Санаксарский мужской монастырь – православная обитель, расположенная в одном из живописнейших мест Мордовии. Происхождение названия доподлинно неизвестно. Возможно, свои истоки оно берет от «санав сара», что переводится как «заболоченная местность», или же святой обители подарило свое название озеро Санаксар, которое раскинулось недалеко от монастыря.
История
Санаксарский монастырь в Мордовии был построен на берегу реки Мокши, в окружении лесов и заводей. Годом его основания считается 1659 г. Идея возведения храма на берегу реки Мокши принадлежала дворянину Луке Евсюкову, который, будучи человеком глубоко верующим, выделил под строительство церкви участок земли, находящийся в его собственности.
Для возведение святой обители он пригласил из Кадома игумена Феодосия, известного своей высокой духовностью, который со своими учениками и стал основоположником Санаксарской пустыни.
На протяжении 100 лет Санаксарская пустынь жила и развивалась. Однако к середине XVIII в. она настолько обеднела, что была приписана к Саровской пустыни. Все изменилось, когда в Санаксар переехал монах Феодор Ушаков (в миру Иван Игнатьевич Ушаков).
Прожив до этого 2 года в Сарове, он попросил дать ему пришедшую в упадок Санаксарскую обитель, которая находилась в 3 верстах от города Темникова. В 1759 г., получив разрешение, отец Феодор со всеми своими учениками переселяется в Санаксарскую пустынь с твердым намерением возродить ее. Преподобный Феодор не только возродил обитель, но и дал ей архитектурный и духовный «образ».
За три года пустынь преобразилась: был сделан ремонт, введен строгий устав для братии. 13 декабря 1762 г. епископ Тамбовский преосвященный Пахомий уговорил Феодора Ушакова принять священство и стать настоятелем обители. Под руководством отца Феодора Санаксарская пустынь значительно укрепилась и разрослась.
В 1764 г. проходило упразднение многих монастырей, но Ушаков воспользовался своими связями, благодаря чему пустынь не была упразднена. Наоборот, весной 1765 г. Екатерина II даровала ей самостоятельность и повелела называться монастырем. К тому же императрица выделила «1000 рублей серебром», которые пошли на строительство нового каменного двухэтажного собора.
С 1764 г. началось строительство каменных построек. С этого периода и начинается расцвет Санаксара. Храм, который сохранился до нашего времени, был заложен отцом Федором в 1765 г. и строился под его непосредственным руководством и с его участием. Строительство проходило с 1765 по 1774 г.
С собора Рождества Пресвятой Богородицы началось строительство каменного храмового комплекса, которое было продолжено и после смерти отца Феодора. К началу XIX в. архитектурный ансамбль Санаксарской обители сформировался окончательно. Он пользовался большой известностью, имел влиятельных покровителей и наравне с Саровым выполнял роль духовного центра России.
Однако революционные события 1917 г. изменили привычный уклад духовной жизни монастыря. Чтобы обитель могла продолжить свое существование, в 1921 г. на ее территории была организована религиозная община (коммуна), где братия жила и трудилась под мирскими именами. Время от времени им позволялось служить литургию. Однако это не спасло монастырь.
К 1929 г. он был полностью закрыт. В советский период здесь был сельскохозяйственный техникум, школа механизаторов, пионерский лагерь, в Богородице-Рождественском соборе находилась конюшня, в нижнем храме располагалась тракторная мастерская. Обитель была разграблена и осквернена. А к 1940-м годам церковный комплекс стоял полуразрушенный, обезглавленный.
Однако разворованная и поруганная обитель избежала печальной участи многих других храмов. Здания остались практически целыми, за исключением незначительных разрушений. Есть некоторые утраты, например, была разрушена часовня над погребением преподобного Федора.
Роль оберега сыграла могила Федора Федоровича Ушакова (непобедимого адмирала флота российского), которая находится на территории церковного комплекса. В послевоенные годы она была взята государством под защиту как национальная святыня.
Восстановление же монастыря началось значительно позже. Первая реставрация как памятника архитектуры, подлежащего государственной охране, началась только в 1970-е годы.
Полномасштабные работы, связанные с возрождением храма, восстановлением монастырских построек и внутреннего интерьера собора, продолжились лишь в 90-х годах прошлого столетия, когда 26 мая 1991 г. Санаксарский монастырь был вновь передан в руки русской православной церкви.
Санаксарский монастырь в Мордовии сейчас практически восстановлен. Располагаясь на некотором удалении от различных производств, монастырь находится на самообеспечении. Здесь есть своя пилорама, пекарня, налажено производство ладана, свечей и замечательного церковного вина.
К тому же на территории, принадлежащей монастырю, есть свой сосновый питомник.
Архитектура
Процесс строительства каменных зданий, входящих в архитектурный ансамбль монастыря, занял относительно короткий отрезок времени, поэтому для всего церковного комплекса присуще стилистическое единообразие (прослеживается полное отсутствие эклектики), что отличает его от большинства монастырей, возведение которых продолжалось на протяжении нескольких столетий.
Строительство проходило под непосредственным руководством отца Феодора, а затем старца Филарета. В целом монастырский ансамбль сложился за период с 1765 по 1820-е гг. К концу XVIII в. Санаксар имел уже приблизительно тот вид, который видят сейчас посещающие его паломники.
Санаксарский монастырь в Мордовии – это замкнутое пространство, которое по форме представляет собой трапецию. Ограды в общепринятом понимании здесь нет. Церковная территория по периметру ограждена корпусами келий, соединенных между собой невысокой стеной с 3 угловыми башнями.
Перед главным входом находится построенное в стиле барокко трехъярусное здание пятиглавого собора Рождества Пресвятой Богородицы, являющееся духовным и архитектурным центром всего комплекса. Он располагается перед центральными воротами и огражден со всех сторон другими монастырскими сооружениями, которые выстроились по периметру монастырского двора.
Собор строился по плану, разработанному иеродиаконом Филаретом (Былининым). Храм украшал великолепный резной иконостас. На фасадах здания – разноцветная роспись. Внутреннее украшение стен, также принадлежащее кисти старца Филарета, выполнено в стиле рококо.
Остальные здания расположились по периметру церковного двора вокруг собора Рождества Пресвятой Богородицы:
- Прямо напротив храма с противоположной стороны двора находится колокольня (1776 г. постройки), очертания которой имеют сходство с силуэтами питерских колоколен и башен Александро-Невской Лавры.
- Одноглавая больничная церковь, воздвигнутая в честь иконы Владимирской Богоматери, и больничные кельи расположены в юго-восточном углу двора.
Далее видны:
- настоятельские и казначейские кельи;
- здание трапезной;
- братский корпус;
- корпуса для иеромонахов и монахов.
Строительство жилых помещений заняло менее 15 лет (с 1777 по 1790 г.). За это время были возведены здание трапезной (1777 г.), братские (1779 г.) и больничные кельи, двухэтажный каменный корпус для иеромонахов (1781 г.) и корпус для монахов (1782 г.).
В 1785–1787 гг. за пределами основной территории (так как сама площадь монастырского двора невелика) была построена двухэтажная гостиница для паломников, которую расположили примерно в 100 м от западной монастырской стены. Она также сохранилась до нашего времени.
В 250 м от Святых ворот находится церковное кладбище и каменный храм Воскресения Христова (1805 г.), выделяющийся «столичностью» архитектуры. Он расположен у самой дороги и первым открывается взглядам паломников. С него и начинается первое знакомство с Санаксарской обителью. Чертежи кладбищенской церкви был выполнены лично иеромонахом Филаретом.
Не так давно на кладбище появилось еще одно сооружение, имеющее вид беседки. Данная постройка представляет собой часовню, построенную над местом погребения старца Иеронима, который при жизни был братским духовником.
Кроме этого, у паломников вызывает огромный интерес целебный источник с необыкновенно вкусной водой.
Святыни
Сейчас основными святынями монастыря являются чудотворные мощи двух воинов Христовых: Феодора Санаксарского и Федора Ушакова. В 2004 г. старец Феодор Санаксарский и адмирал флота российского Федор Федорович Ушаков по решению (родной племянник преподобного Феодора) синодальной комиссии по канонизации святых были прославлены в лике общероссийских святых.
Мощи старца Феодора находятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Неподалеку от них расположена искусно вырезанная в форме ладьи рака с мощами «сродника его из дворян» — Федора Федоровича Ушакова.
Здесь же в храме покоятся мощи преподобноисповедника Александра (последнего перед закрытием настоятеля Санаксар).
В монастыре находятся особо почитаемые паломниками и братией иконы Богородицы:
- список XVII в. с Казанской иконы Божьей Матери,
- икона Феодоровской Божьей Матери;
- икона Пресвятой Богородицы, которая именуется «Спорительницей хлебов»;
- Сицилийская, писанная с чудотворной иконы из Дивногорского монастыря Воронежской епархии и принесенная в дар Санаксарскому монастырю;
- Почаевская с ликами Божьей Матери и Бога младенца в окладе из разноцветного бисера и камней.
Санаксарский монастырь в Мордовии имеет и другие святыни, в том числе и с частицами святых мощей.
По инициативе императорского православного палестинского общества Сергея Степашина, а также усердием членов российского благородного собрания в обитель были переданы древние христианские святыни: частицы животворящего древа креста Господня, преподобного Саввы Освященного, святой мученицы Варвары и палестинских мучеников.
Интересные факты и легенды
Санаксарский монастырь в Мордовии существует более 360 лет. За это время происходило множество чудес, свидетельствующих о святости обители.
Одно из первых чудес, которое донесла человеческая память до наших дней, относится к периоду строительства пятиглавого храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Рассказывают, что сразу после того как были вырыты рвы, предназначенные для закладки фундамента будущей церкви, прямо во время молебна прилетел пчелиный рой и опустился на место, определенное для будущего алтаря. Это удивительное событие было знаком свыше, предвещающим монастырю обильную благодать.
О большой святости старца Феодора и адмирала Ушакова говорит тот факт, что при вскрытии в 1949 г. их могил, останки оказались нетленными (даже мундир Федора Федоровича Ушакова находился в отличной сохранности). Святые мощи, пребывающие в обители, славятся чудесами исцеления. Некоторые паломники рассказывают о том, что сюда их направляла сама Царица Небесная.
В 1991 г. произошло чудо, свидетелями которого стали первые насельники монастыря. Рассказывают, что когда они впервые после открытия обители входили в арочные ворота монастыря, то навстречу им вышел седой старец, который затем направился к монастырской стене, расположенной со стороны города Темникова и, подойдя к ней, растворился в воздухе на глазах у изумленных насельников.
Внимательно изучив оставшиеся изображения иеромонаха Феодора, свидетели события утверждают, что именно он был тем загадочным старцем, который встречал их за воротами вновь открытого Санаксарского монастыря.
Несколько лет назад зафиксировано еще одно чудо. В церкви Рождества Пресвятой Богородицы обновилась чудодейственная икона Феодоровской Божьей Матери, которая теперь находится в алтаре собора.
Режим работы и расписание богослужений
Литургия в обители совершается ежедневно в 8:00. По воскресеньям служится еще в 6:00 ранняя литургия, которая проходит во Владимирской церкви. Начало вечерней службы — в 18:00, всенощная накануне воскресных дней и праздников бывает в 17:00.
Особо празднуются дни памяти святых, чьи мощи покоятся в монастыре:
- Феодора Санаксарского — 4 марта (кончина) и 4 мая (обретение мощей);
- святого праведного воина Феодора — 5 августа (прославление) и 15 октября (кончина);
- преподобноисповедника Александра — 27 августа (кончина) и 18 сентября (обретение мощей).
Особо торжественно 21 сентября отмечается престольный праздник монастыря — Рождество Пресвятой Богородицы.
Контакты
- Почтовый адрес: 431220, Мордовская республика, г. Темников, Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.
- Официальный сайт: sanaxar.
- Телефоны: (83445) 2-91-70, 2-91-02.
- Монастырская гостиница. Телефон: 8-917-990-14-66.
Как добраться
Санаксарский монастырь в Мордовии можно посетить в составе экскурсионной группы или самостоятельно добраться до святых мест на автобусах, которые отправляются в монастырь из многих городов России.
Также возможны и другие варианты:
№ | Пункты прибытия | транспорт | Остановки |
1. | до г. Темников | поезд | ст. «Зубова Поляна» |
автобус | г. Темников | ||
2. | от г. Темников до монастыря | автобус | деревня Алексеевка |
пешком | 2 км до Санаксарского монастыря |
Если пунктом отправления является Дивеево, то следовать придется через Вознесенск, Теньгушево, Темников, а далее от Темникова до Санаксар.
Добраться до Санаксарской обители можно на автомобиле. Для этого необходимо двигаться по трассе М-5 («Урал») до Зубовой Поляны (это 440 км от Москвы, 201 км от Саранска), которая располагается на территории Мордовии. На 20 км необходимо свернуть налево на трассу Р-180, идущую по направлению к Краснослободску, и двигаться, минуя Темников (оставив его справа), по указателю на Санаксар.
Где остановиться
В Санаксарской обители (как и 300 лет назад) есть гостевые дома, в которых могут останавливаться паломники. Максимальный срок пребывания в них ограничивается 3-я днями. Однако проживание и питание гостям здесь предоставляются бесплатно.
В связи с тем, что Санаксары – это мужской монастырь, размещение мужчин организовано внутри обители, а для женщин отведены помещения, которые находятся за пределами монастырского двора.
Сейчас Санаксарский монастырь, находящийся в Мордовии, является действующим монастырем и представляет собой один из самых оживленных паломнических центров. К тому же он находится в статусе памятника архитектуры, который состоит под охраной государства и включен в проект «Золотое Кольцо России».
Автор: Ирина Журавка
Видео о монастыре
Фильм о Санаксарском мужском монастыре в Мордовии «Повесть о монашестве»: