Происхождение названия и его значение
Спасо-Преображенский монастырь в городе Муром берет свое начало от деревянной церкви Всемилостивого Спаса, построенной князем Глебом после получения Муромской земли в свои владения. Спасская церковь стала первой православной постройкой в тогда еще языческом городе.
Несмотря на то, что возведение церкви необходимо было для личных нужд великого князя, позже на вокруг церкви, расположенной на княжеском дворе, возник целый монастырь, называющийся «Спасский, что на бору» в простонародье. Ввиду расположения в лесистой местности на берегу живописной Оки было и дано такое название обители.
После того, как в 1555 году был возведен Спасо-Преображенский собор, ставший первой каменной крупной постройкой, монастырь стал называться «Спасо-Преображенский».
По-церковнославянски словом «Спас» сокращенно именуется Спаситель, Господь Иисус Христос, и присвоение такого названия означает, что храм, собор или другая религиозная постройка освящена в честь Христа Спасителя. Добавление слова «Преображение» к названию символизирует то, что храм посвящен важному в православии празднику Преображения Господня.
История Спасо-Преображенского монастыря
Согласно летописям «Повесть о водворении христианства в Муроме» принято считать, что монастырь основан не позднее 1015 года. Рукопись повествует, что учреждение обители может быть связано с именем Святого князя страстотерпца Глеба, который являлся сыном князя Владимира, крестившего Русь.
Получив в наследство Муромский удел, православный страстотерпец князь Глеб начал там свое княжение и попытался проповедовать христианство среди местного языческого населения.
Его первая попытка не была удачной, поэтому ему пришлось организовать свой княжеский двор за чертой Мурома. По распоряжению князя на территории его владений был возведен первый в городе деревянный храм «Всемилостивого Спаса», из которого позже вырос «монастырь Спаса-на-бору».
Конкретная сноска на Спасский монастырь и его жизнь находится в документе «монастырь Спаса на бору» и датируется 1096 годом.
О монастыре во времена вторжения монгольских татар известно немного: в 1238 году весь город, включая Спасскую обитель, был сожжен. Позже, в 1351 году, возрождением Муромских земель занялся князь Юрий Ярославович: он заново возвел городские постройки, восстановил церкви, которые наполнил богослужебной утварью. Восстановление коснулось не только гражданских построек, но и духовных объектов.
Спасо-Преображенский монастырь (Муром) пережил этап расцвета во время правления Ивана Грозного. Перед походом на казанское ханство, в 1552 году, царь посетил обитель и обязался построить там каменный собор после взятия Казани. Одержав победу, Иван IV сдержал свое обещание и возвел там не только храм, но и преподнес другие богатые дары.
В 1555 году силами царских мастеров был воздвигнут из камня Спасо-Преображенский собор на месте прежней деревянной Спасской церкви, а богослужебная утварь, святые образы, книги и священническое облачение были дарованы самим государем. Также согласно его указу устав монастыря стал «общежительным», а территориальные владения дополнились новыми землями.
Муром претерпел нашествие вооруженных литовских полчищ в 1616 году, ввиду чего пострадал и главный оплот веры – Спасо-Преображенский монастырь. Во времена церковного раскола (ближе к середине XVIII века) действующего настоятеля отстранили от служения в Спасской обители по причине приверженности старообрядчеству.
В конце века к монастырскому ансамблю добавляется еще один объект – зимний каменный Покровский трапезный храм, на нижнем ярусе которого были расположены хозяйственные помещения.
Приблизительно в то же строится еще одна церковь из камня имени преподобного Кирилла Белозерского. Ближе к концу XVII века благодаря щедрым пожертвованиям строятся двух этажные палаты настоятеля и начинается реконструкция к тому моменту поврежденного Покровского трапезного храма.
XVIII век ознаменован несколькими событиями: созданием духовного училища для занятий детей священнослужителей, а также переводом в Спасский монастырь всей братии упраздненного Борисоглебского монастыря. Политика Екатерины Великой сказалась на жизни обители не самым лучшим образом: часть монастырских владений была вероломно конфискована.
В 1878 году из Пантелеимонова монастыря горы Афон прибыла икона Божией Матери «Скоропослушница», ставшая впоследствии одной из самых известных икон обители. Благодаря дальнейшему восстановлению и обретению святыни, все больше и больше паломников потекло в становившийся известным по всей России Спасский монастырь.
В 1891 году в обители появляется новый корпус, предназначенный для проживания монастырской братии.
Из-за обвинения в антисоветской пропаганде в после начала революции 1917 года монастырь был закрыт, а имущество частично разграблено или перевезено в музей Мурома. Через почти 10 лет в монастыре расположилась фабрика по производству текстиля «Красный луч». В 1929 году в монастырь вторглось военное ведомство, а доступ населения к святыням и храмам был полностью запрещен.
Лишь в 1995 году благодаря обращению профессора Дмитрия Лихачева и общественности к Святейшему Патриарху Алексию II было решено выселить воинское подразделение. Благодаря усердию будущего настоятеля, монаха Кирилла (Епифанова), Спасо-Преображенский монастырь открыл свои двери для верующих в том же году.
Ущерб, нанесенный антицерковной властью, представлялся значительным, поэтому на восстановление обители ушло 10 лет. В течение этого времени были восстановлены коммуникации, отреставрированы старые постройки и основаны новые часовни и храмы.
Современный статус Спасо-Преображенского монастыря
Спасо-Преображенский монастырь (Муром) на сегодняшний момент является действующим, и его территория и объекты полностью восстановлены после советского периода.
Возрождение обители произошло благодаря созданию попечительского совета и дальнейшей финансовой помощи таких компаний, как «Трансмаш-холдинг», ИК «Интеррос», ПАО «Газпром», ИК «РИК-ВЭСТ», Группа СУЭК, ИФК «Метрополь», а также пожертвований столичных и Санкт-петербургских предпринимателей.
В обители сохранен общежительный устав, предполагающий совместное проживание монахов в Спасском монастыре, а также ведение хозяйственной деятельности.
Спасо-Преображенский монастырь (Муром) с 2013 года становится общеадминистративным центром недавно созданной Муромской епархии. На сегодняшний момент настоятелем обители является Нил (Сычев), епископ Муромский и Вязниковский.
Интересные факты и легенды
- Согласно данным различных источников именно на территории обители произошло крещение Муромских язычников.
- Спасо-Преображенский монастырь (Муром) является вторым по древности после Киево-Печорской лавры и насчитывает почти тысячелетнюю историю.
- Имена святых супругов Петра и Февроньи неразрывно связаны с жизнью Спасской обители. Пострижение в монахи святой князь принял в этом монастыре. Там же он и скончался. Это событие знаменует памятник святым князьям и житийные фрески.
Святыни Спасо-Преображенского монастыря
- Одна из самых известных и особо чтимых православными людьми святынь Спасо-Преображенского монастыря – это икона Богородицы «Скоропослушница». В Муроме она появилась ближе к завершению XIX столетия и сразу стала незаменимой помощницей в трудностях братии монастыря и всех Муромских жителей. Икона подарена монахами монастыря Святого Пантелеимона Святой горы Афон и является точным списком одноименного чудотворного образа Божией Матери, хранящегося в Дохиарском монастыре на Афоне. Икона расположена в Покровском храме, доступ к ней открыт в часы работы монастыря, около нее можно оставить живые цветы и помолиться о своих нуждах.
- Еще одна «афонская» святыня, икона Божией Матери Пантанасса, пребывает в Спасской обители. Пантанасса, или по-другому Всецарица, написана и освящена на Афоне в монастыре Ватопед. Считается, что обращающиеся с молитвой к этой иконе раковые больные получают исцеление от своих болезней.
- Все желающие также могут поклониться преподобному Илии Печерскому: частица сохранившихся мощей, переданная в дар из Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, расположена в левой «деснице» (руке) статуи святого угодника, изготовленного из дерева. Скульптура создана в 2006 году согласно параметрам роста и внешности, полученным в результате научных исследований сохранившихся мощей богатыря Илии Муромца.
- В часовне святого воина Георгия Победоносца расположена икона великомученика с изображением сюжетов из его жизни. Мощевик с частицей находится на нижней части иконы.
- Образ святого врача, архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей находится в этом же храме. Канонизация святого Луки произошла относительно недавно: в 2000 году.
- Там же можно приложиться помолиться святым супругам Петру и Февроньи перед их иконой и ковчегом со вложенной частицей мощей и попросить помощи в семейных делах.
- В икону царской семьи Романовых вложен камень, взятый из стены дома Ипатьева, где Царственных страстотерпцев жестоко расстреляли. Святыню можно найти также в Покровском соборе.
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря.
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря
На сегодняшний момент в состав Спасского монастыря входят: 2 собора, 4 церкви, 6 часовен, братский и настоятельский корпуса, пекарня, учебный корпус, паломническая гостиница. Несмотря на долгую и не всегда простую жизнь монастыря, его исторический облик удалось сохранить. Постройки выполнены преимущественно из белого камня, но также встречаются здания из красного камня.
Собор Спаса Преображения
Спасо-Преображенский собор – древнейшая монастырская постройка, возведенная в 1555 году по указу Ивана Грозного. Несмотря на множественные преобразования, собор сохранил свой первозданный вид.
Крестово-купольный монолитный храм выполнен из белого камня и увенчан пятью черными луковичными куполами (одним большим центральным куполом и четырьмя куполами меньшего размера) с ажурными золотыми крестами, опирающимися на четыре столба.
Поскольку раньше собор мог использоваться как крепость и убежище во время военных набегов, его архитектура отличается строгостью. Простота постройки подтверждается отсутствием какого-либо декора интерьера. В соборе пребывают частицы около 30 святых православной церкви.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
В 1691 году был возведен белый каменный двухэтажный Покровский собор при финансовом участии митрополита Варсонофия. Собор разделен на верхний и нижний храмы, которые действуют по настоящий день. Позже к Западной стороне была пристроена трехъярусная шатровая колокольня и пожертвован колокол. В церкви находится множество высокопочитаемых святынь и несколько алтарей.
Церковь Кирилла Белозерского
Надвратная церковь преподобного Кирилла Белозерского основана в X веке. Изначально расположение постройки было другое, но в результате многочисленных реконструкций и перестроек церковь была упразднена, и лишь в 2005 году ее удалось восстановить. Все это время самый первый престол церкви находился в Покровском соборе, а к моменту освящения был перенесен в новый храм преподобного Кирилла.
Церковь Сергия Радонежского
Еще одна надвратная церковь расположена на противоположной стороне монастыря. Церковь «игумена земли русской» Сергия Радонежского, освященная также в 2005 году, располагает собственной колокольней, где каждый желающий может опробовать древнюю систему «бил».
Звон издается не с помощью колоколов, а путем ударов по медным прямоугольным пластинам «билами», по внешнему виду напоминающими молотки. Икона Сергия Радонежского, освященная на мощах в Троице-Сергиевой Лавре, находится в этой церкви.
Часовня на месте бывшего кладбища
Часовня-костница находится на месте когда-то существовавшего монастырского кладбища, где ранее хоронили княжеских особ, служащих церкви, знатных горожан. Кладбище было поругано в тяжелые для все страны 1930-е годы, когда в монастырь прибыла целая воинская часть и заняла его здания и территорию.
При восстановлении территории был раскопан прах некогда похороненных здесь людей. С целью погребения было принято решение создать часовню по обычаю, принятому на Афоне.
Часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник»
Монастырская часовня «Живоносный источник» оборудована купелью. Воду из источника можно набрать с собой, а также окунуться в прохладную освященную воду. В купальне находится привезенный из Израиля, с реки Иордан, камень.
Часовня Георгия Победоносца
В 2005 году была освящена еще одна небольшая часовня в честь погибших на поле боя российских воинов. Ее святым покровителем стал Георгий Победоносец. В часовне располагается икона великомученика с частицей мощей.
Настоятельский и братский корпуса, домовые церкви
Настоятельские палаты представляют собой двухэтажный белокаменный корпус. Это старейшее в Муроме сохранившееся каменное сооружение гражданского назначения. Экстерьер сооружения представляет собой прямоугольное здание с треугольным фронтонами над окнами, отличается простотой и скромностью.
На нижнем этаже располагались складские помещения, а на втором – келии. В доме настоятеля была также организована церковь в честь святого Василия, епископа Рязанского.
Корпус, предназначенный для жизни монахов монастыря, изначально был деревянным, но в конце XIX века в результате преобразований был добавлен еще один этаж, а самое здание стало каменным. Позже здесь была открыта домовая церковь.
Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка
Николо-Ильинская часовня была учреждена в угловой башне на западной стороне монастыря в 1889 году. Вновь открыта в 2001 году.Архитектура часовни отличается от общего монастырского стиля: она выполнена из кирпича красного цвета и имеет множество белых декоративных элементов. Постройка увенчана не шатром, а не куполом, как это было бы привычно в рамках монастырского ансамбля.
Другие постройки
Монастырский хлеб Спасской обители известен во всем Муроме. На пекарне трудится около 30 человек, поставляя хлебобулочную продукцию в различные торговые точки и магазины Мурома. В уютной гостинице может разместиться каждый желающий: в паломническом центре представлены различные категории номеров, а также недорогая трапеза.
Адрес, как добраться до монастыря
Адрес местонахождения монастыря: Владимирская область, г. Муром, ул. Лакина, д. 1.
Пункт отправления | Описание проезда | Примерное время в пути |
Курский вокзал г. Москва | На междугороднем автобусе до автовокзала города Владимира следовать около 3,5 часов. Далее пересадка на маршрутное такси или автобус до города Муром, ехать около 2,5 часов. | 6 часов |
Станция метро Щелковская (Арбатско-покровская линия) | От Щелковского автовокзала на междугороднем автобусе Москва — Муром следовать примерно 4 часа | 4,5 часа |
На автомобиле | По Горьковской (Нижегородской) автотрассе М7 следовать до г. Владимир. Перед Владимиром поворот направо на Муром (ориентироваться на указатель перед въездом в город). | 4 часа |
Расписание богослужений
День недели | Богослужение | Время |
Понедельник-суббота | Часы. Божественная Литургия. | 07:40 |
Вечерня. Утреня. | 17:30 | |
Воскресенье | Часы. Ранняя Божественная Литургия. | 08:00 |
Часы. Поздняя Божественная Литургия. | 10:00 | |
Вечерня. Утреня. | 17:30 |
Время работы: с 07:30 до 20:00 для паломников и с 10:00 до 17:00 для туристов. Каждая веха богатой на события тысячелетней истории оставила свой след в жизни, укладе и быте обители.
Пережив разные благоприятные и разрушительные для веры исторические эпохи, Спасо-Преображенский монастырь выстоял, сохраняя свою уникальность и пополняя свой духовный и материальный фонд новыми святынями и важными историческими событиями, оставаясь одним из важнейших духовных центров города Муром.
Автор: Розова Татьяна
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о Спасо-Преображенском мужском монастыре в Муроме
Спасо-Преображенский монастырь в Муроме:
https://www.youtube.com/watch?v=K-sDtvGgeoc
Очень слабая и недостоверная статья. Если пишите, то надо не переписывать, а хоть немного поработать над фактами, языком и исторической грамотностью