенная 4 львами;
- скульптура змееподобного царя нагов Нагараджи;
- элемент ворот, на котором изображен момент просветления Будды;
- фигуры якшини;
- скульптура Будды в матхурской технике;
- символ сострадания Будды – фигура бодхисаттвы Авалокитешвара.
Музей работает ежедневно с 10 ч до 17 ч. Стоимость входного билета составляет 250 рупий для иностранцев и 10 рупий для местных жителей. Дети до 15 лет проходят бесплатно. На билете в музей изображены достопримечательности Санчи.
Лучшим временем для осмотра объектов Санчи является осень-зима. С сентября по март стоит нежаркая погода. В летний период температура воздуха достигает +45°С, при этом начинается сезон дождей.
Интересные факты
- Большая Ступа изображена на индийской банкноте 200 йен.
- В правление императора Ашока в Индии было сооружено, по разным данным, 8000 или 84000 святилищ. В это же время около Ступы №1 были воздвигнуты еще 8 святилищ, превосходящие ее размерами, однако они не сохранились.
- Якшини – это фигуры женского божества. В Индии считаются идеалом красоты и образцом для индийской культуры и искусства.
- Около Большой Ступы обнаружено около 50 культовых сооружений.
- В 1989 г. Список наследия ЮНЕСКО пополнился святилищами Санчи.
- Бостонский музей владеет несколькими скульптурами из Санчи, в том числе знаменитой фигурой якшини, ранее находившейся на южных воротах.
- В 9-17 км от деревни Санчи находятся буддийские памятники Сатдхару, Бходжпур, Сонари, Андхер. В них найдено до 60 святилищ разной степени сохранности.
Большая Ступа– одно из главных культурных достояний Индии. Древнейшие строения, пережившие тысячелетия, вызывают восхищение своей гармоничностью и красотой. Многие туристы утверждают, что испытывают в Санчи прилив энергии и творческих сил.
Видео о Большой Ступе в Санчи
Документальный фильм о Ступах в Санчи: