Спасо-Преображенский монастырь в Рязани – одна из старейших обителей России. По нению историков, впервые он принял иноков в конце XIII века, под охраной стен кремля старого города. После революции долгое время не функционировал. Возобновлена работа была только в 1996. Сейчас это небольшая обитель, где, вместе с настоятелем, служат всего 5 человек.
Адрес Спасо-Преображенского монастыря в Рязани
Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) расположен в сердце исторической части областного центра, на территории историко-архитектурного заповедника «Рязанский Кремль», в окружении парковой зоны. Точное местонахождение: ул. Кремль, д.1.
Как добраться на машине
Спасо-Преображенский монастырь находится вблизи от Москвы. При путешествии на машине автомобилисту требуется ехатьот столицы по федеральной трассе М-5 «Урал». Расстояние до места назначения составит 180 км. Припарковать автомобиль можно на стоянке, расположенной слева от аллеи, ведущей к музею.
Как доехать на общественном транспорте
Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) расположен в пешей доступности от Приокского автовокзала. От центрального автовокзала, на который приходят автобусы из Москвы, и одного из 2-х железнодорожных вокзалов Рязани необходимо ехать на троллейбусе №1,10, 17, автобусе или маршрутном такси №41 или 75, следующим до остановок «Площадь Ленина» или «Соборная».
Там уже можно увидеть колокольню и купола Успенского собора. Прогуливаясь по старинной Соборной улице, путешественник увидит памятник князю Олегу Рязанскому. За ним расположена арка, пройдя через которую он вступит на аллею, ведущую к мосту через рвы Кремля.
Далее потребуется обогнуть колокольню с правой стороны. Откроется часть стены с деревянными воротами. Рядом с ними посетитель найдет табличку с названием монастыря. Войдя на территорию, справа гость увидит Братский корпус, слева от дорожки расположены 2 основных храма обители.
История монастыря
Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) создавался вместе с новым местом жительства горожан, бежавших из сожженной войсками Батыя прежней столицы В письменных источниках той эпохи уже упоминается монастырь, построенный в стенах крепости.
Важная веха развития обители связывается с именем князя Олега, памятник которому работы скульптора Зураба Церетели, стоит перед Кремлем. Во время правления князя город посещал Сергий Радонежский. Наибольший вклад в экономическое благосостояние иноков внес правивший в конце пятнадцатого века князь Иван Васильевич, он жаловал многочисленные земельные наделы.
Обитель вскоре стала неотъемлемой частью жизни резанцев. По сложившемуся обычаю утренний призыв на молитву всегда начинался с колокольни Спасского собора. Тогда настоятели были архимандритами, этот чин дается руководителям наиболее крупных монастырей, что подчеркивало значимость обители для князя и горожан.
Со времен Ивана Грозного они призывались на проходившие в Москве соборы, первым из них стал проходивший в 1589 году, где был поставлен вопрос о возможности четвертого брака государя. 1653 год ознаменовался решением патриарха, которое сопровождалось указом царя Алексея Михайловича.
Грамотой настоятелям обители, а им тогда был Боголеп и Солотчинский Сергий, даровано право ношения белой шапки при проведении богослужений.
Чуть позже к этому праву добавилось и разрешение использовать в процессе службы ковер, так, как принят у архиереев. Уже во времена империи, в 1742 г. настоятелям была дарована еще одна привилегия. Они получили право ношения наперсного креста в повседневной жизни, что также выделяло их и подчеркивало значимость.
В 1757 году правящий архиепископ Рязанский издал указ, согласно которому обитель была причислена к первостепенным. Это привело к появлению здесь наместников. В этот же период настоятели по должности стали руководить епархиальной семинарией, что одновременно и подчеркивало статус монастыря, и повышало значение духовного училища.
С 1868 года обитель возглавляли викарные епископы. Штатная численность насельников всегда было невелико, перед революцией она составляла 16 человек. По решению советской власти в 20-х годах ХХ века обитель была уничтожена. В 1996 году началось ее возрождение, начало которому положило благословение архиепископа Павла.
Несколько зданий музея-заповедника были переданы братии. Сейчас он является действующим. Его территория не отделена от территории музея-заповедника.
Архитектор и внешняя отделка монастыря
Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) является составной частью Рязанского Кремля. Единые стены опоясывают как здания, в которых расположены музейные экспозиции, так и корпуса обители. От былой архитектуры комплекса сохранилось немногое. В XIX веке территория с 3-х сторон была защищена каменной стеной.
С восточной стороны она была ограждена зданием Архиерейского Дома (сейчас он входит в состав музея как дворец князя Олега). В стенах было двое ворот, одни из них — северные, через которые и поныне входят в монастырь, сохранились полностью. Западные, выходящие к валам Кремля, позволяют полюбоваться на изящные башни, к которым крепились створки.
Их архитектура повторяет контуры защитных сооружений стен Кремля. После входа в Северные ворота справа можно было видеть братскую трапезную, за ней располагалась круглая башня и житница. Сейчас в это ряду построек сохранился только братский корпус и дом настоятеля, надстроенная над ним стеклянная галерея утрачена. На востоке от застроенной территории располагалось кладбище.
Архитектурный ансамбль монастыря
Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) сегодня включает в себя несколько церквей и зданий хозяйственного назначения.
К его ведению относятся 3 храма:
- Собор Спаса Преображения (передан в 2003 году). Возле него сохранилось несколько надгробий кладбища. В одной из могил похоронен русский поэт Плещеев;
- Церковь Богоявления Господня. Первая постройка обители, сооруженная не из дерева. Сейчас реставрация ее окончательно не завершена. Она сооружена с 2 приделами — во имя Покрова Божией Матери и Иоанна Богослова, а также колокольней, на которой звонят 6 колоколов;
- Церковь Иоанна Богослова в Гостинице Знати, относящейся к территории музея, не действует.
Также в одной из башен кремлевской стены, обращенной к сохранившимся защитным валам, расположена часовня Пантелеймона Целителя, сооруженная в 1904. Частично сохранилась северная стена, плавно переходящая в защитные сооружения Кремля.
Внутреннее убранство
Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) позволяет оценить в полной мере внутреннее убранство действующего и открытого для прихожан Спасо-Преображенского собора. Братские корпуса закрыты для посещения, церковь Иоанна Богослова пока полностью не реконструирована. Храм возведен на рубеже XVII – XVIII веков, освящен в первые годы восемнадцатого столетия.
Средства на сооружение предоставил рязанский купец М.Немчинов. Здание возведено как бесстолпный четверик, дополненный на восточной стороне трехчастной апсидой, венчает его одна небольшая глава с голубым куполом. Убранство собора очень скромное, это карниз с поясом ложных абсид и тройные колонны по углам четверика.
То, что здание относится к стилю нарышкинского барокко, подчеркивается резными наличниками и многоцветными изразцами на окнах. Скромный изразцовый пояс украшает и апсиду. Воссоздан высокий иконостас, возобновлены старинные росписи.
Святыни и мощи монастыря
Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) гордится тем, что в его стенах находится икона Матери Божией «Нечаянная радость», признанная чудотворной. С ней связана таинственная история обретения. Передана в дар храму она несколько лет назад москвичом Георгием. Однажды, столичный коммерсант зашел в случайный частный магазин и увидел лежащий рядом с мусором образ.
Желая спасти от поругания, коммерсант приобрел икону. Она была изуродована, лики были покрыты царапинами, у Матери Божией не было руки. После находки москвич получил травму во время занятий спортом, оказался почти полностью парализован. Он долгое время молился перед найдены образом и выздоровел, снова смог активно двигаться.
Образ был привезен игумену Евфимию для реставрации.
После Георгий не расставался с ней, возил ее с собой в паломничества в Иоанно-Богословский монастырь. На рождественские праздники в 2016 году икона замироточила, после чего была покрыта лаком, что повредило красочный слой. Вскоре ей снова понадобилась реставрация.
Тогда она заняла свое место в монастыре. После второй реставрации она начала мироточить еще более активно. В храме сделали для образа деревянный киот и завели тетрадь, в которую получившие помощь делают записи. Моление с акафистом проводится каждое воскресенье, в 7-45.
Также прихожане храма приходят сюда к таким образам, как:
- Спас Нерукотворный. Он также иногда мироточит;
- Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», у нее часто можно увидеть прихожанок, читающих акафист
- Икона святого праведного Иоанна Кронштадтского, в киоте которой находится часть рясы подвижника.
О каждом из них рассказывают истории о помощи в беде, здоровье, семейных делах. Есть в монастыре и чудотворные мощи.
Это:
Святыня | Описание |
святителя Феофана, Затворника Вышенского | Епископ Православной российской церкви, богослов. Родился в Орловской губернии. Канонизирован в 1988, как подвижник веры и благочестия. |
святителя Луки Крымского | Знаменитый врач В.Войно-Ясенецкий. Родился в Керчи. Архиепископ Крымский. Целитель. Мощи хранятся в соборе во имя Святой Троицы в Симферополе. |
святого праведного Иоанна Кормянского | Родился в Могилевской губернии в 1837 год. Служил в д. Огородня Гомельского уезда, где открылись его духовные способности. Не дожил до революции, но предсказал ее приход. Мощи покоятся в Свято-Иоанно-Кормянской обители в Гомельской области. |
святой блаженной старицы Матроны Московской | Родилась в Тульской губернии в 1881 году. Слепая девушка могла исцелять больных и предсказывать. Мощи хранятся в Покровском женском монастыре в Москве. |
святой преподобной благоверной княгини Евфросинии Полоцкой | Евфросиния Полоцкая, до пострига звавшаяся Предслава, праправнучка святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь. Основала монастыри и многие храмы, учила грамоте. Мощи покоятся в Полоцком Спасо—Евфросиниевском соборе. |
святой преподобной Манефы Гомельской | Родилась в 1918 году в деревне Севруки под Гомелем. Схимомонахиня несла подвиг в миру, утешая страждущих во время ВОВ. Нетленные мощи хранятся в Свято-Петропавловском соборе г. Гомеля. |
Ранее митрополит Рязанский и Михайловский Павел был направлен на служение в соседнюю страну, и стал митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси, благодаря чему в храме появились мощи белорусских святых.
Наставники
Спасо-Преображенский монастырь с 21.10.2015 возглавляет игумен Евфимий (Шапкин). Духовное образование он получил в Рязанской семинарии, светское ранее было получено в художественном училище. До перехода в обитель он был иноком в Иоанно-Богословском монастыре.
Хиротонисан во диакона — 13 апреля 1997 года, и, сразу после этого, во иерея — 24 апреля 1997 года. По своему послушанию он реставрирует иконы, используя навыки, полученные в художественном училище.
Расписание служб, режим работы
Спасо-Преображенский монастырь приглашает верующих на богослужения.
Они проводятся в обычные дни:
- в будни (с понедельника по пятницу) вечерняя служба происходит в 16.45, утренняя начинается — в 6.40;
- в субботу утреннее богослужение начинается в 8.00;
- всенощное бдение проводится в праздничные дни в 17.00.
Также по воскресеньям, в Двунадесятые праздники и на чтимый прихожанами Покров Богородицы, а также в день памяти апостолов Петра и Павла монастырь проводит две литургии: в 6.15 – в реставрируемом Иоанно-Богословском храме и в 8.30 – в Преображенском соборе.
Обычно в эти дни на службе присутствует множество прихожан. Также каждое воскресенье после поздней литургии проводится молебен с освящением воды. Территория монастыря открыта для посещения круглосуточно.
Правила посещения монастыря
Спасо-Преображенский монастырь неотделим от территории музея, поэтому среди зданий обители можно ходить в том виде, который удобен паломнику и туристу. Общие правила посещения территории заповедника расположены у входа в него. Они стандартны, включают в себя традиционные нормы поведения в музее и в общественных местах.
При входе в храм требуется выключить мобильный телефон. Женщинам, если они пришли в брюках и с непокрытой головой, в храме предложат юбки и платки. Мужчинам придется обнажить голову.
Престольные праздники
Спасо-Преображенский монастырь призывает прихожан прийти на службу на основные престольные праздники, в честь которых освящены его церкви или приделы к ним.
Это:
- Преображение Господне — 19 августа. Основной собор обители в этот день особенно многолюден;
- Богоявление (Крещение Господне) — 19 января, на водосвятный молебен собирается несколько сот прихожан;
- Иоанн Богослов, апостол — 9 декабря, службы происходят в реставрируемой церкви.
Посещение обители в эти дни позволит понять, насколько рязанцы почитают старейший из своих монастырей.
Интересные факты про монастырь
Спасо-Преображенский монастырь относился к числу монастырей второй категории. Насельники его жили скромно. В 1911 веке одну из келий описывают как 3 комнаты, к которым примыкает небольшая кладовая, где из вещей можно видеть только 2 кастрюли и 2 сковороды, все медные, керосиновую лампу, простой жестяной, без каких-либо излишеств, самовар.
200-300 лет жизни все здания комплекса были деревянными, и только после сожжения их войсками польского короля Владислава в 1647 году был возведен первый каменный храм. Сейчас при обители по традиции работает духовная семинария, ее возглавляет игумен монастыря.
Информация для паломников
Спасо-Преображенский монастырь расположен на территории Кремля в Рязани. Паломники могут встретить здесь многочисленные экскурсии, часто на территории музея проводятся городские праздники и концерты под открытым небом. Это не даст возможности ощутить монастырское уединение. Приобщиться к святыням можно в храмах.
Источника со святой водой на территории монастыря нет, как и общественной трапезной. Рядом с принадлежащим епархии и расположенным рядом с комплексом зданий обители Христовоздвиженским собором можно купить продукцию Иоанно-Богословского мужского монастыря, расположенного в селе Пощупово. Это хлеб, пирожки, пряники.
Утром выходного дня там же Рязанская епархия угощает прихожан и паломников горячим чаем.
Монастырь предлагает паломникам различные формы социального служения. О них и об экскурсиях по святым места, организованным епархией, можно узнать на стенде, расположенном у входа собор.
Посещение Спасо-Преображенского монастыря позволит приобщиться к святыням и ранним страницам истории Рязани. Обитель развивается, здания реставрируются, и участие в ее жизни станет важным делом для каждого христианина.
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о Спасо-Преображенском монастыре, Рязань
Внешний вид и обзор Спасо-Преображенского монастыря: